СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература родного края

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена в помощь преподавателям литературы.

Просмотр содержимого документа
«Литература родного края»

Технологическая карта изучения темы

Предмет: Литература

Класс:10

Тип урока: урок «открытия» нового  знания

 

Тема

Фронтовик, журналист, поэт, писатель, краевед,

Человек - Виктор Шутов. (Знакомство с творчеством Виктора Васильевича Шутова)


Цели

 

Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Виктора Васильевича Шутова, поэта и писателя, нашего земляка; показать роль города Донецка в формировании его как личности и поэта; показать, как тема «малой» родины нашла отражение в его творчестве;

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к поэзии родного края, навыки выразительного чтения, формировать умения самостоятельной работы;

Воспитательные: способствовать формированию творческого восприятия материала, воспитанию чувства «малой» родины и любви к родному краю.

Формировать УУД:

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация 

регулятивные УУД: оценка и прогнозирование

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Планируемый результат

Личностные: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
Метапредметные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;

Предметные: Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

Знать знаменитые места родного края, биографию и творчество писателя, новые литературоведческие понятия.

Уметь находить и использовать антитезу, принимать решения и анализировать предложенные ситуации. 

Основные понятия


Межпредметные связи

 История.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

 книги, тексты;

Средства ИКТ: проектор

Организация пространства

Фронтальная работа

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: подготовить аудиторию к работе на уроке

 


Настроиться на урок


организует

Уточняет тематические рамки, на презентации указывает на фото ботанического сада г. Донецка


Просмотр визуального материала


Анализировать визуальную информацию, осуществлять актуализацию своего жизненного опыта 


Регулятивные: осуществлять волевую само регуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

 

 

Актуализация знаний 

 

Вступительное слово учителя: Родина-это Отечество, родная страна или место рождения. Наша с вами «малая» родина – это наш город Донецк.

- Кого из донецких поэтов вы знаете? Читали?

Формулирует тему. 


Ответить на поставленные вопросы 


Структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  


Логические:

- анализ, сравнение, синтез. 

Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования 

III. Изучение нового

 (15 мин)

Цели:

- ознакомить учащихся с творчеством В. В. Шутова;

- отрабатывать устную речь и аналитические способности.

 

 


Работа творческих групп  

 

Выступление тг № 1

- Биография В.В. Шутова

- Демонстрация слайдов

Выступление тг №2

- Знакомство с творчеством В.В. Шутова

- Фотографии ул. Шутова, м-р Широкий, г. Донецк.

- Результаты опроса жителей улицы: в честь кого названа ваша улица?

Выступление тг №3:

- из воспоминаний донецкой поэтессы Елены Лаврентьевой «Писал по-человечески»

-выразительное чтение

Выступление т.г №4 «Защитник Ленинграда» Выступление тг №5 «Битва за подпольщиков»



Работа в группах, ответы на вопрос учителя 

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.


Регулятивные

- целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 

IV. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение работать с пройденным материалом самостоятельно, развивать творческие навыки


Осмысление заданного, отображение мыслей на письме; формулировка вопросов по теме.

 


Направить учащихся на творческую реализацию своих способностей на основе пройденного путем создания высказывания и выступления с ней на тему «Донбасс – родина настоящих героев» При необходимости, продолжить работу дома.


Фиксация домашнего задания


Умение осознанно и произвольно строить высказывания, - умение структурировать знания.


Регулятивные:  контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: 

- закончить урок на положительной ноте, понять реакцию учащихся на пройденный урок.


Осознать свои чувства и отношение к изученному материалу.  


- Как вы оцениваете подготовку творческих групп?

- Можно сказать, что теперь мы знакомы с творчеством В.В. Шутова?

- Как вы понимаете выражение «Планета по имени Шутов»?

- Достигнуты вами цели урока?



Беседа с классом, работа с карточками.


Закрепление знаний и умений.


Регулятивные

- волевая само регуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

                         









Приложения:

1. Слово учителя


Всем вам знакомо слово Родина. Это Отечество, родная страна или место рождения. Любовь к «большой» Родине вырастает из любви к родине «малой» - родным местам, отчему краю, городу или селу. Наша с вами «малая» родина – это наш город Донецк.

Наш родной край, Донбасс, воспевали и воспевают талантливые люди, наши земляки – донецкие поэты.

- Кого из донецких поэтов вы знаете? Читали?

Мне хочется назвать имена таких известных в Донбассе авторов, как Белаш Б.Ф., Беспощадный П.Г., Галкин И.В., Ионов А.В., Рыбалко Н.А., Сердюк Н.Г.

Много интересных, литературно одарённых людей живёт в Донецке. Многие из них воспевают в своих произведениях Родину, отчий дом, тружеников нашего края, дружбу, любовь.

Один из них Виктор Васильевич Шутов - поэт и прозаик, почетный гражданин Донецка. Он воевал не только в годы Великой Отечественной, он воевал всю жизнь с человеческой подлостью, глупостью, беспамятством. Оставил богатое наследие в виде поэтических сборников «Крутые уступы», «Любовь и память», «Мое поколение», романов «На острие ножа» и «Свет Куинджи», книги для детей, повести, среди которых особо выделяется «Смерти смотрели в лицо» - о деятельности донецких подпольщиков в годы фашистской оккупации. Писал Виктор Васильевич и очерки о столице шахтерского края - «Открою город заново», и посвященные нашему региону песни - «Шахтерская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «Мягкий уголек», «Саур-Могила». Он был по-настоящему, без ложного пафоса, влюблен в эту землю. Так, как умеют немногие...


2 «Писал по-человечески»


«Не за морями-океанами -

Передо мной мой шар земной,

С его судьбы меридианами,

С его рабочей широтой.

Мой шар земной - планета малая,

Отцовский край - родной Донбасс

С его делами небывалыми,

С его житьем - не на показ.

В ладу с вселенскими законами,

Не нарушая ход планет,

Мой край, вздымаясь терриконами,

Берет из недр тепло и свет», -

Так размашисто описывает родную землю внук и сын шахтера. Которого судьба в юном возрасте свела с еще одним певцом Донбасса - Павлом Беспощадным.

Дело было в день Красной Армии, 23 февраля 1938-го. Ребята, занимавшиеся в Доме пионеров столицы края, чествовали красноармейцев и командиров. Витя со сверстником от имени литкружковцев вручил по поручению юных художников гостям картину. «Я был в больших черных, уже поношенных валенках, неуклюже переваливался с ноги на ногу. С трудом поднялся по крутым ступенькам на сцену и, робея, проговорил приветственное четверостишие», - вспоминал он.

А 15 лет спустя, когда преподнес Беспощадному свой первый сборник стихов, тот вспомнил, что был на той встрече в Доме пионеров... И мальчишку в неуклюжих валенках - тоже. Они дружили, Шутов про себя называл Беспощадного «батей» (тот ровесник его отца, погибшего на войне). Павел Григорьевич на своей книге «Песни труда», подаренной Шутову, написал: «Витя, никогда не выдумывай, пиши по-человечески». Тот так и делал.

- Его прозаический и поэтический язык был не очень чистый, но удивительно искренний. Да и человеком он был таким - честным во всём. Верил в то, что говорил, писал и делал. Этим и цеплял, - вспоминает известная донецкая поэтесса Елена Лаврентьева, знающая Шутова с 1971 года, когда она вступила в Союз писателей.


3 «Защитник Ленинграда»:


Войны он хлебнул полной ложкой. Сначала бился с белофиннами, потом - с фашистами.

- Мы познакомились и подружились в самом конце 1944 года, когда для ленинградских зенитчиков война практически закончилась, и мы оба, ранее служившие на разных батареях, оказались в Девяткино, северном ленинградском пригороде, в военном городке полка, на льготном положении руководителей художественной самодеятельности, - рассказал Валентин Рабинович (Рич) - один из основателей и в течение 30 лет руководителей журнала «Химия и жизнь», автор полутора десятков книг.

С ним Шутов делился самыми яркими военными воспоминаниями. Как он, младший сержант, при выгрузке своей пушки с железнодорожной платформы сильно повредил ногу. После долгого лежания в госпитале был отправлен на поправку домой, но до Донбасса не добрался: немецкие танки перекрыли дорогу. И в декабре 1941 года, когда по Ладожскому озеру шли на Большую Землю караваны грузовиков с блокадниками, Виктор упорно двигал в противоположном направлении - в измученный Ленинград, на родную зенитную батарею (где был командиром орудийного расчета).

В 42-м в блокированном городе на Неве вышел поэтический сборник зенитчиков под названием «Тревога». Были там и стихи В. Шутова. Их становилось всё больше и больше: о боях, о любимых, верно ждущих солдат, о регулировщице (вскоре эти поэтические строки стали песней «Девушка с флажком»).

Шутов закончил войну старшиной, с медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и желанием поделиться тем, через что прошел сам. Да и вся страна:

«Не спросила: хочу ли, могу ли,

Просто: «Надо», - сказала она,

И пошел я под бомбы и пули,

И легла мне на плечи война.

Не стенал под кровавою ношей,

Только падал и снова вставал,

И на бога ничуть не похожий,

И карал, и рубил наповал.

Среди равных - ни лучший, ни худший,

Находил и терял я друзей,

И ремень подпоясывал туже

От блокадных, как слезы, харчей.

Да, бывало - от ветра качало,

И на травы бросало, и в грязь,

Только жизни не меркло начало,

И с землей моя связь не рвалась».




4 «Битва за подпольщиков»:


Демобилизовавшись в конце 1946 года, он вернулся в родной Донецк, тогда еще Сталино. Трудился на заводе, был инструктором обкома комсомола, работал в редакциях газет «На страже социалистического Донбасса», «Комсомолец Донбасса», в журнале «Донбасс». Заочно окончил московский литинститут им. Горького.

- Он был больше журналистом, чем художником слова, - уверяет Елена Лаврентьева. - И рассказывал куда интереснее, чем писал. Кстати, ревностно относился к тому материалу, который собирал с величайшим трудом. Был прирожденным краеведом, что в сочетании с великой любовью к земле, на которой родился, помогало писать прекрасные вещи. Огромная заслуга Виктора Васильевича в том, что он одним из первых, если вообще не первым, так подробно написал о донецком подполье.

Тема эта долго была под запретом. Как ни душили оккупанты донецкое подполье, оно снова и снова оживало, не давая врагу покоя. И тогда, покидая Донбасс, немцы распространили клеветническую информацию о мнимом сотрудничестве с ними руководителей подполья. Информации поверили и с героями сопротивления расправились свои же: кого поставили к стенке, кого бросили в тюрьмы и лагеря.

Лишь в 1959-м начали розыск тех, кто во время фашистской оккупации боролся в донецком подполье. И Шутов, написав:

«Не скрываю - до сих пор ценю

Суть людскую мерой фронтовою:

Вместе с теми, кто лицом к огню,

Кто за правду встать готов горою»,

буквально землю рыл, добиваясь той самой правды, за которую проливал кровь, и за которую бились те, кого пытались предать забвению. И никакие преграды (ему грозили арестом, исключением из партии, куда вступил в 43-м) остановить Виктора Васильевича не могли.

Он выступал по радио и ТВ, много работал в архивах Донецка, Киева, Ростова, Москвы, Ленинграда. Встречался и переписывался с бывшими подпольщиками и их родственниками. В его личной картотеке было около 400 (!) имен участников антифашистской борьбы. Он не только вернул нам забытые имена, но и «обелил» многие из них. И даже выступал на судебном процессе против шпиона, пойманного в Дубнах, где он пристроился в научном центре. Того самого, стараниями которого за наших подпольщиков взялось НКВД.

Вскоре появились книги: «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие. Благодаря такой многолетней кропотливой работе В. Шутова, школы и улицы Донецка теперь названы именами героев-подпольщиков.

Есть в нашем городе и улица имени Шутова. А вот мемориальной таблички на доме, где он прожил долгие годы с супругой Марией Аксентьевной Кащенко (она была учителем географии, вместе вырастили сына и дочь), найти не удалось. Местные жители говорят - снял кто-то из вновь вселившихся, устанавливая кондиционер...

Он ушел в 1988-м, вскоре после того, как стал почетным гражданином Донецка. «Города синих терриконов и звонких тополей», как написал однажды. Города, которому посчастливилось, что в его орбите была такая планета - Шутов.



5 «Немного о себе»


Как положено на свете, -

Я покину мир земной, -

Сообщат о том в газете

И забудут - с глаз долой...

А, возможно, критик местный

Вдруг да вспомнит обо мне:

Мол, в Донбассе был известный,

И немного всей стране.

Биографии шахтерской,

На войне - простой солдат,

По комплекции неброский,

Не из робких и не хват.

Попадал в беду - не охал,

И здоровье не берег;

Сочинял стихи неплохо,

Приналег бы - лучше смог.

После ратного похода,

Ради счастья и весны,

Врачевал со всем народом

Раны горькие страны.

А во время передышки,

Как в недавние бои,

Побратимам - не из книжки -

Он читал стихи свои.

О товарищах-рабочих,

О геройских их делах;

Может, с рифмою не очень,

Но душа жила в строках.

Может, слабость в смысле слога,

Но в стихах был свет от звезд,

Возвышалась в них эпоха

В богатырский полный рост.

Билось пламенное время

И, возможно, потому,

Что одной судьбой со всеми

Было жить светло ему.

Так ли скажет, я не знаю,

Местный критик вдалеке,

Но пока я уповаю:

Может, вы в моей строке

Ощутите вдохновенье,

Что передано словам,

Что хоть капельку волненья

Перельется в сердце к вам.