СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра для 8 класса "Читаем, думаем, спорим" (по рассказам А.П. Чехова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра для 8 класса "Читаем, думаем, спорим" (по рассказам А.П. Чехова).

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра для 8 класса "Читаем, думаем, спорим" (по рассказам А.П. Чехова)»

Викторина «Читаем, думаем, спорим» (по юмористическим рассказам А.П. Чехова)

8 класс.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

Цели и задачи:

Обучающие: повторить изученные рассказы А.П.Чехова, сведения из его биографии, подготовить к восприятию рассказа «О любви», изучаемого в 8 классе.

Воспитывающие: воспитывать уважение к труду писателя, внимательное отношение к каждому слову в рассказе, воспитывать доброжелательные отношения между всеми детьми, даже принадлежащими к разным командам, взаимовыручку и умение поддержать товарища своей команды, понимание, что сплоченность коллектива может повлиять на конечный результат.

Развивающие: развивать интерес к литературе как предмету через внеклассные мероприятия, развивать актерские способности через инсценировку рассказов Чехова, художественные способности через создание иллюстраций к ним.

Оборудование:

мультимедийный проект для демонстрации вопросов викторины и иллюстраций, предметы для вопросов раздела «Узнай предмет», листочки разных цветов для ответов команд, бланки для жюри.

Оформление:

1. Афоризмы, развешанные на стенах : « Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша! В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.   За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.   Краткость – сестра таланта. Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него.»

2. Портреты писателя.

3. Выставка книги наборов открыток о писателе, его произведений.


Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя:

Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете. В литературных журналах то и дело появлялись рассказы, веселые шутки, смешные сценки, подписанные веселыми псевдонимами: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими. Рассказы писались на злобу дня и считались рассказами-однодневками. Но «через столько мировых катастроф, через три войны, через три революции прошла юмористика Чехова. Сколько царств сменилось вокруг, сколько прогремело знаменитых имен, сколько сменилось литературных течений и мод, а эти чеховские однодневки как ни в чем не бывало живут до сих пор, и наши внуки хохочут над ними, как хохотали деды и отцы. То, что считалось безделками, оказалось нержавеющей сталью», - так писал Корней Чуковский. Секрет молодости юмористических рассказов Чехова в том, что они «врачуют» душу смехом, слезами, состраданием и гневом.


  1. Викторина

А) Детство Чехова:

1.     Где родился А.П.Чехов?

2.     «Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары» Что это?

3.     Сколько детей было в семье А.П.Чехова?

4.     Дети Чехова много времени проводили в церкви. Что они там делали?

5.     В гимназии учили портняжному ремеслу. Что сшил себе А.П.Чехов?

6.     Главное увлечение Чехова-подростка.

7.     Последние 3 года учебы в гимназии А.П.Чехов жил один. Что мучило его, как он говорил, «как зубная боль»?

8.     Что такое «Заика»?

9.     Назовите журналы, в которых Николай Чехов публиковал свои рисунки, а Александр и Антон – рассказы.

10.   Вспоминая свое детство, Чехов говорил: «В детстве у меня не было …» Чего не было?

Ответы

1.     В Таганроге.

2.     Лавка отца.

3.     6 детей (5 сыновей и 1 дочь).

4.     Пели в церковном хоре.

5.     Брюки и жилет.

6.     Театр.

7.     Бедность.

8.     Рукописный журнал Чехова.

9.     «Стрекоза», «Зритель», «Осколки», «Будильник».

10.   Не было детства. 


Б) Разминка. Верите ли вы, что….

  1. Прозвище Антоша Чехонте, которое впоследствии стало псевдонимом, Чехов получил от своего школьного учителя Ф.П. Покровского? /да/

  2. Чехов был награжден медалью за труды по переписи населения? /да, в 1897 году/

  3. По образованию А.П.Чехов был писателем? /нет, врачом./

  4. В честь А.П.Чехова названы два российских города? /да, город Чехов в Московской области, город Чехов в Сахалинской области на берегу Татарского пролива/


В) Из писем А.П. Чехова:


1.
Из письма Антона Павловича Чехова брату Александру: "Ты написал пьесу? Мой совет: старайся быть оригинальным и, по возможности, умным, не замазывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок..." Письмо заканчивается выражением, в котором упоминается сестра. Закончите мысль Чехова. ("Краткость – сестра таланта")


2."Она не покидает меня день и ночь. Она мешает мне писать, читать, гулять, наслаждаться природой. Я ненавижу ее, презираю. Детей у нас пока нет...". Из этого же произведения писателя однозначно следует, что ее возраст превышает возраст самого Чехова. Назовите ту, о которой так писал Антон Павлович. ( лень)

3. Вернувшись из путешествия, Чехов написал, что он побывал и в аду, и в раю. Что же

Антон Павлович называл адом, а что – раем? (Ад - Сахалин, где изучал быт каторжников. Рай – Цейлон.) 

4. Антон Чехов называл литературу своей «любовницей». А кого или что он называл «законной женой»? (медицину)

5.Антон Павлович Чехов всю жизнь по капле выдавливал из себя… Кого? (Раба)

6. По мнению А.П. Чехова водка, хотя и белая, но красит нос. А что она чернит? (репутацию)

8. Закончите фразу А.П.Чехова: «Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского...» (глупеют)

Г) По Чеховским местам:

Узнайте, что это за дом. Где находится, как связан с именем Чехова. (Слайды на мультимедиа)

1. Гимназия в Таганроге, в которой учился Чехов

2 Дом в Таганроге, в котором родился А.П. Чехов

3 Лавка Чеховых и дом, глее жила семья в Таганроге

4 Мелихово. Флигель Чехова

5 Школа в Мелихове, построенная на средства А.П. Чехова.


Д) Иллюстрации к произведения Чехова:

К какому произведению А.П. Чехова нарисована каждая из иллюстраций? (Слайды на мультимедиа)

1 «Хамелеон»

2 «Каштанка»

3 «Злоумышленник»

4 «Ванька»

5 «Толстый и тонкий»

6 «Хирургия»

Е) Юмористические рассказы А.П.Чехова:


  1. В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? («Каштанка»)

  2. Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А. П. Чехова «Каштанка»? (Столяром)

  3. Куда писал письмо главный герой рассказа «Ванька»? (На деревню дедушке)

  4. В ночь перед каким праздником Ванька Жуков написал письмо дедушке в рассказе А.П. Чехова? (Рождество)

  5. Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова? (Константин Макарович)

  6. Герои какого рассказа А. П. Чехова решили сбежать в Калифорнию добывать золото? («Мальчики»)

  7. Как подписывался герой рассказа Чехова «Мальчики»? (Монтигомо Ястебиный Коготь)

  8. Как звали сына тонкого? (Нафанаил)

  9. Назовите рассказ Чехова не о мимикрии. («Хамелеон»)

  10. Какую говорящую фамилию носит полицейский в рассказе «Хамелеон»? (Очумелов)

  11. Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Собака)

  12. Перескажите в нескольких словах содержание рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». (Чиновник чихнул на лысину важной персоне и умер)

  13. Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноимённого рассказа А.П. Чехова.

  14. В чеховском рассказе «Хирургия» подробно описываются муки дьячка Вонмигласова, которому удаляют… Что? (Зуб)

Ж) «Чьи это вещи?»

На столе лежат вещи ( портсигар, носовой платок, гайка, узелок, йод, конверт, карта мира, щипцы, куриная лапка ), которые «принадлежат» героям Чехова. Угадайте героя и произведение.

Ответы:

Портсигар - «Толстый и тонкий», тонкий их делал по рублю за штуку.

Носовой платок – «смерть чиновника», Червяков им утерся после того, как чихнул.

Гайка – «Злоумышленник», Денис Григорьев и другие мужики их отвинчивали, чтобы делать грузила

Узелок – «Хамелеон», принадлежит Очумелову.

Йод – «Лошадиная фамилия», им отставной генерал-майор Булдеев мазал щеку, чтобы избавиться от зубной боли.

Конверт – «Ванька», его герой купил за копейку, чтобы написать письмо дедушке.

Карта мира – «Мальчики», её Володя и Чечевицын рассматривали, планируя побег в Америку.

Щипцы – «Хирургия». Ими фельдшер Курятин рвал зуб дьячку Вонмигласову.

Куриная лапка – «Каштанка», её собака спрятала в гостиной между шкафом и стеной и боялась, что хозяин найдет её и скушает.


З) «Чей это портрет?»

  1. «Маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем. Он был смугл, худ, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркиного сына» (Чечевицын)

  2. «…человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке…, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. (золотых дел мастер Хрюкин)

  3. «…маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесаных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.» ( Денис Григорьев. «Злоумышленник»)

  4. «…вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…на лице …было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты …» (Тонкий, Порфирий)

  5. «Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная» (Возница. «Пересолил»)

  6. «…высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».

( дьячок Вонмигласов. «Хирургия»)


И) Инсценировка

Каждая группа демонстрирует инсценировку одного из рассказов иди фрагмент рассказа А.П.Чехова.


III. Подведение итогов конкурса.

IV. Рефлексия.

Вам понравилась викторина?

Какие задания были самыми трудными?

Была ли викторина для вас полезной?

Какая команда работала дружнее?