СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирическое в рассказе Юрия Казакова "Оленьи рога"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лирическое в рассказе Юрия Казакова "Оленьи рога"»

Лирическое в рассказе Ю.П.Казакова «Оленьи рога» (7 класс)

Ю.П.Казаков – «один из самых светлых, чистых и пронзителъных... талантов, писатель со своей какой-то особенной, щемящей интонацией.»

(Из учебника «Русская словесность» для 7 класса под редакцией В.В.Савельевой)


Представленные им рассказы поражают силой эмоций, законченностью и стройностью, это – произведения болъшой литературы...

В. Ф. Панова

І. Вступление

– Вдумайтесь в формулировку темы урока. О чем мы сегодня будем говорить?

Итак, нам предстоит разговор о лиризме рассказа Ю. Казакова «Оленьи рога». Что означает термин «лирика»?

На проекционной доске дается определение:

Лирика – (от греческого – лира – музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературно- художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ- переживание, выражение чүвств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом, выражает живое, непосредственное чувство, переживание. Каждое слово в лирике несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку.

(из книги «Литература. Справочные материалы», М., «Просвещение», 1989 год).

  • Обратите внимание на подчеркнутые ключевые слова. Что же является главным объектом изображения в лирическом произведении?

(Образы-мысли, образы-переживания, т. е. внутренний мир героя).

– О ком этот рассказ? Знаем ли мы, как зовут девочку, откуда она приехала, какова была ее прошлая жизнь? Что мы о ней знаем? (Автору неважно, откуда она, как жила раньше; он не называет ее имени, но говорит о том, что ей 16 лет и она до сих пор «втайне от всех, стыдясь, зачитывается сказками», что ее воображение наивно и романтично, что она верит в чудеса. Для него важен тот период ее жизни, который изображен в рассказе, важны те жизненные впечатления, которые она сейчас получает, и те переживания и чувства, которые она испытывает сейчас. (Обращаем внимание учащихся на выделенные слова в определении лирики: «отдельные состояния характера в определенный момент жизни»).

– «Каждое слово в лирике несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку», поэтому постараемся не упустить ничего, чтобы постичь художественный мир этого рассказа. В связи со всем вышесказанным можете ли вы ответить на вопрос, почему в рассказе все глаголы стоят в форме настоящего времени?

(Ученики без труда отвечают на этот вопрос).

  • Какими вопросами заканчивается рассказ? Прочитаем их:

«Какого ответа спрашивает она у сосен, у моря, у весны? Почему снится ей музыка и почему летает она во сне? Почему так важно было ей, что скажет тролль? Почему у нее такое лицо, с такой улыбкой встречает она каждый новый день и так уверенно и страстно ждет чего-то? И кто найдет ее, кто угадает, чего же она ждет?»

Попробуем ответить на эти вопросы...

І. Работа с художественным текстом.

– Чтобы ответить на эти вопросы, давайте найдем те «ворота хронотопов», через которые нам откроется доступ «в сферу смыслов».

– Какие виды пространства изображены в рассказе?

(Дом отдыха – закрытое пространство; открытое пространство природы (лес, море, небо и т. д.) и вымышленное пространство дома, где живут тролли).

– Почему не описывается дом отдыха, комната, в которой живет девочка? Какое пространство изображается более полно, подробно? Почему?

(Более полно изображено открытое пространство природы)

– Охарактеризуем это пространство. (Работа в группах).

Задание 1-й группе:

– На что во внешности девочки обращает внимание автор? Изображение какого портрета – внешнего или внутреннего – преобладает в ее описании? Почему? (Учащиеся находят в тексте примеры, показывающие, что автору интересен внутренний портрет персонажа: он обращает внимание на ее глаза: «прячет одурманенные глаза», «глаза ее загадочны, темны и влажны, потому что она одна и свободна, а воображение ее наивно и романтично», «смотрит в огонь огромными блестящими глазами», «следит блестящими глазами за обитателями дома», «и весь день она сама не своя, смотрит на все вокруг совсем одичавшими глазами», «глаза ее сияют», «с большими темными глазами на пылающем лице».)

Задание 2-й группе:

– Найти в тексте примеры зрительных образов открытого пространства. (Чьими глазами мы видим все это? Обращаем внимание, что жадные глаза девочки видят все вокруг, она очень любит природу.)

(Прыгающие по соснам белки; полутьма медленного рассвета, поросшие соснами холмы, утренняя чистота; подтаявшая вчера днем и замерзшая за ночъ дорожка; замерзшее море с темной полосой воды у горизонта; все светлеет кругом, встает солнце, еще неярко-белое, еще бессильное.

Стоят в лесу дома, один красивее другого, светит солнце, лежат у заборов, у деревьев сине-зеленые тени, прыгают по соснам белки, зеленеет, желтеет на бетонных столбах ограды плотный мох.

А ночью... – все стекляннее вечерняя заря, все глубже и холоднее небо над ней, все синее и пронзительней на востоке звезды. А когда закат погаснет, подернется слабой желтизной, переходящей в зелень, в лиловость, – черными тогда кажутся на его фоне деревья, дома с прозрачными верандами, кирха и крест над ней...)

Задание 3-й группе:

– Найти в тексте образы-звуки, образы-запахи. Какова их роль в изображении пейзажа и во взаимоотношениях девочки с природой?

(Запах мартовского снега; льдинки хрустят, звенят у нее под ногами, этот хруст и звон прозрачен, громок и что-то напоминает ей, давно забытое, до сердиебиения сладкое и тайное. (Что же? Ведь ей всего 16? Может быть, детство – далекое-далекое?); пахнущая морозом; восторгом сотрясает ее глубокий добрый голос диктора; хрустя каблуками...; ночью тягуче вызванивают часы куранты на кирхе, гудит электричка, потрескивает дом, шуршит в водосточной трубе лед, шумит вдали море; остро, колко пахнет зернистым снегом, сосновой корой и горькими липкими почками; слышит тихую музыку; пахнет дымом...)

Задание 4-й группе:

– Какие чувства испытывает девочка от общения с природой?

(Прячет улыбку, прячет одурманенные глаза; беспричинно счастлива, счастье ее свежо и остро, необычайным, сказочным кажется ей все вокруг; с задумчивым любопытством осматривает заколоченные на зиму пустые дома; ей делается отчего-то жутко-весело, как будто входит она в фантастический мир сказок; она боится подумать о том времени, когда ей придется уезжать отсюда.

«Что со мной? Отчего так болит, ноет сердце? И отчего эта боль так сладка?»)

Задание 5-й группе:

– Почему автор изобразил в рассказе именно весну, начало весны? Как перекликается образ весны с душевным состоянием девочки? (см. последний абзац 1-й главы).

На основе ответов уч-ся делаем вывод о том, каким видит девочка окружающий мир, как это ее характеризует.

(Напоминаем, что является главным предметом изображения в лирическом произведении: внутренний мир персонажа).

Продолжение работы с ХТ

Задание 4-й группе:

– Рассмотрим художественное время в рассказе.

Сколько дней девочка живет в доме отдыха? Какие дни автор выделяет отдельно? Почему?

(Живет «уже много дней»; автор выделяет «четвертый день», т. к. именно в этот день девочка открыла для себя мир природы; день, когда она увидела троллей, и «другой день», когда тролли исчезли).

Задание 1-й группе:

– Обратим внимание на детали. Найдите в тексте те фрагменты, в которых упоминается образ окна. Какова роль этого образа в первой главе? Во второй? В третьей? Что дает образ окна для понимания смыслов художественного мира рассказа?

В 1-й главе: «Вечерами в доме отдыха, в гостиной со старинной мебелью растапливают камин. Трещат... дрова, пляшут на стенах багровые пятна, слегка пахнет дымом, и светятся большие холодные окна, выходящие на запад.

А она уже ждет этой минуты, на цыпочках спускается в гостиную, забирается в кресло и смотрит в огонь огромными блестящими глазами.

Иногда, оглянувшись на окна... она подходит к... роялю и открывает крышку». (Почему она оглядывается на окна? Чего оңа ждет от них? Почему «на цыпочках»? Как все ее поведение характеризует девочку? – Она живет будто в сказке и все время ждет чуда.)

Во 2-й главе: «Девочка... смотрит во все глаза на дом: наверху, в мезонине, отворяется окно и наружу выглядывает человечек!

...Наигравшись, они (тролли) бредут к крылъцу, поднимаются в окно, втягивают лестницу внутрь. Окно захлопывается, и дом опять кажется необитаемым.

А ночью она... думает о троллях... дом отдыха безмолвен, но ей кижется, что кто-то ходит по комнатам, заглядывает в окна, трогает клавиши рояля в гостиной.

Она подходит еще ближе к дому и видит сквозъ косые прорези ставен... свет на потолке... тени. Крепко прижав руки к груди, она заглядывает в щель ставня.

Он (тролль) подходит к окну, в щель ставня которого она увидела веселящихся троллей, и показывает на него рукой. Замирая от предчувствия, она заглядывает в щель и тихо вскрикивает».

(Кого она увидела в окне? Почему тролль исчезает? Обращаем внимание на слово «предчувствие». Что же она предчувствует?..)

В 3-й главе: «На другой день она просыпается поздно, когда солнце уже дымно бьет в окно, лежит, расчерченное переплетом окна, палевым квадратом на полу.

...не вытерпев, снова приходит к Оленьим Рогам. Дом необитаем, жалюзи его глухи, тускло блестят оленьи рога на стене, окно в мезонине закрыто.

...Она подходит к дому, обходит его, трогает дверь, узнаёт окно, на которое показывал ей троллъ, ищет щель, но ставни плотны, а дверь наглухо заколочена».

(Внимательно читая текст, работая над словом, учащиеся без особого труда определяют роль образа окна в понимании смыслов ХМ рассказа).

Задание 2-й группе: (Или можно задать этот вопрос всему классу.)

– Какими словами начинается вторая глава? («Случается это...»). Что бы изменилосъ, если бы автор начал эту главу по-другому: «Однажды... вдруг отворилось окно и...»?

(Автор использует слова «случается это...» потому, что девочка верит и знает, что это непременно случится (вспомним слово «предчувствие»), для нее в происходящем нет ничего неожиданного, поэтому здесь неуместны слова однажды, вдруг и т. п. Обратим внимание на роль образа окна в этом фрагменте – задание 1-й группы).

Задание 3-й группе:

– Следы – какова роль этого образа в ХМ рассказа? Почему девочка не обнаруживает своих следов у дома троллей на следующее утро, после того, как тролль показал ей в окно лыжника?

(«Троллей нет! Она ищет свои ночные следы на снегу, но следов не видно, и у нее обрывается, падает сердце от горького разочарования. Значит, она не приходила сюда?»)

Учащиеся приходят к выводу, что она видела троллей лишь во сне. Но у девочки настолько сильно воображение, у нее такая поэтическая, мечтательная натура, что ей кажется, будто все происходило наяву).

Вопросы всему классу:

– Почему девочка увидела троллей в заколдованном доме? Что, по- вашему, воплощает в себе образ этого дома и образ троллей, живущих в нем?

(Она увидела троллей, потому что верила в сказку, в чудо, ждала его – и автор дарит ей воплощение ее мечты. Этот дом олицетворяет собой ее духовный мир, мир детства, мир сказок и чудес).

– Почему именно тролль показал ей то, что она интуитивно искала?

(Сказочный тролль – воплощение мудрости самой жизни. Он ей

показывает выход из мира сказки в мир реальный, путь из детства во взрослость).

– Определим элементы сюжета рассказа. Что является экспозицией? (Первые дни в доме отдыха.) Что может служить завязкой? (События того дня, когда она вышла из дома). Дальше – развитие событий. Какой момент в развитии действия является кульминационным? (Ночь в гостях у троллей). Развязка – исчезновение троллей. А дальше? Начало новой завязки, нового сюжета?.. Почему встреча с лыжником состоится только через волшебный мир гроллей? Что испытывает девочка, увидев лыжника в первый раз? Что она испытывает, убедившись, что его следы не исчезли?

(В первый раз она еще не готова к встрече с лыжником, ей надо было ироститься с детством, проститься со сказкой, чтобы в конце рассказа найти его и почувствовать новую радость, новое ощущение, прежде не знакомое ей. «Ей делается радостно, она опять верит в чудеса, в сны и сказки, она улыбается... кричит... с восторгом слушает звонкое, крепкое эхо... С колотящимся сердцем... прислушивается, ждет ответа, счастливая, в распахнутом пальто, с большими темными глазами на пылающем лице».)

Итоги урока. Обобщение ответов. (Учитель еще раз обращает внимание учащихся на тему урока, на определение лирики, на лиризм рассказа). При наличии времени можно предложить учащимся написать небольшое эссе по итогам беседы.