ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
История литературы
Древний мир
Литература Средневековья
Литература эпохи Ренессанса
(фр. «Возрождение»)
Шекспир
(1564—1616)
Данте (1265—1321)
Литература Средневековья
- Что же было основой мировоззрения в эту эпоху?
- Каков же христианский идеал человека?
- Были ли люди в Средневековье, которые воплощали этот идеал в своей жизни?
- А кто еще мог являться идеалом?
- И образы каких героев той эпохи несли в себе черты идеального рыцаря?
- А на самом деле воплощался ли рыцарский идеал в жизни?
- Что значило тогда быть верным?
В эпоху Возрождения рождается новая личность с другим уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, с желанием быть оцененным по своим человеческим качествам, а не по положению, которое занимает в обществе.
Данте Алигьери
- Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье.
- Данте Алигьери прожил бурную жизнь, активно участвовал в политической борьбе, а после победы партии противников был изгнан из своей родной Флоренции.
- Изгнание Данте переживал очень тяжело, и эти переживания отразились в его стихах-сонетах.
- В 1321 году Алигьери отправился в Венецию, в качестве посла, для заключения мирного договора. На обратном пути он заболевает малярией. Поэт умер в ночь с 13 на 14 сентября.
Сонет (от итал. «звучать») — особая поэтическая форма, стихотворение из четырнадцати строк , рифмуемых по схеме «абба — абба — ввг — дгд» (есть различные варианты). Сонет возник в XIII в. в Италии. Расцвет этого жанра связан с именами Данте и Франческо Петрарки (1304—1374).
ДАНТЕ – К ЧИНО ДА ПИСТОЙЯ
Затем что здесь никто достойных слов
О нашем не оценит господине ,
Увы, благие мысли на чужбине
Кому поверю, кроме этих строф?
Ни дамы здесь, отмеченной Амором,
Ни мужа, что из-за него хоть раз
Вздыхал бы: здесь любовь считают вздором.
О Чино, посмотри, с каким укором
Взирает время новое на нас
И на добро глядит недобрым взором.
Чино ответил Данте тоже сонетом, который начинается так:
«Данте, я не знаю, в каком убежище находится всеми забытое добро. Уже миновало много времени с тех пор, как оно спаслось бегством из этих мест и противное ему [зло] воздвигло здесь свои престолы. Все же не следует молчать из-за меняющихся обстоятельств. Ты знаешь, что добро проповедовал Бог и не скрывал его в царстве демонов (то есть здесь, на земле)».
Микеланджело Буонарроти «Он зрел картины Божьего суда…». Перевод Е.Солоновича.
Он зрел картины божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная,
Дорогу в рай, достиг при жизни рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда.
О Данте речь. Его могучей лире
Неблагодарный не внимал народ:
Издревле слава недостойных — шире.
Когда б достиг я Дантовых высот,
И я бы счастью в этом злобном мире
Его печальный предпочел исход.
Франсуа Вийон (1431 — после 1463)
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ,
КОТОРОЕ НАПИСАЛ ВИЙОН,
ПРИГОВОРЕННЫЙ К ПОВЕШЕНИЮ
Пер. И. Эренбурга
Я – Франсуа, чему не рад.
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.
От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом.
Чужбина мне — страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Пять чувств моих проснитесь: чуткость кожи,
И уши, и глаза, и нос, и рот;
Все члены встрепенитесь в сладкой дрожи:
Высокий Суд хвалы высокой ждет!
Кричите громче, хором и вразброд:
Хвала Суду! Нас, правда, зря терзали,
Но все-таки мы в петлю не попали!..”
Нет, мало слов! Я все обдумал здраво:
Прославлю речью бедною едва ли
Суд милостивый, и святой и правый.
Вильям Шекспир (1564—1616).
- Благодаря Шекспиру в английском языке появилось, по разным данным, от 1700 до 3200 новых слов.
- Книги Шекспира в Британии занимают второе место по цитируемости после Библии.
- Шекспир был не только писателем, но также неплохим актером, сыгравшим немало ролей в собственных пьесах. Кроме того, он вместе с компаньонами владел несколькими театрами.
Перевод В. Орла
Перевод С. Маршака
* * *
* * *
Находят те, кто в милости у звезд,
Кто под звездой счастливою рожден —
В своих удачах повод для гордыни.
Но все равно, я тем горжусь, что прост:
Гордится славой, титулом и властью.
Меня судьба обережет отныне.
А я судьбой скромнее награжден,
За принцами следят временщики,
И для меня любовь — источник счастья.
Как за светилом тянется подсолнух,
Под солнцем пышно листья распростер
Наперсник принца, ставленник вельможи.
Но час придет: взгляд или взмах руки —
И их сметет, чужою славой полных.
Но гаснет солнца благосклонный взор,
И золотой подсолнух гаснет тоже.
Какой-то бой лихая голова
Военачальник, баловень побед,
Проигрывает из десятка тысяч,
В бою последнем терпит пораженье,
И все спешат назад забрать слова,
И всех его заслуг потерян след.
Те, что на камне чести надо высечь.
Как хорошо любить и быть любимым,
Его удел — опала и забвенье.
Не обходящим и необходимым.
Но нет угрозы титулам моим
Пожизненным: любил, люблю, любим.
Какие же главные человеческие ценности отстаивает лирический герой Шекспира?
Вывод
В эпоху Возрождения рождается новая личность с другим уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, с желанием быть оцененным по своим человеческим качествам, а не по положению, которое занимает в обществе.
Термин «Возрождение»
Если в эпоху Возрождения утверждались новые ценности, то почему она получила такое название: «Возрождение»? Что же «возрождалось»?
Соотнесите писателей и страны
Франция
Вильям Шекспир
Франсуа Вийон
Италия
Микеланджело Буонарроти
Англия
Соотнесите писателей и произведения.
«Кто под звездой счастливою рожден»
Вильям Шекспир
Франсуа Вийон
«Он зрел картины Божьего суда…»
Микеланджело Буонарроти
«От жажды умираю над ручьем»
ГУМАНИЗМ - ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Идеалом гуманистов служила свободная всесторонне развитая человеческая личность.
Энгельс писал о гуманистах этой эпохи: «Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества».
Представители эпохи Возрождения
Николай Коперник (1473—1543)
Леонардо да Винчи (1452—1519)
Душеспасительные книжки
Пекут у нас теперь в излишке,
Но, несмотря на их число,
Не уменьшилось в людях зло:
Писанья эти ничему
Теперь не учат! В ночь и в тьму
Мир погружен, отвергнут богом , —
Кишат глупцы по всем дорогам.
Жит ь дураками им не стыдно,
Но узнанными быть обидно.
«Что делать?» — думал я. И вот
Решил создать дурацкий флот:
Галеры, шхуны, галиоты,
Баркасы, шлюпки, яхты, боты.
А так как нет таких флотилий,
Всех дураков чтоб захватили,
Собрал я также экипажи,
Фургоны, дроги, сани даже .
Глупцам нет счета в наши дни:
К а к мухи, суетясь, они
На корабли спешат, летят —
Быть первыми и здесь хотят.
В Германии эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) острая социальная борьба обусловила сатирическую направленность литературы. Ярким примером осмеяния действительности может служить произведение Себастьяна Бранта (1458—1521) «Корабль дураков».
В Испании выразителем идей Возрождения стал Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616).
- Что объединяло взгляды людей на мир в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения?
- Что утверждалось в эпоху Возрождения? Что ценили ранее и что стали ценить в человеке теперь?
Сравните картины
Микеланджело «Сотворение Адама»
Икона средневековья
Микеланджело Буонарроти
Эдмунд Спенсер
* * *
Не правда ли — примерам нет конца
* * *
Я имя милой вздумал написать
Тому, как образ, в камне воплощенный,
На дюнах, но его смела волна.
Пленяет взор потомка восхищенный,
Его решил я вывести опять,
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
И вновь прибоем смыло письмена.
Творец уйдет, природой побежденный,
“ Бесплодны тщания, — рекла она, —
Однако образ, им запечатленный,
То наделить бессмертьем, что умрет!
Веками будет согревать сердца.
Уничтоженью я обречена,
И я портретом в камне или в цвете,
И время без следа меня сотрет”.
“ Нет! — молвил я. — Пусть низших тварей род
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, —
Падет во прах — жить будешь ты в молве:
Мой стих тебя навек превознесет,
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Напишет имя в горней синеве;
Как рядом с вами был ничтожен я.
Коль смерть одержит верх над всем живым,
Мы жизнь любовью вечной возродим”.
Какие черты нового мировоззрения объединяют эти стихотворения?