СЦЕНАРИЙ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ
Литературная гостиная
«Сатиры смелый властелин»
(к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)
Преподаватель: Карабанова К.О.
ЦЕЛЬ: познакомить с комедий «Недоросль» и ее автором – Д.И. Фонвизиным; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра; обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.
Задачи мероприятия:
Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.
Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.
Образовательные цели:
выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;
сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения
Развивающие цели:
развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения:
развивать навыки работы с текстом художественного произведения;
развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;
логически осмысливать и излагать информацию
Воспитывающие цели:
воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.
Образовательные технологии:
Проблемное обучение
Развивающее обучение
Обучение критическому мышлению
Диалоговая технология
Информационная (компьютерная) технология.
Средства обучения: Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль», презентация, звуковое сопровождение.
Ход занятия:
"Имей сердце, имей душу,
и будешь человек на всякое время"
Стародум.
Организационный момент. Мотивация.
Вступительное слово преподавателя.
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе «Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль). В 2024 году 14 апреля великому русскому писателю исполнилось 280 лет со дня рождения (индивидуальное задание). Сл. 1.
2. Актуализация.
- Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию «Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина. Давайте послушаем об истории создания комедии (индивидуальное задание). Сл.2
Основной этап урока. Усвоение новых знаний
Беседа с учащимися
- Какие же проблемы и задачи поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время? Сл. 3
Предполагаемые ответы
В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.
Проблема воспитания
Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.
2) Проблема образования
Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.
Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.
Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.
3) Проблема нравственности
Актуализируя эту проблему, автор высмеивает вопиюще низкий уровень нравственности и духовности дворянства. Во многом причину сложившейся ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.
Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.
- Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге . А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.
На экране указаны главные действующие персонажи. Сл. 5
- А сейчас предлагаю нам посмотреть пьесу «Недоросль» 1987 года и охарактеризовать персонажей. Сл.6
Индивидуальные выступления учащихся, подкрепляемые презентацией:
Митрофан — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Затем выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 7
- Итак, Митрофан - «недоросль», а что означает этот термин? (ответы обучающихся) Сл. 8
Гж. Простакова — жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость, необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак. Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 9
Г -н. Простаков — муж Простаковой , отец Митрофана. «Простак» –протофиля, наивный человек. Выходит, обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 10
Тарас Скотинин — дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном. Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 11
Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели. Ее возлюбленный Милон - полная противоположность Митрофану. Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 12, 13.
Правдин — Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя. Сл. 14
Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 15.
Идеалы Стародума просветительские и нравственные отразились в его афоризмах. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны. Сл. 16, 17. Прочитайте, фразы, которые сейчас стали афоризмами.
Сейчас я прошу вас ответить на вопросы:
-Итак, следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?
(на отрицательных и положительных.)
-Кто относится к положительным героям? (Стародум, Правдин, Софья, Милон).
- Кто относится к отрицательным героям?
-Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии).
- Для того, чтобы разглядеть в человеке положительные качества требуется гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".
-Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт? (ответы обучающихся на проблемный вопрос)
-А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться положительные черты, т.е. помочь другому найти верный путь.
4. Рефлексия:
Таким образом, Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.
- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?
- Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?