Литературная география в школе в условиях перехода на
ФГОС второго поколения: анализ художественного текста
в междисциплинарной плоскости
Ломоносова Юлия Анатольевна , учитель географии МАОУ «Средняя школа №2г. Пестово»
Первостепенная задача современной школы – создать методическую перспективу систематической индивидуальной и групповой работы на уроке с информативно значимым для учащихся учебным материалом, которая будет формировать устойчивую мировоззренческую позицию будущих выпускников школы. В силу этого актуальна проблема интегративного освоения предметов в школе в формате ФГОС второго поколения, так как метаметодический подход к урокам способствует более успешной реализации учебных целей на основе синтеза пограничных учебных предметов.
География познает мир. Лучший способ познать незнакомое географическое пространство – отправиться в путешествие. Или взять в руки
книгу и путешествовать вместе с автором. Можно ли из книги получить новые географические сведения, если эта книга отнюдь не географического характера? Конечно, можно.
Роль географии как дисциплины в системе среднего образования огромна. Велик ее образовательный, воспитательный и мировоззренческий потенциал. На стыке географии и литературы находится литературная география. Литературные тексты выступают источниками географической информации, дают учащимся дополнительный стимул к ее получению. Только введя школьника в географическое пространство произведения, стоит ожидать у него адекватного отклика на прочитанное. Использование художественных текстов на уроках географии полезно: с их помощью учитель географии формирует образ территории, развивая у учащихся логическое мышление и аналитические навыки, активизируя мыслительный процесс. Художественные тексты выступают носителями информации, дают учащимся дополнительный стимул к ее получению, активизируют познавательную деятельность. Часто в произведениях писателей можно найти подробные описания ландшафтов, достоверное описание географического места действия. Таковы произведения
Н.В. Гоголя, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского. Книги, описывающие путешествия, в том числе кругосветные (например «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова), сами по себе представляют кладезь сведений по биогеографии, ландшафтоведению, метеорологии, этнографии и другим географическим наукам.
Литература, будь то художественная или документальная, носит географический характер. На уроках литературы и в ходе выполнения программы внеклассного чтения учащиеся знакомятся с литературными произведениями в рамках школьной программы. При этом учителя литературы в силу специфики методики преподавания своего предмета практически не акцентируют внимание школьников на том географическом пространстве, в котором живут и взаимодействуют персонажи книг. Многие из них не понимают, для чего нужно это делать, и стараются по возможности уйти от работы с литературой чуждого детям географического пространства. В результате учащиеся мысленно переносят место действия в знакомые им географические условия. Конечно, счастлив тот ребенок, который за свою короткую жизнь смог повидать разные географические объекты. Он уже может сопоставлять реальные пейзажи и художественные тексты. Но большинство современных детей живут в таких условиях, что нет возможности побывать где-то далеко от своего дома. Если ребенок никогда не был на море, не видел галечного пляжа, а все лето проводит за городом, то он мысленно переносит место действия на речку. А тот, кто постоянно живет в городе, будет мысленно переносить места действия книг на свои родные улицы. Это приводит к сужению географического взгляда школьника. С другой стороны, по-разному представляют в воображении географическое пространство дети-романтики и дети-реалисты. У школьника возникают сложности. Например, действие книги
происходит в горах, а он живет на равнине. В книге рассказывается о морях, а школьник живет вдали от морского порта и совершенно не представляет реалии их быта. Стоит отметить, если ребенок в будущем собирается стать художником-иллюстратором, именно географическое пространство и историческое место книги станут главными определяющими факторами его работы.
В результате складывается ситуация, когда в школе преподают и литературу, и географию, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берет в руки очередную книгу и снова не понимает, где развиваются действия: что за вокзал, почему герой произведения, чтобы попасть в школу или домой, постоянно взбирается на какие-то холмы, далеко ли уехал персонаж из родных мест, вступив в пору юности. Поэтому отрывки из художественных текстов, особенно школьной программы, должны являться для учителя географии не только средством обучения, но и способом формирования образности при объяснении той или иной темы по своему предмету. Географ должен помогать своим ученикам входить в географическое пространство художественных книг. Учитель должен работать с художественной прозой классиков также серьезно, как он работает на своем уроке с художественной прозой географического содержания. На какое-то время географическое пространство художественной книги хотя бы на уроке географии должно выходить на первый план, оставляя позади самих героев, их взаимоотношения и события, разворачивающиеся в нем.
Работу с художественной книгой можно систематизировать и в рамках типовых заданий проводить в группах на внеклассных занятиях по географии. Такая работа позволит вводить читающих школьников в географическое пространство их любимых книг, а не читающих – приобщить к художественной книге как таковой.
Художественный текст как средство обучения географии. Познаем географическое пространство художественного текста. Вынимаем из художественного текста географический смысл. Читая художественные произведения, получаем новые географические знания.
Былина о Садко:
Где расположен город, в котором жил Садко? (Новгород-на-Волхве, Великий Новгород). Как далеко от него стоит озеро Ильмень? Расскажите, используя карту о пути Садко из города с товаром.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»:
Центр Пятигорска расположен у подножья горы Машук. Как эта географическая особенность передана Лермонтовым? Что представляют собой горы Машук, Бештау, Змейка, Железная, Лысая? Как они расположены друг к другу географически? Что за особый воздух в Кисловодске?
Объясните это, исходя из географических особенностей местности.
География: пути в художественной литературе. География в художественной литературе разноплановая, порой неожиданная и весьма интересная. Интерес представляет также география пути.
У И.А. Ильфа и Е.П. Петрова в «Двенадцати стульях» перемещения героев спонтанные, специально не спланированные. Действие третьей части романа происходит последовательно в Старобельске, Москве, Козьмодемьянске, Сталинграде, Пятигорске, Владикавказе, Тифлисе, Ялте. Герои постоянно переезжают с места на место. Прочертите на контурной карте путь, который проделали герои романа из Москвы, основываясь на фрагментах романа. Учитывайте при этом реальные возможности железнодорожного и воздушного транспорта. Найдите информацию о тех городах, в которые «заносила их нелегкая». Сможем ли мы отправиться по следам авантюристов в реальном времени? И т.п.
Стихотворения как источник географического знания. Расскажите о географическом объекте, исходя из содержания стихотворения. Опишите район Москвы, о котором поется в песне:
Тишина за Рогожской заставою.
Спят деревья у сонной реки,
Лишь составы идут за составами
Да кого-то скликают гудки… (А. Фатьянов)
(Промышленный район на востоке Москвы у Яузы (сонной реки), вяло текущей до впадения в Москву-реку. В середине XIX века – это промышленная окраина за бывшей заставой Земляного города. Товарные составы идут по Горьковской железно-дорожной ветке с грузовыми ответвлениями к заводу «Серп и молот». Его гудки возвещают о начале утренней смены).
Получение из стихотворения природоведческих, исторических и этнических географических знаний.
«Увезу тебя я в тундру» (М. Пляцковский):
Какие природные зоны Крайнего Севера в нем упоминаются? Что можно сказать о природе Севера, исходя из двух четверостиший? Почему крайний Север поэт называет «бескрайним»?
Предлагаю вам лишь небольшой список художественной литературы, который можно использовать как мощный инструмент на уроках географии. Единственное «но»: прежде чем ставить определенную цель и задачу перед учащимися – необходимо выполнить ее самому. То есть сначала прочитайте или перечитайте тот текст, который вы планируете задействовать на своих уроках.
Можно много говорить по этому вопросу, очень много примеров можно привести, но каждый из вас, наверное, самостоятельно может определить круг
литературных произведений, которые обязательно войдут в рабочую программу. Я хотела привлечь ваше внимание к данной проблеме в современной системе образования и еще раз сказать: только общими совместными усилиями мы сможем доказать современным детям, что художественная литература – это не прошлый век, а неотъемлемая часть современного динамичного общества. Она помогает красиво мыслить, ярко видеть, позитивно жить! Воспитаем детей культурными