Литературная гостиная
«Знатоки сказок»
для начальных классов
Цели:
1. Подготовить детей к драматизации сказки. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей (доверчивость, хитрость, простодушие героев). Сопровождать слова выразительностью мимики, движений
2. Обогащение словаря, закрепление навыка грамотного и внятного произношения всего речевого материала.
3. Способствовать свободной атмосфере общения.
Задачи:
Образовательные: стимулировать эмоционально ценностное отношение к сказкам.
Развивающие: развивать наблюдательность, сообразительность, логическое мышление, смекалку, познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, к сказкам, к устному народному творчеству, умению любить свою Родину.
Планируемые результаты: читать осознанно, выразительно, без ошибок; формулировать правила дружеских отношений.
Личностные: владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
Метапредметные: познавательные: обобщать собственные представления; ориентироваться в мире книг (выставка книг) регулятивные: овладевать способностью понимать учебную задачу урока, уметь работать в парах и группах, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение, отвечать на вопросы; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; соблюдать правила в общения и т. д.
Предметные: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении;
Оборудование: книжная выставка, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями для команд, костюмы героев сказок, фонограммы, декорации.
Форма проведения: литературная гостиная с элементами инсценировки.
Место проведения: кабинет начальных классов
Жюри: родители
Ход мероприятия
Организационный момент (музыкальная заставка)
Сказочница в окошке говорит:
Время сказки наступает,
Время сказки настает.
Все внимательно смотрите,
Чудо вдруг произойдет.
Если сказку вы хотите,
К вам сейчас она придет!
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня, мы собрались, чтобы оказаться в удивительной стране сказок. Недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».
Чем же сказка отличается от других литературных
произведений?
Сказки приходят в наш дом с самого рождения. Бабушки, мамы читают нам их перед сном, читают, когда у нас что-то болит, чтобы успокоить боль. А как мы переживаем за сказочных героев, как будто они самые настоящие! Как нам хочется им помочь!
Сегодня Вас ждут испытания и сказочные представления, по итогам которых наши гости, почтенное жюри, выявит лучших знатоков сказок и лучших актёров.
Основная часть
1 конкурс
«Сказочная разминка»
Ведущий:
Я задаю вопрос, а вы на него отвечаете. Но будьте внимательны, здесь действует волшебное правило поднятой руки, как в школе.
1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса.)
2. Сколько жил старик со своею старухой, пока не поймал золотую рыбку? (33)
3. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
4. Кусал женщин то в нос, то в глаз, да ещё князь? (комар.)
5. Количество оловянных солдатиков? (25)
6. Перечислите всех бременских музыкантов. (Осёл, собака, кот, петух.)
7. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье.)
8. Первая женщина, совершившая полёт. (Баба – Яга.)
9. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе.)
10. Сколько героев было в сказке «Репка»? (7)
Ведущий: Кому песни, кому пляски, А кому весёлые сказки!
Сейчас представят вам свою сказку ученики ___ Их сказка называется ______
2 конкурс
«Отгадай сказку с помощью подсказки»
Ведущий:
Я загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, я вам буду давать подсказки к нему. Таких подсказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит пять баллов, после второй подсказки уже четыре балла, и так по убывающей. Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.
Подсказки:
Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.
У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приёмы.
Её пытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.
Дело кончилось свадьбой.
Самым ценным достоянием главной героини был самовар.
Ответ: «Муха-цокотуха»
Ведущий: По щучьему веленью. По нашему хотенью. Покажите нам сказку! А сказку показывают ученики ______________________________________
3 конкурс
«Литературные сказки русских авторов»
Ведущий:
Надо назвать героя, о котором идет речь, назвать сказку и ее автора. (Правильный ответ 2 балла)
1.Жил да был Иван-дурак.
Не мечтал Иван никак
Стать царем. Но стал им вдруг.
И помог ему в том друг –
Презабавная зверушка,
Конь, похожий на игрушку.
(Конек-горбунок, «Конек-горбунок» - П.Ершов)
2.Хороший был работник,
И конюх он, и плотник,
Поповских нянчил он детей
И собирал оброк с чертей.
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде» - А.Пушкин)
3.Зимой суровой, вьюжной, снежной
Велели ей найти подснежник
И на ночь глядя в темный лес послали.
Кто героиня та, узнали?
(Падчерица, «Двенадцать месяцев» - С.Маршак)
4.В лесу дремучем и густом
Она раз увидала дом.
В него вошла: а там внутри
Три стула есть и миски три,
И три кровати в спаленке.
Она легла на маленькой.
(Девочка, «Три медведя» - Л.Толстой)
5.Чтоб повидать хоть раз отца,
Мог образ князя-молодца
Сменить на облик он шмеля
Иль комара. И не шаля,
Он рассчитался с поварихой,
С ее сестрою, злой ткачихой
И хитрой бабой Бабарихой.
(Князь Гвидон, «Сказка о царе Салтане…» - А.Пушкин)
Ведущий: Вон полетела бабочка, А мы посмотрим сказочку!
А теперь настала очередь показывать сказку _________________________
4 конкурс
«Сказочный пир»
Ведущий:
Объявляется обеденный перерыв. Но обед не простой, а сказочный. Кто кого и в какой сказке угощает? Кто автор сказки? (Правильный ответ 2 балла)
1. «Взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».
(Девочка, «Три медведя» - Л.Толстой)
2. «– Съешь моего ржаного пирожка… - не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»
(Печка – девочку, «Гуси-лебеди» - русская народная сказка)
3. «Усадили в уголок, подносили пирожок, рюмку полну наливали, на подносе подавали. От зеленого вина отрекалася она, пирожок лишь разломила да кусочек прикусила».
(Семь богатырей – царевну, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - А.Пушкин)
4. «Наварила манной каши и размазала по тарелке… - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса – Журавля, «Лиса и Журавль» - русская народная сказка)
Ведущий: А теперь давайте посмотрим сказочку. Ученики _______________ подготовили сказку __________________________.
5 конкурс
«Узнай сказку по ключевым словам»
Ведущий: Королем зарубежных литературных сказок по праву считают Ганса Христиана Андерсена. Он сочинял обаятельные сказки. Сказочник писал о причудливых феях, эльфах, троллях, но главное в его сказках - человек. Все его сказки, о чем бы он ни писал, рассказывают о людях, их мечтах, поступках, о скрытых тайнах души.
Его сказки вы сейчас вспомните!
1 команда: «Утка, яйцо, мечта, лебедь» («Гадкий утенок»)
2 команда: «Колдунья, цветок, крот, ласточка» («Дюймовочка»)
3 команда: «Зеркало, мальчик, девочка, дружба» («Снежная королева»)
4 команда: «Шторм, корабль, царь, принц» («Русалочка»)
Ведущий: А теперь давайте посмотрим сказочку. Ученики _______________ подготовили сказку __________________________.
6 конкурс
«Сказочные имена»
Ведущий:
У сказочных героев и предметов есть свои имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы – вторую (за каждый правильный ответ – 1 балл):
1. Кощей – (Бессмертный)
2. Елена – (Прекрасная)
3. Мальчик – (с пальчик)
4. Иван – (Царевич)
5. Финист – (ясный сокол)
6. Братец – (Иванушка)
7. Змей – (Горыныч)
8. Крошечка – (Хаврошечка)
9. Цветик – (семицветик)
10. Баба – (Яга)
Ведущий: Право показать свою сказку досталось ученикам ___________. Их сказка называется _______________________________________.
7 конкурс
«Лото»
Ведущий:
Сложить строчки из сказки (строчки разрезаны), определить рифму.
1) Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
2) В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.
Подведение итогов
Сказочница в окошке говорит:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Ведущий: Наступил самый ответственный момент! Наконец завершились все конкурсы. Какая же команда сегодня станет победительницей?
Родители объявляют результаты.
Каждую команду награждают медалью (по желанию медали можно сделать на каждого ученика.
4.Рефлексия
Кому было познавательно и интересно, возьмет зеленую конфету, а кому скучно- красную.
Ведущий: Спасибо вам, ребята! Мы рады, что вы так много знаете! Ведь сказки не только многому учат, но это и мостик в большой мир. До встречи!