Муниципальное образовательное учреждение
Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»
XVШ Ассамблея Наук и Искусств
Тема: Чем выше культура, тем выше ценится труд
«Labor omnia vincit imrobus –
Все побеждает упорный труд»
Макробий, римский ученый 5 века н.э.
«Ах, эта Болдинская осень…»
литературная гостиная

Авторы проекта:
Базовый 3«А» класс
Учитель: Копылова А.Р.
Учитель: Ахраменкова С.А.
2014
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать.
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Анна Ахматова
Пояснительная записка
Еще один разговор о Болдинской осени... Не слишком ли? Если собрать все, что написано и сказано о ней, то составится громадная пирамида томов, бесконечно превышающая то, что было создано Пушкиным в три осенних месяца.
Но это и естественно. Справедливо сказано: каждая эпоха читает Пушкина по-своему. Однако по-своему читает его и каждый человек, то есть каждый из нас и в разное время жизни по-разному. Сколько уже поколений прошло, а Пушкин по-прежнему с нами, с детских лет до глубоких седин.
И вечно мы будем объясняться в любви к нему, порой его же словами, и настраивать свои мысли и чувства по камертону его поэзии и прозы. Здесь чистота духовно-душевных движений удивительная. Ему, гению, нужен был абсолютный слух, нам - только умение слушать и слышать.
Пушкин с какой-то поистине гениальной его простотой, открытостью, искренностью необычайной - загадка и тайна. Но Болдинская осень - тайна вдвойне. Она вся проникнута каким-то волшебством, какой-то колдовской силой. Она и сейчас дает нам крылья - веру в себя.
Мы приглашаем окунуться в мир болдинской прозы и поэзии, ещё раз перечитывая Пушкина пережить один из самых трудных в его жизни периодов, но и один из самых плодотворных и важных этапов его творчества, познакомиться с болдинской землёй, музеем-заповедником, почувствовать и понять неповторимость пушкинской эпохи.
Цель: создать условия для приобщения учащихся современности к познанию литературы, как самостоятельного вида искусства, знакомства и изучения жизни и творческой деятельности русских классиков мировой литературы и искусства, проявления и утверждения гражданской позиции.
Задачи:
1. Предметные:
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров;
формировать эстетический вкус; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, формировать личную заинтересованность в ней как в источнике знаний о человеке, его отношении к миру.
2. Метапредметные:
развивать речь,
творческие способности учащихся (актёрские, хореографические, музыкальные, художественные, организационные).
3. Личностные:
совершенствовать духовно-нравственные качества личности,
воспитать уважительное отношение к русской литературе.
Ученик-Пушкин:
Открытие гостиной – день премьерный!
И потому я жутко нервный:
Доверили мне роль поэта Пушкина,
А это, я скажу вам, не игрушки!
В моей голове абракадабра,
Но поздно – наклеены бакенбарды,
Поправлен в прическе тугой завиток,
Заколот булавкой атласный платок.
А вот уж и гости спешат на вечер -
Наряды, прически, открытые плечи,
Музыка, танцы, цветы –
День поэзии и красоты!
(звучит МАРШ, дети входят в зал)
Ведущий 1: Добро пожаловать в нашу Литературную Гостиную. Мы очень хотим, чтобы вам - нашим гостям, было у нас интересно и уютно. Чтобы этот прохладный осенний вечер был согрет вашими теплыми улыбками и добрыми взглядами.
Ведущий 2:
Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчествjм А.С.Пушкина, по-особому примечателен уголок земли - село Большое Болдино.
В творческой биографии поэта ему принадлежит особая роль. Сюда, в родовую вотчину своих предков, поэт приезжал три раза. Его пребывание в Болдине было сравнительно непродолжительным.
Но именно здесь Пушкиным созданы наиболее значительные произведения 1830-х годов. В этих местах поэт провёл осень, отмеченную небывалым взлётом творческого вдохновения. Удивительная плодотворность знаменитой Болдинской осени граничит с чудом.
А.С. Пушкин:
«Осень подходит. Это любимое мое время: здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает … Еду в Болдино … Бог весть, буду ли я там иметь время и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь».
Презентация № 1 «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
1-й ведущий. Тридцать первого августа 1830 года Александр Сергеевич Пушкин выехал из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. 3 сентября поэт был в нижегородской деревне. В Болдине поэт собирался пробыть недолго, ехал для того, чтобы устроить имущественные дела – вступить во владение имением.
2-й ведущий. Обстоятельства сложились так, что вместо предполагаемого месяца Пушкину пришлось прожить в Болдине всю осень.
Ученик.1 (Давид Самойлов)
Болдинская осень
Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.
Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве – бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Ученик. 2
Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость – перья грызть!
Ученик 3..
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть – Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу – ты свободен –
В России, в Болдине, в карантине...
Презентация № 2 Болдино 2 (2 мин)
Ведущий: 1
Письмо Плетнёву.
В нём Пушкин дал волю своему красноречию:
Пушкин:
« Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня холера ...Ах, милый мой! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души; езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов»
Ученики.
***
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
***
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
***
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий: 2
Настроение Пушкина изменилось. Сельская жизнь с её неторопливым ритмом и свободой, любимая осень, целительное обаяние деревенской природы действует на поэта благотворно.
Поэт начинает испытывать подъём творческих сил, начинает работать с удивительной быстротой. Одно за другим появляются произведения различных жанров, в стихах и прозе. Создаётся давно задуманное. Завершается уже начатое, созревают новые замыслы. Почти ничто не отвлекает здесь Пушкина от сосредоточенного, вдохновенного труда:
Презентация № 3 «Календарь »
7сентября Пушкин закончил стихотворения «Бесы».
8сентября - «Элегию».
9сентября - повесть «Гробовщик».
13сентября - «Сказку о попе и о работнике его Балде».
14сентября окончил повесть - «Станционный смотритель»
и написал предисловие к «Повестям Белкина».
20 сентября окончил повесть «Барышня - крестьянка».
25сентября - восьмую главу романа «Евгений Онегин».
26сентября написал стихотворение «Ответ анониму».
Ученик.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; …
Ведущий 1 Похолодало, протапливали каждый день печи. Пушкин не любил кутаться. Сидел в одной рубашке, с открытой грудью. Ничто его не стесняло. Никто не тревожил. Свечи горят, потрескивают, оплывают.
Презентация № 3
Иллюстрация БОЛЬШОЕ БОЛДИНО(2минуты под «Чайковский Сентябрь»)
Пушкин:
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы….
От ужаса не шелохнусь, бывало
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Сценка:
А кто он ей?
Не сын, не внук —
Дитя господское. И все же
Арина чуяла: барчук
Ее был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души.
Но этот был ее любовью.
И не к нему ли
Всяку ночь
Арина шла со сказкой сладкой? —
Весьма до сказок был охоч
Ее питомец ненаглядный.
Что сказки? —
Вымысел один.
Скорее, детям для острастки.
Но малолетний господин
В них видел более чем сказки.
А зорко око, чуткий слух
Не зря даны ему природой —
Он понимал:
Там русский дух!
Там Русью пахнет! И свободой.
Хоть до свободы путь далек,
Но сказки правду говорили.
И добру молодцу намек
Уже звучал в устах Арины.
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала.
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.
Найдет ли счастие – как знать? —
Кудрявый мальчик со свирелью?
А ей теперь
В веках стоять
Над этой светлой колыбелью.
(Т. Веселова)
«Лукоморье» (2мин36)
Ведущий:
Нет сомнения, что чтение сказок Пушкина доставляет нам много счастливых минут. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир сказочника, заставляет дивиться богатству его выдумки, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется и глубокий смысл его фантазии. Сказки Пушкина – чудо, сотворенное гением…
Сцена из сказки «Сказка о попе и его работнике Балде».
Музыкальная сценка или фрагмент
Ведущий1 Октябрь продолжает свой путь. Обнажались деревья. Багрец и золото превращались в рыжие ковры, устилавшие землю в роще:
Ученик : или (Смоткуновский 43 секунды)
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
***
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
Ведущий 1
Пушкин прислушивается к печальному шуму опадающей листвы, к перекличке гусиных стай в свинцовом небе. По ночам за стенами дома завывал ветер. Писал он за полночь, а потом долго ещё не мог уснуть. Лежал, слушал,думал:
Пушкин
Мне не спится, нет огня,
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздаётся близ меня…
Из болдинского поэтического календаря Пушкина.
1 октября - «Царскосельская статуя», «К переводу Илиады».
2 октября - «Глухой глухого звал к суду.»
3 - 4 октября - «Дорожные жалобы».
5 октября - «Прощание».
6-7 октября - «Паж, или Пятнадцатый год».
8 октября - «Я здесь, Инезилья», «Пред испанкой благородной».
10-11 октября - «Рифма», «Отрок», Письмо Н. Н. Гончаровой.
12-14 октября - «Выстрел».
15-16 октября - «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин»), «Моя родословная», «Два чувства...», «Когда порой воспоминанье».
17 октября - «Стамбул гяуры нынче славят», «Заклинание».
18-19 октября - сожжена X глава «Евгения Онегина».
20 октября - «Метель».
21-23 октября - «Скупой рыцарь».
24-25 октября - «Об Альфреде Мюссе», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «В начале жизни школу помню я».
26 октября - «Моцарт и Сальери», «Отрывок» в прозе.
27-29 октября - «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», «Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения», «Заметка о поэме «Граф Нулин», «Дельвигу».
30-31 октября - «Герой».
Ведущий: | |
Стихи А.С.Пушкина чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более трех тысяч музыкальных произведений. Одним из наиболее талантливых и быстро подающих надежды композиторов того времени был Михаил Иванович Глинка. Ведущий: Поэзия Пушкина каждого композитора захватывала по-своему. Но если говорить о романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других. Возможно, оттого, что в лирике поэта и в музыкальном творчестве Глинки много родственного. Естественно, что два таких известных и близких по мироощущению человека не могли не встретиться. И, действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе. Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои думы, чувства, переживания. Звучит романс И.Глинки Исполняет ученица 11 класса Суркова Полина | | |
Ведущий 1: Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, историю о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.
Композитора Гео́ргия Васи́льевича Свири́дова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. Звучит Вальс «Метель» | | |
Ведущий:
На дворе ноябрь. Холера не унимается, карантины - на всех дорогах.
Болдинская осень продолжается.
Из болдинского поэтического календаря Пушкина.
1 ноября - «История села Горюхина», «О втором томе «Истории русского народа» Полевого». Письмо Погодину.
2-4 ноября - «Каменный гость», «Отрывок» («Не розу пафосскую..»). Письмо Н. Н. Гончаровой. Письмо Дельвигу.
5 ноября - «Возражения критикам «Полтавы», «Баратынский», Письмо Вяземскому, Письмо Осиповой.
6-8 ноября - «Пир во время чумы». «На перевод Илиады». 18 ноября - Письмо Н.Н. Гончаровой.
19-26 ноября - «О народной драме и Марфе Посаднице» М.П. Погодина.
26 ноября - Письмо Н.Н. Гончаровой.
27 ноября - «Для берегов отчизны дальней...».
28 ноября - Предисловие к «Евгению Онегину», «Цыганы».
Ведущий:
Болдинская осень близится к концу. Лошади запряжены, поставлен в коляску дорожный сундучок, а в нем несколько больших тетрадей и стопы бумаги, которые за месяцы болдинского затворничества словно бы потяжелели. Свидетельство на проезд в кармане.
Чего ждать? Пушкин выбегает на крыльцо. Вдали, на отлогом холме, темнеет роща, уже отряхнувшая листву; там пробивается из земли чистый родник. Пушкин часто ездил в рощу верхом. Раздолье вокруг...
Он забирается в кибитку. «Пошел!» Возница тряхнул поводьями, звякнули бубенцы, и кибитка, ускоряя ход, катит вниз с косогора.
Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернется ли когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить. Он вернется...
А пока лошади бегут резво, и последний проклятый карантин позади, и дорожный сундучок, набитый рукописями, тешит взор, и будущее манит надеждами - Москва!
Фонограмма: звон колокольчиков удаляющейся тройки.
Прощальный вальс