СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература эпохи возрождения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература эпохи возрождения»

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

История литературы Древний мир Литература Средневековья Литература эпохи Ренессанса (фр. «Возрождение»)

История литературы

Древний мир

Литература Средневековья

Литература эпохи Ренессанса

(фр. «Возрождение»)

Шекспир (1564—1616) Данте  (1265—1321)

Шекспир

(1564—1616)

Данте (1265—1321)

Литература Средневековья Что же было основой мировоззрения в эту эпоху? Каков же христианский идеал человека? Были ли люди в Средневековье, которые воплощали этот идеал в своей жизни? А кто еще мог являться идеалом? И образы каких героев той эпохи несли в себе черты идеального рыцаря? А на самом деле воплощался ли рыцарский идеал в жизни? Что значило тогда быть верным? В эпоху Возрождения рождается новая личность с другим уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, с желанием быть оцененным по своим человеческим качествам, а не по положению, которое занимает в обществе.

Литература Средневековья

  • Что же было основой мировоззрения в эту эпоху?
  • Каков же христианский идеал человека?
  • Были ли люди в Средневековье, которые воплощали этот идеал в своей жизни?
  • А кто еще мог являться идеалом?
  • И образы каких героев той эпохи несли в себе черты идеального рыцаря?
  • А на самом деле воплощался ли рыцарский идеал в жизни?
  • Что значило тогда быть верным?

В эпоху Возрождения рождается новая личность с другим уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, с желанием быть оцененным по своим человеческим качествам, а не по положению, которое занимает в обществе.

Данте Алигьери Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье. Данте Алигьери прожил бурную жизнь, активно участвовал в политической борьбе, а после победы партии противников был изгнан из своей родной Флоренции. Изгнание Данте переживал очень тяжело, и эти переживания отразились в его стихах-сонетах. В 1321 году Алигьери отправился в Венецию, в качестве посла, для заключения мирного договора. На обратном пути он заболевает малярией. Поэт умер в ночь с 13 на 14 сентября.

Данте Алигьери

  • Алигьери Данте родился во Флоренции 1265 года в дворянской семье.
  • Данте Алигьери прожил бурную жизнь, активно участвовал в политической борьбе, а после победы партии противников был изгнан из своей родной Флоренции.
  • Изгнание Данте переживал очень тяжело, и эти переживания отразились в его стихах-сонетах.
  • В 1321 году Алигьери отправился в Венецию, в качестве посла, для заключения мирного договора. На обратном пути он заболевает малярией. Поэт умер в ночь с 13 на 14 сентября.
Сонет (от итал. «звучать») — особая поэтическая форма, стихотворение из четырнадцати строк , рифмуемых по схеме «абба — абба — ввг — дгд» (есть различные варианты). Сонет возник в XIII в. в Италии. Расцвет этого жанра связан с именами Данте и Франческо Петрарки (1304—1374). ДАНТЕ – К ЧИНО ДА ПИСТОЙЯ Затем что здесь никто достойных слов О нашем не оценит господине , Увы, благие мысли на чужбине Кому поверю, кроме этих строф?  Ни дамы здесь, отмеченной Амором, Ни мужа, что из-за него хоть раз Вздыхал бы: здесь любовь считают вздором. О Чино, посмотри, с каким укором Взирает время новое на нас И на добро глядит недобрым взором.

Сонет (от итал. «звучать») — особая поэтическая форма, стихотворение из четырнадцати строк , рифмуемых по схеме «абба — абба — ввг — дгд» (есть различные варианты). Сонет возник в XIII в. в Италии. Расцвет этого жанра связан с именами Данте и Франческо Петрарки (1304—1374).

ДАНТЕ – К ЧИНО ДА ПИСТОЙЯ

Затем что здесь никто достойных слов

О нашем не оценит господине ,

Увы, благие мысли на чужбине

Кому поверю, кроме этих строф?

Ни дамы здесь, отмеченной Амором,

Ни мужа, что из-за него хоть раз

Вздыхал бы: здесь любовь считают вздором.

О Чино, посмотри, с каким укором

Взирает время новое на нас

И на добро глядит недобрым взором.

Чино ответил Данте тоже сонетом, который начинается так: «Данте, я не знаю, в каком убежище находится всеми забытое добро. Уже миновало много времени с тех пор, как оно спаслось бегством из этих мест и противное ему [зло] воздвигло здесь свои престолы. Все же не следует молчать из-за меняющихся обстоятельств. Ты знаешь, что добро проповедовал Бог и не скрывал его в царстве демонов (то есть здесь, на земле)».

Чино ответил Данте тоже сонетом, который начинается так:

«Данте, я не знаю, в каком убежище находится всеми забытое добро. Уже миновало много времени с тех пор, как оно спаслось бегством из этих мест и противное ему [зло] воздвигло здесь свои престолы. Все же не следует молчать из-за меняющихся обстоятельств. Ты знаешь, что добро проповедовал Бог и не скрывал его в царстве демонов (то есть здесь, на земле)».

Микеланджело Буонарроти «Он зрел картины Божьего суда…». Перевод Е.Солоновича. Он зрел картины божьего суда, Он побывал в чистилище и, зная, Дорогу в рай, достиг при жизни рая, Чтоб молвить правду, воротясь сюда.  О Данте речь. Его могучей лире Неблагодарный не внимал народ: Издревле слава недостойных — шире. Когда б достиг я Дантовых высот, И я бы счастью в этом злобном мире Его печальный предпочел исход.

Микеланджело Буонарроти «Он зрел картины Божьего суда…». Перевод Е.Солоновича.

Он зрел картины божьего суда,

Он побывал в чистилище и, зная,

Дорогу в рай, достиг при жизни рая,

Чтоб молвить правду, воротясь сюда.

О Данте речь. Его могучей лире

Неблагодарный не внимал народ:

Издревле слава недостойных — шире.

Когда б достиг я Дантовых высот,

И я бы счастью в этом злобном мире

Его печальный предпочел исход.

Франсуа Вийон (1431 — после 1463)   ЧЕТВЕРОСТИШИЕ, КОТОРОЕ НАПИСАЛ ВИЙОН, ПРИГОВОРЕННЫЙ К ПОВЕШЕНИЮ Пер. И. Эренбурга Я – Франсуа, чему не рад. Увы, ждет смерть злодея, И сколько весит этот зад, Узнает скоро шея.

Франсуа Вийон (1431 — после 1463)

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ,

КОТОРОЕ НАПИСАЛ ВИЙОН,

ПРИГОВОРЕННЫЙ К ПОВЕШЕНИЮ

Пер. И. Эренбурга

Я – Франсуа, чему не рад.

Увы, ждет смерть злодея,

И сколько весит этот зад,

Узнает скоро шея.

От жажды умираю над ручьем. Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя. Куда бы ни пошел, везде мой дом. Чужбина мне — страна моя родная. Я знаю все, я ничего не знаю. Мне из людей всего понятней тот, Кто лебедицу вороном зовет. Я сомневаюсь в явном, верю чуду. Нагой, как червь, пышнее всех господ. Я всеми принят, изгнан отовсюду.  Пять чувств моих проснитесь: чуткость кожи, И уши, и глаза, и нос, и рот; Все члены встрепенитесь в сладкой дрожи: Высокий Суд хвалы высокой ждет! Кричите громче, хором и вразброд: Хвала Суду! Нас, правда, зря терзали, Но все-таки мы в петлю не попали!..” Нет, мало слов! Я все обдумал здраво: Прославлю речью бедною едва ли Суд милостивый, и святой и правый.

От жажды умираю над ручьем.

Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.

Куда бы ни пошел, везде мой дом.

Чужбина мне — страна моя родная.

Я знаю все, я ничего не знаю.

Мне из людей всего понятней тот,

Кто лебедицу вороном зовет.

Я сомневаюсь в явном, верю чуду.

Нагой, как червь, пышнее всех господ.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Пять чувств моих проснитесь: чуткость кожи,

И уши, и глаза, и нос, и рот;

Все члены встрепенитесь в сладкой дрожи:

Высокий Суд хвалы высокой ждет!

Кричите громче, хором и вразброд:

Хвала Суду! Нас, правда, зря терзали,

Но все-таки мы в петлю не попали!..”

Нет, мало слов! Я все обдумал здраво:

Прославлю речью бедною едва ли

Суд милостивый, и святой и правый.

Вильям Шекспир (1564—1616). Благодаря Шекспиру в английском языке появилось, по разным данным, от 1700 до 3200 новых слов. Книги Шекспира в Британии занимают второе место по цитируемости после Библии. Шекспир был не только писателем, но также неплохим актером, сыгравшим немало ролей в собственных пьесах. Кроме того, он вместе с компаньонами владел несколькими театрами.

Вильям Шекспир (1564—1616).

  • Благодаря Шекспиру в английском языке появилось, по разным данным, от 1700 до 3200 новых слов.
  • Книги Шекспира в Британии занимают второе место по цитируемости после Библии.
  • Шекспир был не только писателем, но также неплохим актером, сыгравшим немало ролей в собственных пьесах. Кроме того, он вместе с компаньонами владел несколькими театрами.
Перевод В. Орла Перевод С. Маршака * * * * * * Находят те, кто в милости у звезд, Кто под звездой счастливою рожден — В своих удачах повод для гордыни. Но все равно, я тем горжусь, что прост: Гордится славой, титулом и властью. Меня судьба обережет отныне. А я судьбой скромнее награжден, За принцами следят временщики, И для меня любовь — источник счастья. Как за светилом тянется подсолнух, Под солнцем пышно листья распростер Наперсник принца, ставленник вельможи. Но час придет: взгляд или взмах руки — И их сметет, чужою славой полных. Но гаснет солнца благосклонный взор, И золотой подсолнух гаснет тоже. Какой-то бой лихая голова Военачальник, баловень побед, Проигрывает из десятка тысяч, В бою последнем терпит пораженье, И все спешат назад забрать слова, И всех его заслуг потерян след. Те, что на камне чести надо высечь. Как хорошо любить и быть любимым, Его удел — опала и забвенье. Не обходящим и необходимым. Но нет угрозы титулам моим Пожизненным: любил, люблю, любим. Какие же главные человеческие ценности отстаивает лирический герой Шекспира?

Перевод В. Орла

Перевод С. Маршака

* * *

* * *

Находят те, кто в милости у звезд,

Кто под звездой счастливою рожден —

В своих удачах повод для гордыни.

Но все равно, я тем горжусь, что прост:

Гордится славой, титулом и властью.

Меня судьба обережет отныне.

А я судьбой скромнее награжден,

За принцами следят временщики,

И для меня любовь — источник счастья.

Как за светилом тянется подсолнух,

Под солнцем пышно листья распростер

Наперсник принца, ставленник вельможи.

Но час придет: взгляд или взмах руки —

И их сметет, чужою славой полных.

Но гаснет солнца благосклонный взор,

И золотой подсолнух гаснет тоже.

Какой-то бой лихая голова

Военачальник, баловень побед,

Проигрывает из десятка тысяч,

В бою последнем терпит пораженье,

И все спешат назад забрать слова,

И всех его заслуг потерян след.

Те, что на камне чести надо высечь.

Как хорошо любить и быть любимым,

Его удел — опала и забвенье.

Не обходящим и необходимым.

Но нет угрозы титулам моим

Пожизненным: любил, люблю, любим.

Какие же главные человеческие ценности отстаивает лирический герой Шекспира?

Вывод В эпоху Возрождения рождается новая личность с другим уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, с желанием быть оцененным по своим человеческим качествам, а не по положению, которое занимает в обществе.

Вывод

В эпоху Возрождения рождается новая личность с другим уровнем самосознания, с чувством собственного достоинства, с желанием быть оцененным по своим человеческим качествам, а не по положению, которое занимает в обществе.

Термин «Возрождение» Если в эпоху Возрождения утверждались новые ценности, то почему она получила такое название: «Возрождение»? Что же «возрождалось»?

Термин «Возрождение»

Если в эпоху Возрождения утверждались новые ценности, то почему она получила такое название: «Возрождение»? Что же «возрождалось»?

Соотнесите писателей и страны Франция Вильям Шекспир Франсуа Вийон Италия Микеланджело Буонарроти Англия

Соотнесите писателей и страны

Франция

Вильям Шекспир

Франсуа Вийон

Италия

Микеланджело Буонарроти

Англия

Соотнесите писателей и произведения. «Кто под звездой счастливою рожден» Вильям Шекспир Франсуа Вийон «Он зрел картины Божьего суда…» Микеланджело Буонарроти «От жажды умираю над ручьем»

Соотнесите писателей и произведения.

«Кто под звездой счастливою рожден»

Вильям Шекспир

Франсуа Вийон

«Он зрел картины Божьего суда…»

Микеланджело Буонарроти

«От жажды умираю над ручьем»

ГУМАНИЗМ - ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Идеалом гуманистов служила свободная всесторонне развитая человеческая личность. Энгельс писал о гуманистах этой эпохи: «Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества».

ГУМАНИЗМ - ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Идеалом гуманистов служила свободная всесторонне развитая человеческая личность.

Энгельс писал о гуманистах этой эпохи: «Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености... Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества».

Представители эпохи Возрождения Николай Коперник (1473—1543) Леонардо да Винчи (1452—1519)

Представители эпохи Возрождения

Николай Коперник (1473—1543)

Леонардо да Винчи (1452—1519)

Душеспасительные книжки Пекут у нас теперь в излишке, Но, несмотря на их число, Не уменьшилось в людях зло: Писанья эти ничему Теперь не учат! В ночь и в тьму Мир погружен, отвергнут богом , — Кишат глупцы по всем дорогам. Жит ь дураками им не стыдно, Но узнанными быть обидно. «Что делать?» — думал я. И вот Решил создать дурацкий флот: Галеры, шхуны, галиоты, Баркасы, шлюпки, яхты, боты. А так как нет таких флотилий, Всех дураков чтоб захватили, Собрал я также экипажи, Фургоны, дроги, сани даже . Глупцам нет счета в наши дни: К а к мухи, суетясь, они На корабли спешат, летят — Быть первыми и здесь хотят. В Германии эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) острая социальная борьба обусловила сатирическую направленность литературы. Ярким примером осмеяния действительности может служить произведение Себастьяна Бранта (1458—1521) «Корабль дураков».

Душеспасительные книжки

Пекут у нас теперь в излишке,

Но, несмотря на их число,

Не уменьшилось в людях зло:

Писанья эти ничему

Теперь не учат! В ночь и в тьму

Мир погружен, отвергнут богом , —

Кишат глупцы по всем дорогам.

Жит ь дураками им не стыдно,

Но узнанными быть обидно.

«Что делать?» — думал я. И вот

Решил создать дурацкий флот:

Галеры, шхуны, галиоты,

Баркасы, шлюпки, яхты, боты.

А так как нет таких флотилий,

Всех дураков чтоб захватили,

Собрал я также экипажи,

Фургоны, дроги, сани даже .

Глупцам нет счета в наши дни:

К а к мухи, суетясь, они

На корабли спешат, летят —

Быть первыми и здесь хотят.

В Германии эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) острая социальная борьба обусловила сатирическую направленность литературы. Ярким примером осмеяния действительности может служить произведение Себастьяна Бранта (1458—1521) «Корабль дураков».

В Испании выразителем идей Возрождения стал Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616).

В Испании выразителем идей Возрождения стал Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616).

Что объединяло взгляды людей на мир в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения? Что утверждалось в эпоху Возрождения? Что ценили ранее и что стали ценить в человеке теперь?
  • Что объединяло взгляды людей на мир в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения?
  • Что утверждалось в эпоху Возрождения? Что ценили ранее и что стали ценить в человеке теперь?
Сравните картины Микеланджело «Сотворение Адама» Икона средневековья

Сравните картины

Микеланджело «Сотворение Адама»

Икона средневековья

Микеланджело Буонарроти Эдмунд Спенсер * * * Не правда ли — примерам нет конца * * * Я имя милой вздумал написать Тому, как образ, в камне воплощенный, На дюнах, но его смела волна. Пленяет взор потомка восхищенный, Его решил я вывести опять, И замыслом, и почерком резца? Творенье может пережить творца: И вновь прибоем смыло письмена. Творец уйдет, природой побежденный, “ Бесплодны тщания, — рекла она, — Однако образ, им запечатленный, То наделить бессмертьем, что умрет! Веками будет согревать сердца. Уничтоженью я обречена, И я портретом в камне или в цвете, И время без следа меня сотрет”. “ Нет! — молвил я. — Пусть низших тварей род Которым, к счастью, годы не опасны, Наш век могу продлить, любовь моя, — Падет во прах — жить будешь ты в молве: Мой стих тебя навек превознесет, Пускай за гранью будущих столетий Увидят все, как были вы прекрасны, Напишет имя в горней синеве;   Как рядом с вами был ничтожен я. Коль смерть одержит верх над всем живым, Мы жизнь любовью вечной возродим”.     Какие черты нового мировоззрения объединяют эти стихотворения?

Микеланджело Буонарроти

Эдмунд Спенсер

* * *

Не правда ли — примерам нет конца

* * *

Я имя милой вздумал написать

Тому, как образ, в камне воплощенный,

На дюнах, но его смела волна.

Пленяет взор потомка восхищенный,

Его решил я вывести опять,

И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

И вновь прибоем смыло письмена.

Творец уйдет, природой побежденный,

Бесплодны тщания, — рекла она, —

Однако образ, им запечатленный,

То наделить бессмертьем, что умрет!

Веками будет согревать сердца.

Уничтоженью я обречена,

И я портретом в камне или в цвете,

И время без следа меня сотрет”.

Нет! — молвил я. — Пусть низших тварей род

Которым, к счастью, годы не опасны,

Наш век могу продлить, любовь моя, —

Падет во прах — жить будешь ты в молве:

Мой стих тебя навек превознесет,

Пускай за гранью будущих столетий

Увидят все, как были вы прекрасны,

Напишет имя в горней синеве;

 

Как рядом с вами был ничтожен я.

Коль смерть одержит верх над всем живым,

Мы жизнь любовью вечной возродим”.

 

 

Какие черты нового мировоззрения объединяют эти стихотворения?