- Узнать некоторые отличительные характеристики произведений.
- Научиться определять тему и главную мысль лирического произведения.
Название этапа | Содержание этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Литературная разминка | Прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки в конце каждого предложения. Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце – одно на свете. Только мама – одна на свете. Кому посвящено это стихотворение? С чем сравнивается мама? Почему мы начали со стихотворения о маме? О ком мы говорили на предыдущем уроке? | Выразительно читают стихотворение в паре. Стихотворение посвящено маме. Мама сравнивается с солнцем. Мы говорили о близких людях, а мама – самый близкий человек. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание по плану. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: пробное учебное действие; фиксация затруднения. | Беседа. Определение темы. Проверка д.з. (чтение стихотворений 1) Р. Рождественский «…На земле хороших людей не мало…» 2) Ю. Энтин Песня о маме 3) Б. Заходер «…С папой мы давно решили…» наизусть по выбору). | А не так давно мы отмечали праздник, посвященный мамам. Какой? Как вы поздравляли своих мам? Кто из вас уже догадался, кому будет посвящён наш сегодняшний урок? Верно. А тема урока звучит так: « Нет милее дружка, чем родная матушка». Как вы понимаете это предложение? Дома вы должны были выучить наизусть любое стихотворение с.70-71. Кто из вас выучил стихотворение о маме? | -8 марта Дарили открытки, читали им стихотворения. Мамам То, что мама – это лучший друг. Дети читают наизусть в паре | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Работа с учебником. Чтение стихотворения А. Барто «Перед сном», с.72 Беседа о прочитанном стихотворении, выявление темы, характера героя. | Кто из вас знаком с произведениями Агнии Барто? Прочитайте название стихотворения А. Барто. Можно ли по названию сказать, что в нём будет говориться о маме? Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Перед сном». Это стихотворение о маме? Какие слова помогают понять, кто является героями этого стихотворения? Можно ли сказать, что это ребенок и его мама? Как ребенок относится к маме? Из каких слов мальчика можно сделать вывод, что он очень любит свою маму? Считаете ли вы маму своим другом? Делитесь ли вы с ней своими проблемами? Если нет, то почему? Как вы общаетесь со своими мамами? Как вы понимаете значение выражения: «не стоять над душой»? Как вы думаете, какие слова помогают нам определить характер героя этого произведения? Какой этот мальчик? Можно ли считать произведение А. Барто лирическим? Почему? Можно ли считать, что мальчик огорчён поведением своей мамы? Где, в тексте это видно? Давайте расставим ударения и паузы, чтобы вам было легче читать стихотворение. Читает стихотворение повторно, указывает на паузы и ударения. Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто «Перед сном», выразив любовь мальчика к маме с помощью соответствующей интонации. (Следит за правильностью прочтения слов) | Нет. Слушают учителя. Да. Сядь со мной; не стою над душой; жду, молчу; целый вечер ты со мной не была. Да. Всегда. Радостно, весело, долго, с удовольствием, часто, редко. Не надоедать. Я всё жду, всё молчу. Как большой… Да, потому, что здесь описываются чувства и переживания. Да. Целый вечер ты со мной не была. У тебя всё дела, да дела. Слушают учителя, следят за текстом, делают пометки карандашом в учебнике. Работа в группе Четыре ученика, по цепочке читают стихотворение, по абзацу. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Работа с учебником. Чтение стихотворения Р. Сефа «Если ты ужасно гордый…» Беседо о прочитанном стихотворении, выявление темы, характера героя. | Перейдём к странице 73. Я читаю, вы следите. Выразительно читает стихотворение. Расскажите, приходилось ли вам просить прощение у мамы и за что. Объясните значение слов: «гордый» «независимый» А как вы понимаете выражение: «Оставаясь очень твёрдым…» А теперь давайте попробуем определить тему стихотворения. О чём оно? Вы конечно же правы. Прощения нужно просить у всех. А у мамы в особенности. А давайте определим характер героя этого стихотворения. Какой он? Как вы думаете, можно ли утверждать, что в этом стихотворении автор призывает читателей быть гордыми и твёрдыми? А к чему он призывает? Давайте расставим ударения и паузы, что бы вам было легче читать стихотворение. Читает стихотворение повторно, указывает на паузы и ударения. (Особенно в последних 2-х строчках) Хорошо. Кто попробует прочитать выразительно это стихотворение? | Слушают. Рассказывают случаи из жизни. С чувством собственного достоинства, сознающий свое превосходство Тот, кто ни от кого не зависит. Оставаясь таким же гордым. Это стихотворение говорит о том, что маму обижать нельзя, а если обидел, то нужно попросить прощения. Гордый, твёрдый, независимый. Нет. Автор призывает, оставаясь таким же твёрдым, тихо попросить прощения у мамы, если ты её обидел. Слушают учителя, следят за текстом, делают пометки карандашом в учебнике. Один ученик выразительно читает стихотворение. Остальные следят. Читают в парах | Личностные : умение проявлять интерес к изучаемому учебному материалу и внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к участникам учебной ситуации, проявлять желание к самооценке, умение осознавать ценностное отношение к содержанию изучаемой темы. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
Физминутка | | | Дети выполняют подражательные движения по тексту Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | |
5. Реализация построенного проекта. Цель этапа: построение и фиксация нового знания. | Беседа о прочитанных стихотворениях. Выражение мнения с приведением аргументов. | Скажите, какое стихотворение вам понравилось больше? Почему? Поясните. Слушает учащихся, задаёт наводящие вопросы. | Первое / Второе Потому, что оно... (доброе, красивое... и т. д.) Оно говорит о … В нём раскрывается… Характер героя в этом стихотворении… | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания. | Выразительное чтение стихотворений по выбору | Давайте послушаем стихотворения, о которых мы с вами сегодня говорили. К доске идёт… и читает понравившееся стихотворение, с учётом пауз, ударений и интонации. Все внимательно слушают. . | От каждой группы выходит один представитель. Слушают. Дают советы по критериям. Дети задают вопросы | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | | Ребята. Сегодня мы с вами познакомились со стихотворениями «Перед сном» А. Барто и «Если ты ужасно гордый…» Р. Сефа. Они разные или чем – то похожи? Давайте откроем тетради и заполним таблицу. Первая строка. Жанр. Конечно же это… Потому, что… Вторая строка. Оба ли стихотворения лирические? Как можно записать тему? Кто является главным героем? Следующая строка: Чувства и мысли героя. Её вы заполняете самостоятельно. И последнюю строчку вы заполняете самостоятельно. Все знают, что такое главная мысль? План сравнения | А. Барто «Перед сном» | Р. Сеф «Если ты...» | Жанр | | | Лирическое произведение | | | Тема | | | Главный герой | | | Чувства, мысли героя | | | Главная мысль | | | | Эти два стихотворения похожи тем, что они о маме. Но в остальном они разные. Открывают рабочие тетради. Стихотворение Здесь есть рифма Да, потому что раскрываются чувства в двух стихотворениях Вечер с любимой мамой, трудно просить прощения. Маленький мальчик Заполняют таблицу. Да. Выполняют задание. | |
8.Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера. | Рассказ о мамах, составление пословиц, дополнительное прослушивание стихотворений из домашнего задания. Д.З. | Хорошо. А теперь давайте расскажем друг другу, какие у нас мамы. На доске пословицы, но они рассыпались. Соберите их: При солнышке тепло, при матушке добро. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Как понимаете эти пословицы? Задаёт домашнее задание. (Выразительное чтение стихотворений) | Работа в паре или группе. Несколько учеников рассказывают о своих мамах. Остальные слушают, задают вопросы. Собирают пословицы. | Личностные : умение проявлять интерес к изучаемому учебному материалу и внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к участникам учебной ситуации, проявлять желание к самооценке, умение осознавать ценностное отношение к содержанию изучаемой темы Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | С какими стихотворениями мы сегодня познакомились? Какова была тема сегодняшнего урока. Как мы её раскрыли? С помощью чего? У каждого на столе лежат два разноцветных листочка. Оцените свою деятельность, выбрав один из листочков «розовый» - вы очень довольны своей работой, «голубой» - вы работали хорошо, но могли бы ещё лучше. | «Перед сном» А. Барто и «Если ты ужасно гордый…» Р. Сефа «Нет милее дружка, чем родная матушка» С помощью чтения стихотворений, рассказов о маме. Выбирают нужный листик. Поднимают. | |