СЦЕНАРИЙ
вечера поэзии М.Ю.Лермонтова, посвящённого 205-летию со дня рождения поэта
Вечер открывается презентацией творчества Лермонтова
Ведущий 1
(На фоне музыки Бетховена звучит стихотворение В.Брюсова «К портрету М.Ю.Лермонтова») читает________________________________________________
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил,
Но ты мечтал об ангельски - прекрасном,
Ты демонски – мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чём томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованных стихах!
Ведущий 2
Шел 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступили в опаленную пожаром Москву. В то самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 15 октября (по старому стилю 3 октября) 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил.
Невеселым было детство этого мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела».
Ведущий 1
Стихотворение «Ангел» читает _______________________________________
Ведущий 2.
Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика. Михаил Юрьевич переживал расставание с отцом.
Ведущий 1
В 1831 году он написал:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
Ведущий 2.
Самые первые, а потому и самые прочные впечатления – это скромный прелестный пейзаж Пензенской губернии.
Вокруг дома – аллеи старинного сада, спящий пруд, затянутый сетью трав, а напротив усадьбы – дымные, в два ряда черные избы и белая церковь села Тарханы.
Ведущий 1.
Стихотворение «Прекрасны вы, поля земли родной…» читает ____________________
Ведущий 2.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» читает _____________________
Ведущий 1.
В детстве Лермонтов часто болел. И бабушка три раза возила его на Кавказ, к Кислым Водам. Ездили на своих лошадях, через всю Россию. Кавказ с детских лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы, как страна благородных, возвышенных страстей…
Ведущий 2.
Стихотворение «Кавказ» читает ___________________________________
Ведущий 1.
Детство закончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Это был уже 14-летний подросток, серьезный, хорошо подготовленный домашними учителями.
Ведущий 2.
Из пансиона он перешел в Московский университет. В его тетрадях появляются стихи - «Нищий», «Парус», «Два великана».
Стихотворение «Нищий» читает _____________________________________
Ведущий 1.
Послушайте романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокой…»
Ведущий 2.
По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни его создания напоминают собою создания великих поэтов. Некоторым знакомым Лермонтова, не понимавшим размеров его поэтического таланта, казалось, что он подражает английскому поэту Байрону. Как бы в ответ на это Лермонтов написал замечательное стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…».
Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» читает ___________________________
Ведущий 1
В конце второго года из-за участия в студенческом бунте ему пришлось покинуть Университет. И тогда ему ничего другого не оставалось, как поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге.
Ведущий 2.
«До сих пор, - писал он друзьям в Москву, - я жил для литературной славы, столько жертв принес своему неблагодарному кумиру и вот теперь я – воин!» Он просил друзей не забывать его. Но даже там, в стенах юнкерской школы, он продолжал свои занятия литературой.
Ведущий 1.
По окончании школы Лермонтов вышел офицером в гвардейский гусарский полк, квартировавший в Царском Селе под Петербургом, и окунулся в полковую и великосветскую жизнь.
Ведущий 2.
Наблюдения над жизнью петербургской аристократии побудили его написать драму в стихах «Маскарад». Герой ее – и «жертва», и «палач». Мысль о том, что зло порождает зло, он развил потом и в «Герое нашего времени».
Ведущий 1.
28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух, что Пушкин накануне стрелялся на дуэли с Дантесом и ранен смертельно. И в эти самые дни по Петербургу распространилось в рукописи стихотворение «Смерть Поэта», под которым стояло в ту пору мало кому известное имя: Лермонтов.
Ведущий 2.
Это был голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе. Он считал, что назначение поэзии в том, чтобы говорить с народом, призывая его на подвиги во имя свободы.
Ведущий 1.
Посмотрите презентацию стихотворения «Бородино»
Ведущий 2.
Как всякий настоящий, а тем более, великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Ведущий 1
Стихотворение «Листок» читает ___________________________________
Стихотворение «Три пальмы» читает _______________________________
Ведущий 2
Он полюбил впервые в десятилетнем возрасте на Кавказе. Вспоминая через 5 лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в тетрадку свою: «Говорят, что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки». Он утверждал это на основании своего опыта. Он был одарён удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихии. В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но пропали. Но, даже не зная этого, мы догадались бы о его музыкальности, читая его стихи.
«Я к вам пишу случайно, право…» читает _________________________________
Слушание романса «Я не люблю Вас и люблю…» в исполнении участника вечера поэзии
Ведущий 2.
Мне грустно, потому - что я тебя люблю.
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому, что весело тебе.
Это вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца!
Ведущий 1.
Стихотворение «Благодарю!» читает ____________________________
Ведущий 2.
Послушайте романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
Ведущий 1
Его стихи – размышления о родине, мире, поколении, о жизни.
Стихотворение «Тучи» читает _______________________________
Стихотворение «И скучно и грустно…» читает _____________________________
Послушайте романс на стихи М. Ю. Лермонтова «Молитва».
Ведущий 2
С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести. Читаем ли мы «Мцыри», «Песню про царя Ивана Васильевича…», «Родину» или «Бородино», мы жадно внимаем его словам, чтобы запомнить, как сформулировал он самое высшее и самое благородное проявление любви – любовь к отчизне.
Стихотворение «Родина» читает __________________________________
Слово учителя (стихотворение поэт Ярослава Васильевича Смелякова)
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли!
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча
По небу русскому прошел.
Уважаемые гости нашей гостиной , мы были рады встрече с Вами. Сегодня мы прикоснулись к творчеству великого человека. Такие поэты, как Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Мы очень надеемся, что сегодняшнее мероприятие отложилось в вашей памяти и пробудило в вас ещё больший интерес к великой русской классической литературе.