СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин» (к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина ознакомить обучающихся с комедий «Недоросль» и ее автором – Д.И. Фонвизиным; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра; обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин» (к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)»

СЦЕНАРИЙ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ

Литературная гостиная

«Сатиры смелый властелин»

(к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Преподаватель: Карабанова К.О.

ЦЕЛЬ: познакомить с комедий «Недоросль» и ее автором – Д.И. Фонвизиным; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра; обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.

Задачи мероприятия:

Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.

Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.

Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.

Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Образовательные цели:     

выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование характера юноши;

сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения

Развивающие цели: 

развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные умения:

развивать навыки работы с текстом художественного произведения;

развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;

логически осмысливать и излагать информацию

Воспитывающие цели: 

воспитывать навыки общения, культуру речи, уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе, содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение

  • Развивающее обучение

  • Обучение критическому мышлению

  • Диалоговая технология

  • Информационная (компьютерная) технология.

Средства обучения: Произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль», презентация, звуковое сопровождение.














Ход занятия:

"Имей сердце, имей душу,

и будешь человек на всякое время"

Стародум. 



  1. Организационный момент.  Мотивация.

Вступительное слово преподавателя.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе «Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль). В 2024 году 14 апреля великому русскому писателю исполнилось 280 лет со дня рождения (индивидуальное задание). Сл. 1.

2. Актуализация.

- Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию «Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина. Давайте послушаем об истории создания комедии (индивидуальное задание). Сл.2

  1. Основной этап урока. Усвоение новых знаний

Беседа с учащимися

- Какие же проблемы и задачи поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время? Сл. 3

Предполагаемые ответы

В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.

  1. Проблема воспитания

Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.

2) Проблема образования

Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.

Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.

Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.

3) Проблема нравственности

Актуализируя эту проблему, автор высмеивает вопиюще низкий уровень нравственности и духовности дворянства. Во многом причину сложившейся ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.

Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.

- Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой, испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием истории — пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и русского театра.

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге . А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

На экране указаны главные действующие персонажи. Сл. 5

- А сейчас предлагаю нам посмотреть пьесу «Недоросль» 1987 года и охарактеризовать персонажей. Сл.6

Индивидуальные выступления учащихся, подкрепляемые презентацией:

  • Митрофан — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Затем выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 7

- Итак, Митрофан - «недоросль», а что означает этот термин? (ответы обучающихся) Сл. 8

  • Гж. Простакова — жена Терентия Простакова, мать Митрофана и сестра Тараса Скотинина. Фамилия указывает как на простоту, неученость, необразованность героини, так и на то, что она попадает впросак. Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 9

  • Г -н. Простаков муж Простаковой , отец Митрофана. «Простак» –протофиля, наивный человек. Выходит, обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 10

  • Тарас Скотинин дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном. Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 11

  • Софья — племянница Стародума (дочь его сестры); мать Софьи — сватья Простакова и свойственница (как и С.) Простаковой. София — по-гречески означает «мудрость». Однако имя героини получает в комедии особый оттенок: мудрость Софьи — не рациональная, не мудрость, если можно так выразиться, ума, а мудрость души, сердца, чувства, мудрость добродетели. Ее возлюбленный Милон - полная противоположность Митрофану. Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 12, 13.

  • Правдин — Служащий дворянин, фамилия указывает на основное качество героя. Сл. 14

  • Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). Выходит обучающийся с более подробной характеристикой. Сл. 15.

Идеалы Стародума просветительские и нравственные отразились в его афоризмах. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны. Сл. 16, 17. Прочитайте, фразы, которые сейчас стали афоризмами.

Сейчас я прошу вас ответить на вопросы:

-Итак, следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?

(на отрицательных и положительных.)

-Кто относится к положительным героям? (Стародум, Правдин, Софья, Милон).

- Кто относится к отрицательным героям?

-Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии).

- Для того, чтобы разглядеть в человеке положительные качества требуется гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".

-Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт? (ответы обучающихся на проблемный вопрос)

-А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться положительные черты, т.е. помочь другому найти верный путь.

4. Рефлексия:

Таким образом, Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?  

 - Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?