Разработка урока будет полезна для учителей начальных классов, работающих по УМК «Планета знаний». Урок проводится в 4 классе, во втором полугодии.
-уметь делать выводы: находить главное в изучаемом объекте; устанавливать главную причину явления;
- уметь кратко оформлять высказывание,
-оценивать результаты своей и чужой деятельности.
- делать выводы в результате совместной работы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
-– умение работать в паре и группе.
- умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения
Этап урока | Время, мин | Методы и приемы работы | Формы организации УД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
1.Организационно-мотивационный момент | 2мин | Словесные , наглядные, создание ситуации успеха | Коллективная | Сегодняшний урок литературного чтения я предлагаю начать со стихотворения мальчика Коли Полякова. Это стихотворение было напечатано в журнале для детей «Костёр» Как вы понимаете эти строки? –Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Проверьте: на парте должен быть учебник, тетрадь, пенал и дневник. Не забывая «золотые» правила поведения, начинаем урок. | Читают с доски. Я с детства с книгами дружу, По строчкам пальчиком вожу, И целый мир за это Мне выдает секреты. Отвечают. Отвечают. Проверяют. -«Золотые» правила поведения. 1. Один говорит, остальные слушают 2.Хочешь сказать, подними руку. 3.Главное на уроке – тишина. | Карточки над доской. |
2.Проблемная ситуация. | 2 мин | Проблемный, наглядный, словесный. | Коллективная, индивидуальная | Автор, чьё произведение мы сегодня прочитаем, говорил про себя: «Фамилия моя звучит, согласитесь, не очень поэтично. Это вам, конечно, не звонкий Маршак… Но, если её прочитать задом наперёд, то получится Гело Возугрук». Прочитайте фамилию и имя автора. | Читают на карточке. | Карточка: Гело Возугрук |
3.Постановка цели и темы урока | 3 мин | Проблемный, наглядный, словесный. | Коллективная | Карточка переворачивается. Прочитайте тему сегодняшнего урока. Поставьте цель. Как вы думаете, о чём это произведение? По какому плану будем работать? На доске карточки с пунктами плана, но они стоят не по порядку. Восстановите план. | Вступают в диалог с учителем, Читают тему, определяют цель урока. Предполагают. Восстанавливают план урока. 1.Знакомство с автором. 2.Словарная разминка. 3. Знакомство с произведением. 4.Анализ произведения. 5. Творческая работа. | Карточка Карточки. |
3. Открытие обучающимися новых знаний. 4.Физкультминутка. 5. Открытие обучающимися новых знаний ( продолжение) | 7 мин 1 мин 4 мин | Практический Словесный, практический. практический | Работа в парах Парная. Фронтальная. Коллективная. Коллективная. | 1.Знакомство с автором. На парте у каждой пары карточка, на которой краткая биография автора. Зачем нам знать биографию автора? Прочитать текст и закончить фразы, написанные на доске. Проверка. Поднимите руку, кто не ошибся в продолжении фраз. Вы сказали, что Кургузов работал редактором. Как вы поняли это слово? Друзья называли Кургузова лучезарным человеком. Что значит ЛУЧЕЗАРНЫЙ? Ребята. Подумайте, а вас можно так назвать? Кого в классе вы можете назвать «лучезарный»? Оцените работу в паре. А - работали дружно, справились с заданием. Б - спорили, но договорились. В - не пришли к единому мнению, не справились. 2. Словарная работа. -Для чего этот этап? Откройте тетрадь, найдите приклеенную карточку. Как вы понимаете эти фразы? Объясните в паре с соседом. Странное видение – Единственное исключение – Профессор-филолог- Начинать с азов – Дирижёрская палочка – Приглядитесь – Проверка. Если ваше объяснение совпадает, поставьте около фразы +. Поднимите руку, кто объяснил все фразы правильно? «Едем с мамой в зоосад» Прочитаем произведение. После чтения ответьте на вопрос: -Это произведение Кургузова – сказка или фантастический рассказ? Да, ребята, это сказка. Но не простая, а показательная. Почему? | Отвечают. Дети работают в паре, читают текст, подчёркивают продолжение фраз. 1-ый читает начало, 2-ой продолжение. 1.Родился… 2.После школы учился… 3.При его активном участии…. 4.Ушёл из жизни… 5.Друзья называли… Оценивают. Объясняют. Находят в «Толковом словаре». Предполагают. Зачитывают на слайде: Лучезарный-доброжелательный, искренний, светлый. В его обществе всегда тепло и светло. Желающие озвучивают ответ. Отвечают. Отвечают. Работают в паре. Зачитывают предположения Оценивают работу. Проводит дежурный. Чтение цепочкой. Это сказка. Предполагают. | На парте карточка (приложение 1) На доске незаконченные предложения. Словарь. Карточки с буквами. В тетради карточка. . |
6. Первичное закрепление | 9 мин | Работа с текстом | Фронтальная Парная. Индивидуальная. | Назовите главного героя произведения. Прочитайте, какая первая надпись появилась на тарелке. Что скажете про макароны, они какие? Кто сегодня, придя в класс поздоровался? Прочитайте, что произошло дальше? Как развивались события дальше? В каком слове была допущена 1-ая ошибка? Прочитайте. Обсудите с соседом : Что заставило Фунтика вздрогнуть? Почему? Прочитайте в паре последний текст, который составили макароны. Найдите ошибки. Что теперь думаете про макароны? Почему макароны были безграмотными? Что вам надо делать, чтобы быть грамотными? Кто считает себя грамотным? Проверим? В первом абзаце найдите словарные слова. Самопроверка по карточке. В 1-ом абзаце найдите глагол с безударным гласным, а во 2-ом – проверочное слово. Самопроверка по карточке. В последнем абзаце найти предложение с однородными членами. Самопроверка по карточке. Кто получил три +? Подарим им аплодисменты. | Отвечают. Привет! Отвечают. Находят, зачитывают. Отвечают. Зачитывают. Обсуждают, отвечают (так воспитанные люди не говорят) Выполняют. Они безграмотные. Их никто не учил, а сами нигде не могли научиться. Отвечают. Проверка. В тетради ставят +, если правильно, +, если не все слова, -, если всё неправильно. Проверяют, оценивают. (+или -) Проверяют, оценивают. (+ или -) Встают. Хлопают. | Карточка со словарными словами. Карточка Карточка. |
7. Углубление знаний | 6 мин | Практическая значимость. | Самостоятельная. | Прочитать ещё раз произведение. Что Кургузов хотел сказать вам, написав эту поучительную сказку? Какие выводы вы сделали для себя? | Перечитывают. Отвечают, делают вывод. | |
5.Физминутка | 2 мин | практический. | коллективная | Упражнения для глаз. | Ученики выполняют соответствующие движения | |
6.Творческое задание Домашнее задание | 6 мин | Практический. | Самостоятельная. Коллективная | Переходим к последнему этапу. Творческое задание. Напишите в тетради, какими словами макароны могут поблагодарить Фунтика. Кто желает зачитать? Оценивание. Чья работа вам понравилась больше всего. Книги Кургузова можно найти в библиотеке. На слайде вы их видите. «Мой кот-инопланетянин» - это последняя книга Олега Кургузова. Книга о том, насколько важны в жизни семья и любовь. Её герои открыты миру добра. Писатель устами маленького мальчика озвучил главный закон, на котором строится семья. «Мама любит папу. Папа любит меня. Я люблю маму. Вот и получается круговорот любви в семье. А самое главное – родители могут пообещать своему ребёнку, что они всегда будут рядом. И это чистая правда. Любите своих родителей, помогайте им во всём. И пусть в ваших семьях будет царить любовь. -Кого заинтересовала эта книга? Найти книгу Олега Кургузова и прочитать её к уроку внеклассного чтения. | Работают. Зачитывают. Взаимооценка. Слушают. Отвечают. | |
8. Итог урока. Рефлексия . | 3 мин | словесный Метод формирования чувств одобрение | Фронтальная самостоятельная | С каким произведением познакомились на уроке? Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока? Напишите в тетради соседа слова благодарности за совместную работу. Оцените свою работу на уроке. Оценки за урок. Всем спасибо! Молодцы! | Отвечают. Пишут. Оценивают буквой А – работал отлично, в полную силу. Б – чувствовал себя неуверенно. В –работал не в полную силу, отвлекался. | |