Наименование ОУ
Литературная гостиная
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Каримова Эльвира Равильевна
2019
Сценарий литературной гостиной «Марина Цветаева и Анна Ахматова»
Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»
Преподаватель: Сейчас прозвучала музыкальная композиция, которую мы все хорошо знаем и слышали много-много раз. Кто-то из вас знает, на чьи стихи она написана? Да, действительно. Это стихи Марины Цветаевой.
Ведущий 1: Начало ХХ века для русской поэзии было блистательным, поразительно щедрым и разнообразным. Этот короткий период расцвета русской культуры получил название Серебряного века. За короткий срок на поэтическом небосклоне России засияло множество замечательных поэтических имён: Александр Блок, Андрей Белый, Иван Бунин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Игорь Северянин…Невозможно себе представить Серебряный век русской поэзии без творчества двух гениальных поэтесс — Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.
Преподаватель: Сегодня наша литературно-музыкальная гостиная собралась для того, чтобы вспомнить этих великих русских женщин-поэтов Марину Цветаеву и Анну Ахматову.
Ведущий 2: Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической. Период творчества поэтесс выпал на тяжелое для русского народа время: Первая мировая война, падение царской власти, сталинские репрессии. Их произведения поддавались жесткой цензуре и многие из них не только не были изданы при жизни поэтесс, но и спустя десятилетия после их смерти. Но несмотря ни на что, две великие женщины продолжали творить. Сейчас прозвучит ещё одно стихотворение Марины Цветаевой.
Стихотворение читает учащийся
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
Преподаватель: Анну Ахматову и Марину Цветаеву недопустимо сравнивать в творческом плане: здесь нет лучшей и худшей, первой и второй. Они обе незаменимые и неповторимые составляющие одного целого – русской поэзии. Разные, но несомненно трагические судьбы этих женщин не помешали им стать символами русской литературы начала XX века.
Просмотр видеоролика на стих-е А. Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»
Ведущий 1: «Вечерний альбом» и «Вечер» — так похоже, не сговариваясь, они назвали свои первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю их жизнь. Примечательно и то, что среди своих современников и Ахматова, и Цветаева выбирали себе в кумиры одних и тех же поэтов. У обеих был поэтический роман с А. Блоком, никого из поэтов своего времени они не ставили так высоко.
Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей, страстностью и порывистостью, с чеканной филигранностью стиха, неподдельная искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия — вот что объединяет таких самобытных, таких непохожих поэтов, как Анна Ахматова и Марина Цветаева. «Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, — но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая.
Сейчас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой (в исполнении учащейся).
Чугунная ограда,
Сосновая кровать.
Как сладко, что не надо
Мне больше ревновать.
Постель мне стелют эту
С рыданьем и мольбой;
Теперь гуляй по свету
Где хочешь, Бог с тобой!
Теперь твой слух не ранит
Неистовая речь,
Теперь никто не станет
Свечу до утра жечь.
Добились мы покою
И непорочных дней…
Ты плачешь — я не стою
Одной слезы твоей.
1921
Преподаватель: Ахматова и Цветаева, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя.
Просмотр видео «Встреча Марины Цветаевой и Анны Ахматовой».
Ведущий 2: Женщины — ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Ахматова, и Цветаева. До них не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе.
Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня 1889 года в пригороде Одессы в семье морского инженера. Она была третьей из шестерых детей. Когда ей исполнилось одиннадцать месяцев, семья переехала под Петербург: сначала в Павловск, потом — в Царское Село. Это место навсегда освятилось для Ахматовой именем великого Пушкина. В одиннадцать лет девочка тяжело заболела, еле выжила, и на какое-то время оглохла. С этого момента стала писать стихи.
Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора. Детство провела в Москве, в Тарусе (между Серпуховом и Калугой), в швейцарских и немецких пансионах; в Ялте: мать болела туберкулезом, и все переезды были связаны с ее лечением. Училась музыке: мать хотела видеть ее пианисткой. По-видимому, лет в девять-десять уже сочиняла стихи — к неудовольствию матери. Детей было четверо: от первого брака — дочь и сын, и от второго — Марина и ее младшая сестра — Анастасия. Когда сестрам было четырнадцать и двенадцать лет, мать умерла от чахотки.
Преподаватель: Детство той и другой было печальным: «И никакого розового детства», — сказала Ахматова, — то же могла сказать и Цветаева.
Анна Горенко была тоненькой, изящной и болезненной девочкой, а уже девушкой — дружила с морем, плавала, как рыба; отец в шутку звал ее «декаденткой». Марина в детстве и отрочестве отличалась неплохим здоровьем, была полновата, румяна, застенчива. К морю, которое впервые увидела в детстве, не привыкла никогда, не полюбила, — не оправдав тем самым свое имя Марина («морская»).
Что же объединяет творчество Ахматовой и Цветаевой? Через свой внутренний мир, через свои эмоции и переживания обе они раскрыли нам духовную сторону своего времени. Раскрыли по-женски ярко и тонко, подарив читателю множество незабываемых мгновений.
Сейчас вы увидите видеоролик на стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно»
Идёт видеоролик на стихи Марины Цветаевой «Вот опять окно»
Ведущий 1: Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии Ахматовой и Цветаевой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский — еще в 1923 году:
«Цветаева всегда в движении; в ее ритмах — учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит — и умчится дальше. Она — непоседа. Ахматова — говорит медленно, очень тихим голосом; полулежит неподвижно; зябкие руки прячет под «ложноклассическую» (по выражению Мандельштама) шаль.
Сейчас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении учащейся «Сжала руки под тёмной вуалью»
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна. Как забуду?
Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула:
"Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру"
1911
Преподаватель: В стихах Ахматовой постоянно звучат ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой — кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели.
Видеоклип на стихи Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой «Реквием»
Песня, которую вы сейчас услышали написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её Алла Пугачёва.
Ведущий: У Анны Ахматовой очень часто слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны.
Сейчас для вас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении учащейся.
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Преподаватель: Ахматова и Цветаева были резко противоположны, полярны. — и прежде всего, по своим природным качествам, которые даются от рождения и остаются неизменными. Прежде всего, каждой был отмерен свой жизненный срок; Ахматова немного не дожила до 77 лет, Цветаева — до 49-ти. Между тем литературное наследие Цветаевой значительно обширнее, нежели ахматовское.
Одна из важнейших загадок природы состоит в запасе энергии, по-разному отпущенной каждому человеку. У Анны Ахматовой эта энергия была гармонично распределена на протяжении ее долгой — притом весьма трагической, жизни — и не иссякала до последнего дня, хотя здоровье у неё было слабое (слабые легкие и сердце),откуда и возник классический образ полулежащей Ахматовой, запечатленный на фотографиях и рисунках Модильяни.
Сейчас вы посмотрите ролик, где прозвучит песня на стихи Анны Ахматовой «Я пью за разорённый дом». Обратите внимание на видеоряд. В нём будут изображения Анны Ахматовой, выполненные художником Модильяни, а также фото разных лет.
Идёт видеоролик «Я пью за разорённый дом»
Ведущий: Ахматова, познала в юности сладкую отраву безответной любви, а с другой стороны — любовь к себе, на которую не могла ответить. С ранних лет у нее было множество поклонников, но, пожалуй, никто не смог вызвать в ней костер чувств, подобных цветаевским. Ахматова обладала поразительной внешностью. Современник, поэт Георгий Адамович, знавший ее смолоду, вспоминает: «Красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический… когда она, стоя на эстраде… казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг… Бывало, человек, только что ей представленный, тут же объяснялся ей в любви». Облик Ахматовой просился на портрет; художники, наперебой рисовали её.
Сейчас вы услышите сразу два стихотворения Анны Ахматовой.
И когда друг друга проклинали
В страсти, раскаленной добела,
Оба мы еще не понимали,
Как земля для двух людей мала,
И, что память яростная мучит,
Пытка сильных — огненный недуг! —
И в ночи бездонной сердце учит
Спрашивать: о, где ушедший друг?
А когда, сквозь волны фимиама,
Хор гремит, ликуя и грозя,
Смотрят в душу строго и упрямо
Те же неизбежные глаза.
1909
И ещё одно стихотворение :
В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,
Светила нам только зловещая тьма,
Свое бормотали арыки,
И Азией пахли гвоздики.
И мы проходили сквозь город чужой,
Сквозь дымную песнь и полуночный зной,—
Одни под созвездием Змея,
Взглянуть друг на друга не смея.
То мог быть Стамбул или даже Багдад,
Но, увы! не Варшава, не Ленинград,
И горькое это несходство
Душило, как воздух сиротства.
И чудилось: рядом шагают века,
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.
Мы были с тобою в таинственной мгле,
Как будто бы шли по ничейной земле,
Но месяц алмазной фелукой
Вдруг выплыл над встречей-разлукой…
И если вернется та ночь и к тебе
В твоей для меня непонятной судьбе,
Ты знай, что приснилась кому-то
Священная эта минута.
1959
Преподаватель: Ахматова — тишина… Цветаева – вихрь. Ахматова в созерцании… Цветаева вся в действии Слово любовь для Марины Цветаевой ассоциировалось со словами Александра Блока: тайный жар. Тайный жар — это состояние сердца, души, — всего существа человека. Это — горение, служение, непрекращающееся волнение, смятение чувств. Она утверждала, что начала любить, «когда глаза открыла». Это чувство, состояние тайного жара, любви — мог вызвать исторический или литературный герой , какое-нибудь место на земле, и, конечно, конкретные люди, встреченные в жизни. «Пол и возраст ни при чем», — любила повторять Цветаева. И на этих живых, реальных людей она, не зная меры, обрушивала весь шквал своих чувств. И «объект» подчас спасался бегством. Он не выдерживал раскаленной атмосферы страстей, требований, которые Цветаева предъявляла к нему. Ее открытость, распахнутость отпугивала мужчин, и она это понимала и признавала: «Меня любили так мало, так вяло». Анну Ахматову художники часто изображали в полулежащей позе. Представить в подобной позе Марину Цветаеву немыслимо. Недаром она называла свое здоровье железным: имела крепкое сердце, была неутомимым ходоком, спала мало, и ранним утром спешила к письменному столу.
Но люди, наделенные необычайной творческой, психической энергетикой, никогда долго не живут. Мощная, бурная энергия так же бурно и мгновенно обрывается. Так было с Мариной Цветаевой, о самоубийстве которой существует множество различных неумных версий, в то время как о самом главном почему-то не говорят: о том, что жизненная сила, психическая энергия иссякает. Цветаева ушла из жизни, убедившись, что она больше ничего не может: ее воля к жизни иссякла.
Стихотворение Марины Цветаевой «Прохожий»
ПРОХОЖИЙ
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед,—
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
3 мая 1913, Коктебель
Ведущий: Ну а закончить очень хочется всё-таки на позитивной ноте. Какой бы трагичной не была судьба этих великих женщин. Они своими стихами сделали жизнь чуточку лучше. Были в их творчестве и стихи о природе, о Родине, о любви к детям. Сегодня мы, к сожалению, не можем охватить всё их необъятное творчество. А вы почитайте, пожалуйста, и другие стихи. Вы обязательно найдёте что-то на свой вкус.
В заключение послушайте ещё одну песню на стихи Марины Цветаевой «Легкомыслие»
Идёт видеоклип «Легкомыслие»