Литература. 5 класс.
Тема. «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».
Цель:
выявить символическое значение легенды о Кие, историческую основу событий, нашедших отражение в «Повести временных лет»; выявить значение имён Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древней письменности;
формировать навыки художественного пересказа, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении;
воспитывать интерес к отечественной истории и литературе Древней Руси.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Слово учителя.
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 15 до 20 тысяч лет тому назад. Самая древняя стоянка получила название Кирилловской. Известны также древние стоянки в бассейне Лыбеди. Легенда гласит, что в конце V – начале VI в. три брата – Кий, Щек и Хорив – и сестра их Лыбедь основали на крутом правом берегу Днепра город и назвали его в честь старшего брата Киевом
3. Пересказ учащимися отрывка из «Повести временных лет» «Кий, Щек и Хорив».
4. Происхождение имён и названий легенды о Кие, Щеке и Хориве.
Сообщение подготовленного ученика.
Имя Кий имеет истоки во многих языках. По одной из версий, это имя произошло от славянского слова, обозначающего «палица», «дубина», «боевой молот».
Имя Щек сопоставляется с именем Чеха, легендарного предка чехов. Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица. Этимология названия и имени возводится к славянскому слову, обозначающему «змей».
Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время. Название это содержит корень «хор», заимствованный из иранских языков и обозначающий «солнце». Оно сопоставимо с названием племени хорватов.
Имя Лыбедь возводят обычно к словам «лебедь», «любовь» и «лыбь» («сырое место»). Лыбедь – это небольшая речка, впадающая в Днепр.
5. Сообщение о Константинополе.
Константино́поль — название современного Стамбула (столицы Турции) до 1930 года, неофициальное название столицы Римской империи (330—395 гг.).
Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. Стамбул является престолом Константинопольского патриархата, которому оказывается «первенство чести» среди православных церквей.
Среди имён города — Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» — в южнославянских.
Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году.
6. Слово учителя.
Символизм легенды о Кие указывает на объединительный характер деятельности этого князя – три брата создают единый племенной центр. В тексте «Повести временных лет» эта идея выражена следующими словами: «И жили между собой в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная». Здесь говорится о существовании во времена Кия мощного союза племён. Дальнейшая судьба союза описана летописцем так: «По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих и лесах и сказали: «Платите нам дань».
7. Пересказ учащимися отрывка из «Повести временных лет» «Дань хазарам».
8. Сообщение о хазарах.
Хаза́ры — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия. Хазарский язык является вымершим.
Имя «хазары» является самоназванием. По одной из версий, происходит от тюркской основы, обозначающей «кочевание».
Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в тот период позиции хазар в Крыму были очень сильны). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море. На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом.
По мнению некоторых исследователей, хазары объединяли два главных племени — белых и чёрных хазар. Причем белые хазары были высокорослыми, светлоглазыми и светловолосыми, тогда как черные хазары были низкорослыми и темноволосыми.
До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е гг. оказались в составе Тюркского каганата, после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе.
Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье.
9. Особенности языка «Повести временных лет».
Древнерусский язык – это язык древнерусской народности, сформировавшийся в Древнерусском государстве (Киевской Руси) в основном на базе диалектов близкородственных восточнославянских племён. Датируется обычно VIII-IX вв. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Предшественник русского, украинского и белорусского языков.
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную разговорную речь своего времени. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам, - он всегда точен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко используется специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная.
Часто летописец использует народные пословицы, поговорки: «Погибоша аки обре» («И не осталось от них ни племени, ни роду..»). Язык «Повести временных лет» свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI-XII вв.
III. Закрепление изученного.
1. Беседа.
- Когда возникли первые поселения на территории современного Киева?
- Каково значение имён Кий, Щек, Хорив, Лыбедь?
- Каково символическое значение легенды о Кие?
- Когда славяне совершили набег на Хазарию?
- Каковы особенности «Повести временных лет»?
- Обратимся к вопросу 5, с.59.
С детства Ярослав тянулся к книжной мудрости. Он любил беседовать с монахами и постоянно читал священные книги. Его сын Владимир Мономах вспоминал, что знал Ярослав, сидя дома, много иностранных языков. Отовсюду собирал он лучших писцов и грамотеев и заставлял их переписывать рукописи и переводить книги с греческого языка на славянский. Ярослав и сам перевёл несколько книг. Он хотел, чтобы на Руси было больше грамотных русских священников, и потому стал заводить специальные училища.
Под фразой пожинаем ученье книжное подразумевается первый свод законов, который назывался «Русская Правда». За его составление князя называли ещё и Правосудом. До него подвластные русским князьям народы жили каждый по своим племенным обычаям. Теперь же, объединившись, они должны были подчиняться законам, общим для всех. В основу «Русской Правды» были положены древние обычаи, которые существовали на Руси с языческих времён.
Ярослав Мудрый, завещал сыновьям: «Вот я покидаю этот мир, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери…» Разделил он между ними города, а чтобы не было больше братоубийственных войн, установил «лествицу», то есть лестницу, очередь князей на киевский престол. «Лета Ярослава» были последними временами сильной Древней Руси.
IV. Подведение итогов урока.
Мультимедийная презентация.
V. Домашнее задание.
1.Прочитать вступительную статью учебника «Эзоп», с.62-63, часть 1, составить вопросы к статье, подготовить на них развёрнутые ответы.
2.Инд.задание: подготовить сообщение об Эзопе.
2.Инд.задание: выразительное чтение басни Эзопа «Два горшка».