СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература группа 1-7 на 22.04

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература группа 1-7 на 22.04»

22.04.2020 г. Русс.лит-ра Пр. Гасаналиева У.Г.




Тема урока:

«А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии ».


Цель урока:

– знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого писателя; формирование представлений учащихся о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого, обогащение словаря учащихся.


Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

  • Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других великих произведений.

  • А.Н. Толстой – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Буратино».


 А.К. Толстой – великий русский поэт, писатель, драматург,  член-корреспондент Петербургской академии наук.

По его произведениям  в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании.

Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его  стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. 

Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев,  Рахманинов,  Чайковский.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал:


« А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».


Толстой Алексей Константинович (24 августа  1817 г. Санкт-Петербург — 28 сентября 1875  c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)

По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен,  доводился ей родным дедом).

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

К  1826 году (9 лет)  мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские  отношения).  Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта.  Перовский же до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд  В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 (17 лет)  Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником  (полковник).

В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель.

В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». 

Фантастикой проникнуты и другие  повести, написанные в конце 1830-х — начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862).  Это исторический роман об  эпохе опричнины Ивана Грозного. В 1854 (37 лет)  Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет).

 При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)

В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).

 Главная ее тема — трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире — власти человека над действительностью, над собственной участью.

 Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".


В 1861 году  А.Толстой   в официальном письме Александру II попросил  об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность,  прямота, нежелание  кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти.

Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.

Любимым занятием его была охота. Особенно он любил охоту на медведя с рогатиной.

На его счету было около 100 медведей.

Несмотря на дружбу с наследником трона, а затем и императором Александром, Толстой никогда не пользовался этим для собственной выгоды. При дворе он появлялся лишь для того, чтобы воспользоваться привилегией друга императора: "говорить во что бы то ни стало правду", чтобы помочь своим друзьям писателям.

Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском".


Тема любви  в твочестве А.К.Толстого.


Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию.

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения  романсового типа

Что же такое романс?

-музыкальные стихотворения.


С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.


А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".


Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты:


Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого.

Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14  языков, играла на рояле, хорошо пела.

Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала",  благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень  популярен и в XIX, и в XX  веках.

Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого.  На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова:

"Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье".


Тема природы 


Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта.

В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.  

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса.

Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май».




И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья;

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

 

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов.


Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,


Основной жанрпейзаж (включающий философские раздумья).              

Основные образывесенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).


Сатира и юмор 


Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К.Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.

 Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара.  

Толстой и Жемчужниковы составили  биографию вымышленного горе-литератора , выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

 Афоризмы Пруткова пошли в народ.


Афоризмы Козьмы Пруткова :


Зри в корень.

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

Бди!( будь внимателен)

Копая другому яму, сам в нее попадешь.


Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми  сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы


Самым  известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра  II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:


Земля наша богата

Порядка ж снова нет.


Тема истории России 


Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии .


Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал.

В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой»  образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Любимым жанром поэта была баллада

Баллада – небольшое стих-е в основе которого лежит историческое событие.


Домашнее задание :

(аудиозапись выразительного чтения отправить по адресу:

yntushka@gmail.com



Алексей Константинович Толстой

«Ты не спрашивай, не распытывай»


Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?
Ты не спрашивай, не распытывай:
Что сестра ль ты мне, молода ль жена
Или детище ты мне малое?И не знаю я и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нет умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!