СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная игра "Знатоки басен И.А.Крылова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по творчеству И.А.Крылова для учащихся5-7 классов.Данная литературная игра может быть использована как на уроке литературы,так и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра "Знатоки басен И.А.Крылова"»

Внеклассное мероприятие «По страницам басен И.А.Крылова»

Цели и задачи:

  • пополнить знания учащихся о творчестве великого русского баснописца И.А. Крылова;

  • развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;

  • развивать творческую и познавательную активность учащихся;

  • развивать сотворчество и сотрудничество в группах;

  • воспитывать интерес к литературе, к слову;

  • воспитывать доброту, честность, справедливость.

Оборудование:

-презентация «Басни И.А.Крылова»;

- иллюстрации к басням Крылова;

-слайды – иллюстрации к басням;

-СД записи отрывков из басен Крылова;

- ДVД-ролики с отрывками из басен Крылова;

-грамоты, призы.

Оформление зала:

На сцене наименование программы и портрет И. А. Крылова. На столе книжная выставка и выставка картин. На стенах эпиграммы из басен Крылова, не связанные с литературной викториной.

Подготовительная работа: формирование команд, поисковая работа по подбору дополнительного материала о жизни И.Крылова, подготовка девизов, подготовка домашнего задания – инсценировка басен, чтение и разучивание басен.

Ход мероприятия

I. Орг.момент

Ведущий 1:

Викторина будет снова,
Вспомним басни мы Крылова.
Разобрать, понять их суть
Предстоит. Ну что же, в путь!

Ведущий 2:

Пусть вовсю кипит работа.
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!

Ведущий 1:

13 февраля будет отмечаться юбилей И. А. Крылова – 25

0 лет со дня рождения. 
Родился Иван Андреевич Крылов 13 февраля 1769 г. В г. Москве, в семье бедного дворянина. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремления к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел итальянским и французским языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Ведущий 2: 
За всю жизнь Крылов написал более двухсот басен. 
Так как дедушка Крылов по- прежнему царствует над басенным миром у нас сегодня конкурсная программа «По страницам басен Крылова».

Ведущий 1:

Давайте познакомимся с нашими командами! (командиры команд представляют свои команды, называют название и девиз)

Ведущий 1:

Команды нам известны. Давайте теперь познакомимся с членами жюри. (Состав жюри: старшеклассники, учителя, библиотекарь).

Ведущий 2:

В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, – 
Библиотекарь, старшеклассники, учителя.

II. Разминка.

Ведущий 1: Итак, начинаем игру! 1 конкурсразминка.

Ведущий 2: Каждой команде предстоит ответить на 7 вопросов, вопросы находятся в конвертах. Капитаны выберите свои конверты.

Вопросы 1 конверта:

1) Что такое басня? (Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).

2) Когда и Где родился И.А. Крылов? (в 1769 году в Москве)

3) Какое наследство от отца получил Крылов? (Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.)

4) Назовите имя первого сочинителя басен. (ЭЗОП .VI век до н. э.)

5) Как начинается басня «Волк и ягненок»? (« У сильного всегда бессильный виноват, Тому в истории мы тьму примеров слышим,)

6) Перечислите героев басни «Квартет»

(Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.)

7) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

(Ответ: Слона.)


Вопросы 2 конверта:

1) Что такое мораль? (нравоучительный вывод)

2) Кто научил грамоте Ванюшу Крылова? (первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать)

3) В каком году вышла первая книга басен Крылова? (в 1809 году в типографии Санкт-Петербурга)

4) Назовите имя французского сочинителя басен (Жан деЛАФОНТЕН(1621-1695))

5) Как начинается басня «Волк на псарне»? (« Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню,,,)

6) У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»?

(Ответ: У Муравья).

7) Что выронила Ворона? (сыр)

Ведущий 2: А 2 наш конкурс называется «Кот в мешке».

 (В мешке лежат игрушки – животные, капитан команды вытаскивает одну игрушку и команда должна назвать по три басни Крылова с этим животным).

Назовите по три басни Крылова о:

лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”, «Лисица и виноград», «Лиса-строитель», «Крестьянин и Лисица»)

волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”, «Волк и журавль»)

Ведущий 1: Следующий 3 конкурс «Узнай басню по иллюстрации».

Вам, участники нашей литературной игры, предстоит определить басню Крылова по иллюстрации.

Ведущий 2 : Мы переходим к следующему конкурсу «А ларчик просто открывался»

Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.

Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.Поочереди вопросы задаются каждой команде

“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)

“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)

“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)

“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)

“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)

“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)

“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)

“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)

“Вперёд своей беде не смейся, голубок” (“Чиж и Голубь”)

“Как белка в колесе”. (“Белка”)

Конкурс для капитанов.

Ведущий 1:

Прошу выйти на сцену капитанов команд. Им вручаются карточки, на которых написан текст, составленный из отрывков разных басен Крылова. Капитанам необходимо выяснить, фрагменты каких произведений составляют этот текст.

Текст для капитана первой команды:

Однажды Лебедь, Рак и Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали ноты, баса, альта, две Скрипки -

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,

И у кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало -

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

(Басни: «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Осел и Соловей», «Музыканты».)

Текст для капитана второй команды:

Зубастой Щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло.

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту пору Лиса близехонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Отколь такой берется голосок?

И чист, и нежен, и высок.»

По счастью близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

( Басни: «Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль».)

Ведущий 2: Пока наши капитаны готовятся, мы продолжим игру.

Суть следующего конкурса - кто больше назовет парные заглавия басен Крылова, т. е. в названии должны быть два персонажа басен, например: «Лисица и Сурок» (команды называют названия басен по очереди, кто повторится или не сможет назвать, тот выходит, побеждает оставшаяся команда)

«Волк и ягненок»,

«Волк и кукушка»,

«Ворона и Лисица»,

«Кукушка и Петух»,

«Мартышка и Очки»,

«Мальчик и змея»,

«Паук и пчела»,

«Собака и лошадь»,

«Зеркало и Обезьяна»,

«Слон и Моська»,

«Кот и Повар»,

«Осел и Соловей»,

«Стрекоза и Муравей»,

«Дуб и Трость»,

«Ворона и Курица»,

«Камень и червяк»,

«Комар и пастух»,

«Волк и мышонок»,

«Волк и пастухи»,

«Лягушка и Вол»,

«Петух и Жемчужное зерно»,

«Щука и Кот»,

«Чиж и Голубь»,

«Лев и Комар»,

«Мышь и Крыса»,

«Волк и Журавль»,

«Кошка и Соловей».

Ведущий 1: Молодцы! Мы продолжаем!

Следующий наш конкурс называется «Квартет».

Вы помните , как у Крылова:

«Проказница-Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

И сели на лужок под липки -

Пленять своим искусством свет…»


Так вот мы сейчас посмотрим, кто из команд годится в музыканты, а кто нет. Я вам раздаю музыкальные инструменты:

- Карамбасы /Металлические банки с фасолинами /;

- Брямс / две старые крышки от кастрюль/;

- Труля – ля-ля /свистулька/;

- Бум – бум /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.

Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни: 1 команда- «В траве сидел кузнечик». 2 команда- « Жили у бабуси два весёлых гуся»,

Ведущий 1:

Кто не слышал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессменные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ведущий 2:

Вот и подошел наш конкурс к завершению. Давайте подведем итоги.

(предоставляется слово жюри)

Награждение команд.