Литература как восприятие произведения искусства учащимися
Литература - одно из основополагающих искусств. В художественном слове литература эстетически осваивает мир. Гегель отмечал способность литературы «вовлечь в свое содержание и мысли, и внешние формы явлений» [4, с. 45]. Язык литературы гибок - на него можно перевести язык любого другого вида искусства: танца, архитектуры, цирка, кино. Преимущество литературы в том, что словесная форма позволяет выражать не только эстетические. Но и общественно-политические идеалы, устанавливать тесные связи с философией, моралью. Более того, все содержание философии, морали и эстетики только и существует благодаря искусству слова. Слово выступает мерилом всего существующего. Слово образовывает, т.к. чтение литературного произведения влияет на язык, обогащает его, способствует языкотворчеству. Чтение требует интеллектуальных усилий, а значит, обладает развивающим эффектом. Литература способна формировать личность, в отличие от других видов искусства [11, с. 56].
Художественное воспитание - это обязательная сторона школьного литературного процесса. Искусство незаменимо в деле воспитания личности. Но эффективность воздействия искусства, сила воздействия напрямую зависит от постановки художественного воспитания, от отлаженности системы «доставки» впечатлений до школьника [6, с. 12].
Академик А.И. Артоболевский в своей статье «Кругозор советского человека» пишет: «Правильно восприятие произведений искусства - дело нелегкое. Этому надо учиться» [2, с. 45].
Действительно, перед школой встает много проблем. Одна из них - это накопление у учащихся определенного запаса знаний и навыков, развитие способностей, формирование активного, осмысленного художественного восприятия.
По мнению В.В. Голубкова, эстетическое восприятие в определенном смысле сложнее любого профессионального умения и навыка. Развитое эстетическое восприятие - это наличие эстетического отношения к предмету, включающего и познавательную мотивацию, и эмоциональные переживания. Главным психологическим моментом восприятия является не установление значения изображаемого, а извлечение и переживание в художественном произведении. А.Н. Леонтьев писал: «Искусство не информирует, оно движет людей, подвигает их к жизни» [20, с. 64].
Художественное восприятие - это процесс, прежде всего психический, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Но он коренным образом отличается от того, что принято называть восприятием в психологии. Психология рассматривает восприятие как прямое отражение предметов действительности в сознании [6, с. 12].
Произведение искусства - это материальный предмет. И он, также, воспринятый на слух или зрение, отражается в нашей психике. Но этим восприятием никак не может ограничиться восприятие художественное [6, с. 12].
Художественное восприятие начинается с непосредственного отражения полученной информации, затем полученная информация пропускается через интеллект, что позволяет прочувствовать произведение более глубоко и разнообразно. В результате восприятие оказывается сложной структурой, сочетающей перцепцию и интеллект, духовный и практический опыт человека (реципиента).
Восприятие художественного произведения зависит во многом и от вкуса реципиента. Вкус - это способность адекватно оценить художественное произведение со всех возможных сторон и способность различать художественные произведения и нехудожественные, т.е. вкус осуществляет роль сита, отсеивающего недоброкачественные произведения. Вкус зависит от чуткости психики к установленным в обществе критериям художественности.
Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, нравственное поведение в обществе, на эстетическое и художественное развитие, - по существу, на формирование всей личности человека. Однако чтобы читать и глубоко воспринимать художественное произведение, надо обладать необходимыми знаниями, развитым, воссоздающим воображением, эмоциональной отзывчивостью, чувством поэтического слова, наблюдательностью, способностью к художественному обобщению [9, с. 57].
За время обучения в средней школе ученик должен приобрести необходимый уровень художественного (и в частности, литературного) развития для общения с искусством слова, для овладения теми богатствами мысли и чувства, которые составляют содержание великого гуманитарного искусства, сделать их принадлежностью своего духовного опыта.
Научное (понятийное) и художественное (образное) мышление взаимно обогащают друг друга, тесно взаимодействуя в живой познавательной деятельности, поэтому художественное развитие необходимо человеку и для усвоения достижений науки, общественных и естественных дисциплин, а в школе - соответствующих учебных предметов.
Литературное развитие, понимаемое как развитие специальное, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства (собственно творческой и воспроизводящей, читательской деятельности), глубоко и всесторонне связано с общим умственным развитием.
В процессе чтения и восприятия художественной литературы, обогащения жизненного опыта, запаса необходимых знаний развивается и крепнет у читателя способность мыслить словесно-художественными образами [29, с. 58].
Термин «восприятие» используется как обозначение глубоко содержательного и широкого процесса, протекающего не только на ступени абстрактного мышления, захватывающего очень широкую сферу психики человека (наряду с мышлением нравственные и эстетические чувства, воссоздающее и творческое воображение, логическую и эмоциональную память, специальные способности и др.).
В широком понимании термина «художественное восприятие» можно присоединиться к П.М. Якобсону, который пишет: «Дело в том, что мы очень часто пользуемся термином «восприятие» в двух значениях. Мы говорим о восприятии в узком смысле слова, а также в широком его понимании, подразумевая при этом и различные акты мышления, истолкования, нахождение связей в процессе восприятия предмета» [12. с. 89].
В.Ф. Асмус в статье «Чтение как труд и творчество» раскрывает восприятие литературного произведения как сложный процесс. «Ум читателя во время чтения активен. Он противостоит и гипнозу, приглашающему его принять образы искусства за непосредственное явление самой жизни, и голосу скептицизма, который нашептывает ему, что изображенная автором жизнь есть вовсе не жизнь, а только вымысел искусства. В результате этой активности читатель осуществляет в процессе чтения своеобразную диалектику. Он одновременно и видит, что движущиеся в поле его зрения образы - образы жизни, и понимает, что они - не сама жизнь, а только ее художественное отображение» [2, с. 13].
В данном случае мышление читателя опирается не на данные, добытые непосредственным познанием, но на художественные факты и явления. Это значит, что мышление читателя имеет дело с уже опосредованными мышлением художника (писателя) явлениями действительности. Возникают новые по своей природе связи мышления с объектом познания (произведением литературы), в котором явления непосредственной жизни уже обобщены в конкретно-чувственной форме словесно-художественного образа. Особенно явственно выступают в художественном (читательском) восприятии связи мышления с деятельностью воссоздающего воображения.
Самым «внешним», доступным прямому наблюдению показателем литературного развития можно считать так называемую начитанность человека, т.е. его читательский опыт [2, с. 13].
Определения «он начитанный», «она очень много читает» еще ничего не говорят о направленности и составе чтения, о читательских интересах, о характере и качестве чтения. Опыт чтения различного состава и качества играет важную роль в формировании способности мыслить словесно-художественными образами, но он не может непосредственно характеризовать степень развитости самой способности, являясь, с одной стороны, средством ее формирования, с другой стороны, результатом [2, с. 14].
Часто обращаются к таким показателям литературного развития, как эстетический идеал и художественный вкус. Сформированные вкус и идеал оказывают своеобразное «регулирующее» влияние на восприятие литературы (как, впрочем, и других искусств), создавая определенную установку восприятия, служа основой для критериев оценки читаемого и т.д.
В отличие от начитанности (читательского опыта) идеал и вкус - это глубинные личностные свойства читателя, очень широкие и сложные психологические образования, формирующиеся у человека под влиянием всего его художественного опыта, в который входит не только чтение, но и восприятие произведений живописи, музыки, театра, кино, скульптуры, архитектуры и собственная художественная деятельность в любых ее формах, а точнее - под воздействием эстетического отношения к явлениям не только искусства, но и природы, и общественной жизни.
Путь к художественной литературе лежит через опыт жизни, через опыт переживаний, приходящий к человеку с возрастом, через развитие специфической способности мыслить словесно-художественными образами. Огромную роль в постижении произведения искусства слова играет и опыт чтения (у первоклассника он чрезвычайно незначителен), так как литература для растущего человека - это настоящая школа жизни.
Отдельно надо отметить, что восприятие художественного произведения в идейном смысле (а не в примитивно-отраженном) строится не только на художественных ассоциациях, но и на жизненных, т.е. основывается восприятие и на человеческом опыте, практике. Здесь выступает факт: глубина постижения произведений искусства зависит не только от специальной художественной подготовки, но и от жизненного опыта читателя /слушателя / зрителя. Если смотреть под таким углом, то восприятие одного и того же произведения в течение жизни будет меняться, т.к. жизненный опыт будет постоянно накапливаться [11, с. 44].
Восприятие художественного произведения (и любого произведения искусства) активизирует эмоциональное мышление, в котором перерабатывается весь поступивший материал. Здесь проявляется тройственная способность эмоций:
- оценивать внешние явления и внутренние состояния субъекта (переданное произведением жизненное содержание и собственное отношение к нему);
- перестраивать умственную деятельность в определенном направлении, активизируя запасы накопленного психикой знания (жизненный опыт);
- доставлять художественное наслаждение, глубина которого зависит от степени творческой активности реципиента.
Завершающая стадия художественного восприятия есть новый поток переживаний и окончательное формирование художественной модели и ее оценка в зрелом художественном наслаждении. Иногда приходится возвращаться уже к созданной самим собой художественной модели, и тогда она изменяется, т.к. изменяется и опыт между двумя обращениями к одной теме.
Сочетание этих уровней на разных этапах читательского развития будет разным.
Так, в 5-6 классах (осознанное изучение литературы как искусства) особенности освоения действительности могут быть рассмотрены на уровне изображаемого предмета, образа, темы. Переход на этический и эмоциональный уровень, а также уровень формы (детали, изобразительно-выразительные средства) надо проводить осторожно и в ненавязчивой форме. В этот период интерпретация литературного текста другими видами искусства происходит неосознанно, естественно и спонтанно. В это время самое доступное восприятию ученика - картины природы. Дети способны понять, чем пейзаж в живописи отличается от картинки природы, которую они наблюдали в действительности или о которой читали. В доступной форме можно объяснить им, что такое искусство, зачем оно необходимо. Ребята привыкли к этому времени видеть в произведениях искусства напоминание о красоте природы.
В 7-8 классах в центре внимания ученика оказываются нравственно-этические проблемы, выясняется специфика их раскрытия и решения разными видами искусства. Умение видеть средства создания образа помогает преодолеть замкнутость на себе, формирует интерес к автору, к произведению как «закодированному» иному «Я». Уроки литературы здесь имеют первенство по донесению материала в этом плане. Дело в том, что в учебном плане зачастую не предусматриваются уроки, развивающие в детях эстетический вкус и дающие ответы на сложные духовные вопросы. Уроки литературы, в свою очередь, позволяют хотя бы в некоторой степени восполнять этот пробел на основе анализа доносимых до читателя произведений. От анализа природы мы можем переходить уже к некоторому анализу человека в художественных произведениях. В этом отношении интересно использование на уроках портретов, непейзажных картин (хотя и без пейзажей обходиться нельзя), музыкальных произведений.
Если живописи и портрету свойственна предельная конкретность зрительных образов и статичность, то музыка - это непосредственное воплощение чувства и движения и в то же время самое абстрактное из искусств, если говорить о зрительных впечатлениях и мыслях. Литература в этом плане гораздо объемнее для восприятия. Ей доступны и конкретность зрительных и слуховых образов, и воплощение движения, но не непосредственно, а с помощью образов-слов, за которыми читатель должен увидеть определенную картину или образ. Если в 5-6 классах надо больше использовать зрительные и слуховые впечатления на уроке, то в 7-8 классах уже образно-смысловые (поэтические, сугубо словесные). Восприятие тех же стихотворений требует уже определенного эстетического опыта, поддержки словесных образов зрительными и слуховыми ассоциациями (получаемых как раз в 5-6 классах). Так происходит развитие способности воспринимать мир образов художественного произведения.
В старших классах читатель все более способен приобретать черты «полиглота», понимающего язык разных художественных систем (видов искусства, течений и направлений, творческой индивидуальности отдельного художника), осваивающего навыки самостоятельного познания действительности в творческой художественной деятельности. В это время читатель уже может вполне системно и осмысленно подходить к взаимосвязям литературы с другими видами искусства и сознательно (т.е. опираясь на полученные ранее сведения) интерпретировать художественные произведения, применяя элементы анализа. В старших классах совершенствуется представление школьников о литературе как одном из видов искусства, жизнь которого есть бесконечный и разнообразный диалог с художниками, музыкантами, ваятелями и - в первую очередь - с ним, читателем, диалог, который реализуется языком искусства.
Изучение смежных видов искусств важно в связке с литературой. Смежные искусства создают предрасположенность реципиента к восприятию литературного произведения.
Искусство слова может оказывать сильное воздействие только при определенном уровне развитости чувств, глаза, уха. Необходимо, чтобы слово «включало» и зрительную, и слуховую память, а для этого необходим багаж зрительных и слуховых впечатлений. Следовательно, абсолютное восприятие текста возможно только при достаточном количестве впечатлений зрения и слуха.
Школа имеет дело в основном с изменчивой, развивающейся аудиторией. Знакомство с различными видами искусства начинается с начальных и заканчивается выпускным классами.
Основное внимание в школьной программе уделяется литературе, и учитель должен сам решать, в каком объеме и в каком качестве вводить элементы музыки и изобразительного искусства.
Развивая диалог искусств при анализе литературного текста в его сравнении с живописью на уроках в 10 классе логично, например, использовать картины художника-баталиста В.В. Верещагина при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Это помогает ученикам почувствовать произведение слова на уровне формы, понять текст и его глубинный смысл, в то же время – «открыть» для себя художника, увидеть, какими средствами он передает динамику изображаемых событий, выражает свое отношение к ним. Такие понятия, как ритм, цвет, композиция начинают уже окончательно осознаваться как общие категории искусства.
Только при соблюдении всех этих установок можно с уверенностью говорить о применении диалога искусств на урока литературы. Если будут соблюдаться данные условия, то применение других видов искусств на уроке может принести действительно впечатляющие результаты как в области изучения конкретного художественного произведения, так и в области развития учащегося как личности.