СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература группа 1-8 с 22.04 по 24.04

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература группа 1-8 с 22.04 по 24.04»

Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Дата поведения: 22. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8

Специальность: 15.01.05 «Сварщик».


Тема урока: «Э. М. Хемингуэй. Судьба и творчество».

Тип урока: Лекция с элементами беседы.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция



Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) – знаменитый американский писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Ему удалось добиться мирового признания благодаря своим удивительно проникновенным рассказам и романам. Однако в биографии Эрнеста Хемингуэя есть место не только литературе, но также невероятным приключениям и авантюрам.

Детство и юность. Будущий писатель появился на свет 21 июля 1899 года в провинциальном городке Оук-Парк, в уважаемом и образованном семействе. Мать Эрнеста слыла весьма эксцентричной и эмоциональной женщиной, в то время как отец мальчика, напротив, был весьма замкнутым и суровым мужчиной.

Именно он привил Эрнесту любовь к природе: он обучал сына тонкостям рыбной ловли, охоте, умению ориентироваться в незнакомой местности. В дальнейшем эти детские походы переросли в настоящую страсть к приключениям.

В школе Эрнест делал большие успехи в спорте и английском языке. Он увлеченно занимался боксом и легкой атлетикой, играл в футбол. Но самым любимым его предметом была литература. Он много читал и писал статьи для школьной газеты, которые неизменно пользовались большой популярностью.

Уже тогда юный Хемингуэй, несмотря на протесты родителей, твердо решил, что свяжет свою судьбу с литературой.

Испытание войной. Из краткой биографии Хемингуэя известно, что с началом Первой мировой войны он отчаянно стремился попасть на фронт, однако сильная травма глаза, полученная во время занятий боксом, стала тому преградой. Все же, Эрнест добился того, что его взяли в Красный крест в качестве шофера.

Спасая раненого солдата, он попал под перекрестный огонь, и лишь чудом остался жив. Однако полученные многочисленные раны всю жизнь напоминали ему об ужасах войны, которые в дальнейшем он описал в своем романе «Прощай, оружие!».

Творчество. Вернувшись в 1919 году домой настоящим героем, Хемингуэю пришлось потратить год на восстановление после полученных травм. Затем он переехал в Канаду, где устроился на работу репортером.

В 1921 году Эрнест перебрался в город своей мечты – Париж. Благодаря знакомству с хозяйкой книжного магазина Сильвией Бич ему удалось познакомиться с местной богемой. Но наибольшее влияние на него оказала встреча с экстравагантной Гертрудой Стайн, ставшей для него настоящим учителем. Именно она убедила молодого репортера завязать с журналистикой и стать писателем.

Первая слава к Хемингуэю пришла в 1926 году, после публикации романа «И восходит солнце». Далее последовали сборники с многочисленными рассказами, которые также не оставили равнодушными читателей. Но наибольший успех принес роман «Прощай, оружие!», в котором была описана трогательная история любви, происходившая на фоне декораций Первой мировой войны.

Популярность романов Хемингуэя была столь высока, что его книги мгновенно раскупались даже в период экономического кризиса в Соединенных Штатах.

Жемчужиной творчества Хемингуэя стала его повесть «Старик и море», за которую в 1953 году он был награжден Пулитцеровской премией. Год спустя это произведение, потрясшее весь литературный мир, позволило писателю получить Нобелевскую премию по литературе.

Страсть к приключениям. В течение всей своей жизни Эрнест Хемингуэй много путешествовал по миру, не раз подвергая жизнь смертельной опасности. Он исколесил Восточную Африку, где много охотился на диких животных.

Не в состоянии равнодушно наблюдать за страшными событиями военного лихолетья, Хемингуэй принимал участие в боевых вылетах над Германией, организовал на Кубе контрразведку, сражался с нацистами в рядах французской и бельгийской армий.

Личная жизнь. Эрнест Хемингуэй был женат четыре раза, став отцом троих детей. Его всегда привлекали не только красивые, но умные и образованные женщины, в общении с которыми он черпал творческое вдохновение.

Последние годы жизни. На склоне лет Хемингуэй жестоко страдал от многих серьезных заболеваний, его преследовала депрессия в совокупности с паранойей. Писателю казалось, что его постоянно преследуют шпионы, и вся его жизнь отслеживается ФБР.

Писателя пытались лечить электрошоком, однако эта методика не принесла результатов. Все чаще он задумывался о самоубийстве, и 2 июля 1961 года ушел из жизни, застрелившись из собственного ружья.



5. Закрепление изученного материала:

1. Где родился Хемингуэй?

А) в Англии;

Б) в Америке;

В) в Германии;

Г) в Австрии.

2. Какое хобби было у писателя в детстве?

А) музыка;

Б) литература;

В) рыбалка;

Г) спорт

3. Кто привил Хемингуэю любовь к охоте?

А) отец;

Б) дед;

В) дядя;

Г) брат.

4. С чего началась писательская карьера Хемингуэя?

А) с работы репортером;

Б) с работы в школьной газете;

В) с работы в издательстве;

Г) с работы в университетском журнале.

5. Как называлась первая книга Хемингуэя?

А) "Прощай, оружие!"

Б) "И восходит солнце"

В) "Снега Килиманджаро"

Г) Убийца"

6. Какая повесть является жемчужиной в творчестве писателя?

А) "Старик и море"?

Б) "Снега Килиманджаро"

В) "И восходит солнце"

Г) "Прощай, оружие!"

7. В каком году Хемингуэю присудили Нобелевскую премию?

А) 1950;

Б)1952;

В) 1953;

Г) 1954,

8. Назовите причину смерти Хемингуэя.

А) самоубийство;

Б) автомобильная авария;

В) болезнь;

Г) убийство.



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, прочитать повесть – притчу «Старик и море».

Ответы направить на эл. почту: [email protected]





































Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Дата поведения: 23. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8

Специальность: 15.01.05 «Сварщик».


Тема урока: «О. Бальзак. Жизнь и творчество. «Гобсек».».

Тип урока: Лекция с элементами беседы.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция

Оноре де Бальзак – один из самых известных писателей-реалистов Франции. Он стал основоположником реализма в европейской литературе. Его считают своим учителем такие классики мировой литературы, как Эмиль Золя, Чарльз Диккенс, Федор Достоевский, Уильям Фолкнер. Биография Бальзака может быть интересна современным читателем, так как его путь к успеху был тернист и сложен, но он не отступился от своей мечты стать писателем.

Происхождение. Родился 20 мая 1799 г. в Туре. Отцом будущего писателя был крестьянин из Лангедока, который сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и тоже происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном. Фамилия Бальзак  была взята отцом будущего писателя уже после революции, настоящим семейным именем была фамилия Бальса.

Образование. Отец писателя, ставший помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. В 1807 – 1813 гг. Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом 1816 – 1819 гг. в Парижскую школу права. В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, а условия жизни отличались излишней суровостью. В 14 лет Оноре тяжело заболел и был отправлен домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно. Еще до своей болезни Оноре увлекся литературой. Он запоем читал  сочинения Руссо, Монтескье, Гольбаха. Даже после поступления в Парижскую школу права Оноре не оставил мечты стать писателем.

Раннее творчество. С 1823 года Бальзак начал писать. Первые его романы написаны в духе романтизма. Сам автор считал их неудачными и пытался о них не вспоминать. С 1825 по 1828 год Бальзак пробовал заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Успех. Согласно краткой биографии Оноре де Бальзака, писатель был настоящим трудоголиком. Он работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. Постепенно к нему начала приходить слава. Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину, существующих тогда во Франции, социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части : «Этюды о нравах» (в эту часть, например,  вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такое, например, как «Луи Ламбер»).

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона.

Личная жизнь. Личная жизнь писателя не складывалась до тех пор, пока он не вступил в переписку (на первых порах анонимную) с польской аристократкой  графиней Эвелиной Ганской. Она была замужем за очень богатым помещиком, имевшим большие земельные угодья в Украине. Между Бальзаком и графиней Ганской вспыхнуло чувство, но даже после смерти мужа она не решалась стать законной женой писателя, так как боялась потерять наследство мужа, которое хотела передать единственной дочери.

Смерть писателя. Только в 18 августа 1850 году Бальзак, который, кстати, подолгу гостил у своей возлюбленной, посещая вместе с ней Киев, Винницу, Чернигов и другие города Украины, и Эвелина смогли официально обвенчаться. Но счастье их было недолгим, так как сразу по возвращении на родину писатель заболел и умер от гангрены, которая развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго.

Интересные факты

Бальзак еще при жизни стал очень популярен в России, хотя власти настороженно относились к творчеству писателя. Несмотря на это, ему разрешили въезд в Россию. Писатель посещал Санкт-Петербург и Москву несколько раз: в 1837, 1843, 1848 -1850 годах. Его принимали очень тепло. На одной из таких встреч писателя с читателями присутствовал молодой Ф. Достоевский, который после беседы с писателем решил перевести на русский язык роман «Евгения Гранде». Это был первый литературный перевод и первая публикация, выполненные будущим классиком русской литературы.

Бальзак обожал кофе. Он выпивал около 50 чашек кофе в день.


5. Закрепление изученного материала:

1. Оноре де Бальзак родился в:
а) 1799 году
б) 1800 году
в) 1789 году

2. Оноре де Бальзак родился в:
а) Париже
б) Туре
в) Лионе

3. Крупнейшее произведение Бальзака – серия романов и повестей:
а) «Людская комедия»
б) «Черная комедия»
в) «Человеческая комедия»

4. Оноре де Бальзак родился в семье:
а) крестьянина
б) купца
в) дворянина

5. Бальзак учился в этом коллеже:
а) Лионском
б) Парижском
в) Вандомском

6. В этом году выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга:
а) 1839
б) 1829
в) 1819

7. В этом году писатель был награждён орденом Почётного легиона:
а) 1854
б) 1835
в) 1845

8. В 1832 году Бальзак заочно познакомился с:
а) Эвелиной Фанской
б) Мариной Ганской
в) Эвелиной Ганской

9. Основоположником какого литературного направления был Оноре де Бальзак:
а) Реализма
б) Романтизма
в) Магического реализма

10. Оноре де Бальзак умер 18 августа этого года:
а) 1850
б) 1860
в) 1849

11. Причина смерти:
а) инсульт
б) чума
в) гангрена



  1. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

  2. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом, прочитать повесть «Гобсек».

Ответы направить на эл. почту: [email protected]

































Урок № _____

Предмет: ОУД 02. Русская литература

Дата поведения: 24. 04. 2020 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № 1-8

Специальность: 15.01.05 «Сварщик».


Тема урока: «Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь».

Тип урока: Лекция с элементами беседы.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  4. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.



Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.

Ранние годы.

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии. В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности. Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути.

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию.

А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие. Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие.

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Интересные факты.

- Тютчев был очень влюбчивым человеком. В его жизни была связь с графиней Амалией, затем женитьба на Э. Петерсон. После ее смерти второй женой Тютчева стала Эрнестина Дернберг. ---- Но и ей он изменял в течение 14 лет с другой возлюбленной – Еленой Денисьевой.

- Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи.

- Всего у поэта родилось 9 детей от разных браков.

- Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев так и не стал профессиональным литератором.

- Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837».


5. Закрепление изученного материала:

1. Родился Федор Иванович Тютчев в:
а) 1799 году
б) 1803 году
в) 1789 году

2. Сколько стихотворений написал Ф.И. Тютчев?

а) Более 300

б) Более 100

в) Более 400

3. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Тютчева носит следующее название:

а) «Панаевский»

б) «Денисьевский»

в) «Никитинский»

4. В посольстве какого города Ф. И. Тютчев проработал с 1822 по 1839 гг?

а) в Мюнхене

б) в Персии

в) в Японии

5. Он обучался в университете Москвы на отделении:

а) филологии
б) словесности
в) иностранных языков

6. Какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева?

а) Ясная Поляна

б) Константиново

в) Царское Село

7. В каком году умер писатель?

а) 1873 году
б) 1803 году
в) 1789 году

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: работа с конспектом

Ответы направить на эл. почту: [email protected]