Литературная гостиная по сказке А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц
Цель урока:
• Обобщение знаний учащихся по сказочному творчеству А.С.Пушкина
• Ознакомление в процессе игры с произведениями музыкального и изобразительного искусства, повторение уже известных произведений, созданных по мотивам сказок А.С.Пушкина
• Воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма.
• Воспитание умений командного взаимодействия, создания и сохранения эмоционально-волевой атмосферы.
• Развитие у учащихся интереса к творчеству А.С.Пушкина творческих способностей, памяти, логического и творческого мышления, внимания, речи.
Планируемые результаты:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героям.
Инсценировка о няне
(6 обучающихся)
(Стол. За столом: няня и Пушкин. Вокруг них 3-е обучающихся.Мальчик – писарь.
Няня вяжет. Пушкин задумчиво слушает и пишет).
1 обучающийся: Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой…
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал
2 обучающийся: Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок
Няня (рассказывает сказку):
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех (де) сестер. Старшая хвалилась, что государство накормит зерном, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что родит 33 сына. Царь женился на меньшой и уехал воевать. Родилось у царицы 33 мальчика, а 34-й уродился чудом: ножки по колено серебряные, ручки по локти золотые, во лбу звезда. Послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца на дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтобы заготовить две бочки: одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном–и бросить их в море. Так и сделано… »
1 обучающийся:
Смеялся Пушкин, говоря:
Какая прелесть эти сказки!
«…В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой,
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила…»
1 конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
— В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)
— Какого числа мы будем отмечать 200 лет со дня рождения поэта? (6 июня)
— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)
— В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)
Материалы: вопросы для блиц-опроса, текст для инсценирования сказки, викторина «Чей портрет?», рисунки с изображением героев сказок.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в литературной гостиной! А что такое гостиная? (ответы детей). А литературная гостиная? (ответы детей)
- Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы побеседовать об одном талантливом человеке. Так вот, тот человек, о котором пойдет сегодня речь, действительно испытывал наслаждение от творчества. Кто же он, этот загадочный человек? А узнаем мы его после того, как увидим и услышим небольшую сценку
- Так о ком мы с вами сегодня будем беседовать в нашей литературной гостиной? (ответы детей)
- Правильно, об А.С.Пушкине!
- Ребята, 10 февраля русские люди отмечают день памяти великого Пушкина, и мы будем говорить сегодня о его прекрасных сказках и стихах. Мы вспоминаем Пушкина, а в день памяти принято зажигать свечи. Давайте и мы зажжём свечи -- символ тепла, дружбы, памяти.
- Зажигаются свечи. Звучит лирическая мелодия. Некоторое время все смотрят на спокойное мерцание пламени свечи, можно прочитать строчки из произведений поэта.
- Обратите внимание на портреты На каком из них изображен А.С.Пушкин? (ответы детей). А на остальных? (ответы детей)
Своя игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
I. Литературные портреты.
«5». Чей это портрет?
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого. (царевна.)
«10». Чей это портрет?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (царица.)
«15» О ком так говорит поэт?
«Семь румяных усачей» (семь богатырей)
«20» О ком так говорит поэт?
«С ним одним она была
Добродушна, весела…» (царица)
«25» Кого богатыри «вмиг по речи те спознали»? (царевна)
II. Цифры.
«5» Сколько было богатырей? (семь)
«10» Сколько прошло времени, как «царь женился на другой»? («год прошёл как сон пустой»)
«15» Какое приданое было готово для царевны? (« семь торговых городов да сто сорок теремов»)
«20» Количество столбов, на которых висел гроб? (6 столбов).
«25» Сколько дней ждали богатыри, пока царевна не восстанет ото сна? («ждали три дня»)
III. Почемучка.
«5» Почему царица велела Чернавке отвести царевну «в глушь лесную»?
«10» Почему «молва трезвонить стала: дочка царская пропала»?
«15» Почему царевна отказала богатырям быть одному из них женою? (« Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»)
«20» Почему и солнце, и месяц, и ветер помогали королевичу Елисею?
«25» Почему «злая мачеха, вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала. Тут её тоска взяла, и царица умерла»?
IV. Цветопись.
«5» Какого цвета брови были у царевны? («черноброва»)
«10» Какой зависти полна была царица? («чёрной зависти полна»)
«15» Какого цвета было вино, от которого отказалась царевна? (Зелёного).
«20» «Отвели они девицу вверх во …светлицу». Назовите пропущенное слово. (светлую)
«25» В сказке часто повторяется красный цвет. К кому он относится? (красная девица, красну солнцу, девы красной)
V. Теория литературы.
«5»Найдите эпитеты в отрывке:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
«10» Найдите эпитеты в отрывке:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
«15». Назовите встречающиеся в сказке повторы:
Путь – дорогу
Ждет – пождет
Царь – отец
Красавица – девица
Елисей обращался к силам природы – 3 раза
Царица обращается к зеркалу – 3 раза
«20» Назовите постоянные эпитеты (зелёные дубравы, красна девица, красну солнцу)
«25» Докажите, что А.С.Пушкин прав, назвав своё произведение сказкой.
Итог урока.
Заключительное слово учителя.
В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась неспроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца