2.. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы. Задача: актуализировать знания. Сформулировать тему и цель занятия. | Метод организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: поручение, педагогическое требование. Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха, поощрение. Метод контроля: наблюдение, беседа, результаты деятельности воспитанников. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска. | - Ребята, нас всех окружает прекрасный мир, в котором мы можем увидеть необыкновенные пейзажи, красивых животных и ярких птиц. Много ли вы знаете о том, что нас окружает? - Сегодня мы поиграем в игру-соревнование «Знатоки природы». Для того, чтобы определить тему нашей игры, нам нужно отгадать кроссворд. 1. Животное, которое живёт на болоте и питается мухами и комарами. 2. Как называют ученые снежного барса 3. Друг человека 4. Птица, которая по поверьям и сказкам приносит детей их родителям
Л | Я | Г | У | Ш | К | А | И | Р | Б | И | С | | | С | О | Б | А | К | А | | А | И | С | Т | | | |
- Молодцы ребята, вы отгадали тему игры. А полное ее название звучит так: Лиса. Лисица Патрикеевна. Какую цель мы можем поставить на наше занятие? - Ребята, прежде чем приступить к первому туру игры, узнаем ее правила. - Виктория Викторовна будет судьей на сегодняшнем соревновании и будет судить некоторые их этапы. И так давайте узнаем правила. Правила игры «Знатоки природы» Ответы принимаются у команды, которая поднимет сигнальную карточку. Ответы не принимаются, если команда выкрикивает его и не поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает 1 балл. За дополнение команда так же может получить 1 балл. За нарушение дисциплины в классе команда теряет 1 балл. | Проявляют личностные: уважительное отношение к друг другу, положительную мотивацию в деятельности; Проявляют регулятивные УУД: (умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем.) Проявляют коммуникативные УУД: (слушать собеседника;использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение аргументировать свое предложение.). |
Основная часть Задача: познакомить с особенностями лисы, посредством проведение игры-соревнования «Знатоки природы» | метод получения новых знаний (рассказ); метод эмоционального стимулирования (поощрение); метод организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта (временная работа в группах); демонстрация; творческое задание; метод формирования сознания личности (рассказ, беседа); метод стимулирования деятельности и поведения (поощрение); метод выработки учебных умений и накопление опыта (практическая работа) | - Итак, ребята, мы с вами познакомились с правилами игры-соревнования и поэтому сейчас у вас будет 1 минута для того, чтобы выбрать капитана команды и придумать название. - Ребята, время закончилось. Капитаны команд выйдите к доске и по очереди назовите свою команду. (Каждый капитан получает сигнальную карточку разных цветов) - Молодцы команды, вы придумали оригинальные названия. А теперь мы переходим к первому этапу, который называется: «Знаем». На этом этапе, вы внимательно читаете текст, который вам выдадут, на это у вас 3 минуты. После того, как вы прочитаете текст мы будем задавать вопросы. Отвечает та команда, которая первая поднимет сигнальную карточку. За правильный ответ команда получит 1 балл. - Не забывайте, что команда может лишиться балла, если будет подсказывать другой команде, или будет нарушать дисциплину в классе. Лисица – одно из самых красивых хищных животных. У нее изящное удлиненное тело, стройные ноги, длинный пушистый хвост. Голова с заостренной мордой и большими стоячими ушами. Размером лиса с небольшую собаку. Длина тела взрослой особи составляет от 60 до 90 см, длина хвоста – от 40 до 60 см. Вес лисицы обычно не превышает 10 кг. Лисы, живущие в северных широтах, часто крупнее своих южных собратьев. Мех у лисы обыкновенной длинный и пушистый, по большей части окрашен в рыжий цвет. Брюхо чаще белого цвета, реже – черного. Чем севернее живет лисица, тем ярче ее окраска. Иногда в природе встречаются лисы с необычной окраской – черно-бурой, белой. В течение года лисы дважды линяют, меняя свой мех то на зимний – густой и длинный, то на летний – редкий и короткий. Лисы роют в земле глубокие норы с узкими ходами и широкой гнездовой камерой. Свои норы они обычно устраивают на склонах оврагов или холмах, защищенных густой травой и кустарником. Часто к гнездовой камере ведет не один, а сразу два и даже более ходов. Это позволяет лисам в случае опасности убегать от преследователей. Лисицы – это хищники, поэтому их основной рацион состоит из животной пищи. Лисы охотятся как на мелких животных (полевок, мышей, хомяков), так и на более крупных (зайцев и детенышей косуль). При случае, лиса не откажется поймать и птицу или птенца, может охотно полакомится яйцами из гнезда, найденного в траве. При недостатке пищи, лисица может питаться падалью. Лиса – очень осторожный и смышленый зверь, она легко уходит от погони, искусно запутывая следы и прибегая ко всяким уловкам. У лисы хорошее обоняние и слух, благодаря которым она легко обнаруживает свою добычу. Лису достаточно часто называют Патрикеевной, но почему? Все потому, что правил когда-то Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым и изворотливым, чем и прославился. В народной памяти «лисий характер» навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в образе хитрой рыжей плутовки лисы. А лисы всегда считались самыми хитрыми животными, поэтому и получили "отчество" хитрого князя "Патрикеевна». | Внимание вопросы: Чем питается лиса? Почему лису называют Лисица Патрикеевна? Сколько ходов в норах у лис? Почему лиса осторожный и смышленый зверь? Где лисы устраивают свои норы? Какой окрас у лисы обыкновенной? - Молодцы ребята, вы хорошо поработали и получили свои жетоны. -Молодцы ребята, а теперь следующий этап: «Лиса или нет». На этом этапе мы покажем вам фотографии, а ваша задача определить относится ли животное с фотографии к лисам. Поднимите руку кому не понятно.
 Лиса обыкновенная
 Пустынная лисица  Лисица  Собака Красный волк
-- Молодцы ребята, а теперь следующий этап: «Правда или ложь». Для этого этапа нам нужно встать. Мы будем читать высказывание, а ваша задача поднять леву руку, если прочитанное является не правдой, и хлопать если высказывание правда. Команды, которые дадут правильный ответ получают жетон. Поднимите руку кому не понятно. Правда ли, что зимой лиса ложится в спячку. (-) Правда ли, что лиса размерам с небольшую собачку. (+) Правда ли, что лиса очень осторожный и смышленый зверь. (+) Правда ли, что зимой лиса не слышит, как двигается мышка под слоем снега. (-) Правда ли, что у лисы летом шерсть гуще, чем зимой. (-) Правда ли, что многие лисы любят играть с мячом . (+) Правда ли, что Лиса способна бежать быстрым шагом всю ночь напролёт, не останавливаясь. (+) Правда ли, что лиса может воспроизводить не более 10 различных звуков (-) (40) Правда ли, что лисы относятся к семейству кошачьих(-) (псовых) Правда ли, что про лису придумано много народных сказок. (+) Правда ли, что лисы собираются в стаи. (-) - Молодцы ребята, а теперь следующий этап: «Ребусы и шифры». На данном этапе вам будут продемонстрированы ребус или шифр. Команда, которая первая отгадает шифр получит 3 жетона. Вторая отгадавшая команда получит 2 жетона. Третья 3 жетона   исЛа и яцаз Лиса и заяц Ребята, что у нас получилось? Два отгаданных шифра это названия русских народных сказок. Как вы думаете, почему они попали нашу игру «Знатоки природы»? Дело в том, что лиса один из самых распространенных персонажей из русских народных сказок. - Молодцы ребята, а теперь следующий этап: «Творческий». Ребята, на этом этапе командам нужно показать фрагмент народной сказки про лису Ваша задача прочитать фрагмент сказки, распределить роли. Для этого капитаны команд подойдите ко мне и вытяните конверт. На подготовку у вас 7 минут. Данный этап нам поможет судить Виктория Викторовна. _______________________________________________________________________ Лиса и журавль. Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила. Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем! — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости. На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать. Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел. — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. _______________________________________________________________________ Кот и лиса Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу - пускай пропадает. Кот ходил, ходил и набрёл на избушку. Залез на чердак и полеживает себе. А захочет есть - пойдет в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта - и опять на чердак, и горя ему мало! Вот пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала! » Поклонилась лиса коту и спрашивает: - Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашёл и как тебя по имени величать? А кот вскинул шерсть и отвечает: - Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой. - Ах, Котофей Иванович! - говорит лиса. - Не знала я про тебя, не ведала. Ну, пойдём же ко мне в гости. Кот пошёл к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама всё спрашивает: - Котофей Иванович, женат ты или холост? - Холост. - И я, лисица, - девица. Возьми меня замуж! Кот согласился, и начался у них пир да веселье. _______________________________________________________________________ Лиса Патрикеевна У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. _______________________________________________________________________ - Молодцы ребята. В этапе вы все очень хорошо постарались, поэтому получаете по баллу. Но лучше всех выступила команда …. За это она получает дополнительный балл. | Проявляют личностные: Обучающиеся демонстрируют уважительное отношение к окружающему миру, к друг другу, положительную мотивацию в деятельности; осуществляют рефлексивную самооценку Проявляют познавательные УУД (умение работать с различными источниками информации; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ) Проявляют регулятивные УУД: (умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы; различение способа и результата действий; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.) Проявляют коммуникативные УУД:(слушать собеседника;использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение аргументировать свое предложение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;). |