Литературная гостиная, посвященная годовщине со дня рождения
И.С. Тургенева
Цели мероприятия:
познавательные: формировать у обучающихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения;
развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; раскрытие творческих способностей; развитие коммуникативных навыков;развитие системы ценностных отношений к русской литературе;
воспитательные: воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Задачи: развитие познавательных интересов к русской классической литературе, творческих способностей , навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности; развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства
Форма мероприятия: игра
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, диск с аудиозаписями музыкальных фрагментов, выставка книг
Музыкальное сопровождение
Фрагмент из мультфильма «МУ-МУ», видео : “Русский язык”, «Как хороши , как свежи были розы», «Ася», «Первая любовь»
Правила игры:
В игре принимают участие обучающиеся 1 курсов, делятся на две команды по 10 человек.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья, участники команд, болельщики и зрители. Мы рады приветствовать вас в этом зале. Всем желаю приятного взаимодействия и предлагаю настроиться на продуктивную работу. Наше мероприятие начнется с просмотра одного из самых популярных произведений 19 века. Задача участников команд, вспомнить автора этого произведения, подумать над вопросом:«Чему наше мероприятие будет посвящено ?»
(Звучит мелодия — Романс «Утро туманное, утро седое…». Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева)
Ведущая: Вы прослушали романс, который написан на стихи великого мастера пейзажа и автора всем известных романов и повестей. Кто он? Какое произведение мы прослушали? Чему наше мероприятие будет посвящено ? (ответы детей)
Сегодняшняя наша встреча посвящена разгадке тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя-классика, великолепного мастера слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка. 9 ноября исполняется 200 лет со дня его рождения., но его произведения, его герои , его высказывания живут вместе с нами, а значит, вместе с нами живѐт и Иван Сергеевич Тургенев. Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.С. Тургенева.вспомним основные события его жизни, особенности творчества, главных героев произведений. Мероприятие пройдет в форме игры «Путешествие по творчеству И.С. Тургенева».
В игре принимают участие команды …
Следить за ходом игры будет наша многоуважаемая экспертная комиссия в составе: …
Прежде чем приступить к игре, разрешите познакомить вас с правилами.
За 1 столом команда _____, за вторым __________
Внимание, первый тур нашей игры“Имена”
Посмотрите на экран. Кто эти люди? (На слайде портреты И.С.Тургенева в возрасте 7 лет, матери и отца писателя, Полины Виардо)
Итак, отвечает команда __________.
Прошу жюри оценить ответы.
Переходим ко второму туру игры “Биография писателя”.
За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.
Как называется родовое имение И.С.Тургенева? (Спасское-Лутовиново)
«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне. Это была моя «Аннибаловская клятва». О какой клятве идет речь? (Бороться за отмену крепостного права)
Где учился И.С.Тургенев? (Московский, Санкт-Петербургский, Берлинский университеты)
Ранние произведения Тургенева подписаны псевдонимом “Т.Л.” Что он означает? (Тургенев-Лутовинов)
Известно, что за И.С.Тургеневым утвердилась слава Рыцаря слона, настолько искусно он играл в... Назовите игру. (Шахматы)
Любимым занятием И.С.Тургенева была... (охота)
За публикацию в Москве об этом мистическом писателе в 1852 году Тургенев был арестован и выслан на жительство в село Спасское. О ком была публикация? (о Гоголе)
Труды, какого немецкого философа изучал молодой Тургенев, по его словам, «с особым рвением» и знал почти наизусть? (Георга Вильгельма Фридриха Гегеля)
О каком своем произведении Тургенев сказал: «Очерки» о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете"» («Записки охотника»)
Роман «Дворянское гнездо» стал настоящим «яблоком раздора» в отношениях автора и этого известного человека из-за того, что главная героиня удалилась в монастырь. Этот писатель прямо обвинил Тургенева в плагиате, в присвоении чужой мысли, предполагая, вероятно, что мысль эта, драгоценная по своей новизне, могла явиться только ему, а у Тургенева недостало бы настолько таланта и воображения, чтобы дойти до нее. С тех пор этот человек перестал не только видеться, но и кланяться с Тургеневым. О ком идет речь? ( И. А. Гончаров)
Александр Фадеев, характеризуя творчество А. Пушкина и И. Тургенева, сказал: «Пушкин и Тургенев – это ……нашей прозы». Вставьте пропущенное в высказывании слово. Родоначальники
И.С. Тургенева по праву называли «певцом русской … и русской…». Вставьте пропущенные слова. (Природы, женщины)
Прошу жюри оценить ответы.
Переходим к третьему туру нашей игры «Правда или вымысел»
Презентация.
Четвёртый тур «Аукцион»
За 1 минуту нужно перечислить как можно больше произведений Тургенева , победит команда написавшая больше всех
Пятый тур “ Знатоки Тургенева”
Сейчас мы посмотрим сюжеты произведений Тургенева . Задач команд определить название этих произведений.
Шестой тур «Узнай героя по портрету»
Внимание: задания связаны с героями произведений И.С.Тургенева.
Седьмой тур - “Читая Тургенева”
Вставьте пропущенные слова в афоризмах:
а) «Первые страдания, как первая любовь, не ... , - и слава Богу!»;
б) «...весной легко расставаться - весной и... тянет вдаль» ;
в) «Всё минется, одна ... останется»;
г) «Россия без каждого из нас ... может, но никто из нас без неё не может ... »;
д) «Благодарность - долг; всякий человек платит свои долги, но любовь - не .. »;
е) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва ... ».
а) «...не повторяется»; б) «...счастливых»; в) «...любовь»; г) «...обойтись»; д) «...деньги»; е) «...страдать».
Какое блюдо Герасим заказывает для Муму в трактире перед тем, как утопить ее?
(Щи с мясом)
Уважаемые члены жюри, оцените это задание.
Переходим к следующему туру -
8 тур -“Моё открытие И.С.Тургенева”.
Сочинение-миниатюра
Прошу представителей команд подготовиться к ответу.
Пока жюри подводит итоги, предлагаю участникам поделиться впечатлениями от данного мероприятия. (Рефлексия.)
Слово для подведения итогов игры предоставляется________
Заключительное слово.
Спасибо вам, дорогие друзья, участники, болельщики. Надеюсь, вы сегодня узнали много нового и интересного о жизни и творчестве русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Мы желаем вам успехов, достижения новых вершин и приобретения новых знаний. Нашу встречу хотелось бы завершить словами: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!”
Оценочный лист
| С11 | С13 |
Имена | | |
Биография писателя | | |
Правда или вымысел | | |
Аукцион | | |
Знатоки Тургенева | | |
Узнай героя по портрету | | |
Читая Тургенева | | |
Моё открытие И.С.Тургенева | | |
ИТОГ | | |