СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная Конкурсно – игровая программа по произведениям К. И. Чуковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературная Конкурсно – игровая программа по произведениям К. И. Чуковского»

Литературная конкурсно- игровая программа по произведениям К. И . Чуковского. Основой сценария служат известные произведения писателя, которые любимы детьми дошкольного возраста. Мероприятие учит детей понимать смысл литературных произведений, расширяет кругозор детей, обогащает их жизненный опыт, приобщает к мировой детской литературе. В результате непринужденного игрового общения у детей развивается слуховая, зрительная и двигательная память, артистические способности, формируется воссоздающее воображение- умение мысленно представлять себе события и героев литературных произведений К. И. Чуковского.

Самое главное – вызвать интерес у детей и взрослых к личности писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством.


« Встреча с любимой сказкой».


Литературная Конкурсно – игровая программа по произведениям

К. И. Чуковского.



Оборудование:

  1. Портрет и выставка книг К. И. Чуковского;

  2. Ширма.

  3. Куклы: кот Ученый, мышонок Пик;

  4. Костюмы для детей: африканские костюмы – перья, бусы, юбки из ниток и лент; костюм мышки Мауси;

  5. Костюмы для взрослых: кошка Котауси, Айболит, Бармалей, медведь;

  6. Телеграмма из Африки; карточки с цифрами от 1 до 10;

  7. макет чудо – дерева с башмачками(по 2 на каждого ребенка), картинка с изображением дерева без листьев на всех детей и взрослых, карандаши и фломастеры;

  8. Подушка для Бармалея (с леской), зуб из картона или бумаги;

  9. Чемоданчик Айболита, щипцы, кресло для медведя;

  10. Игрушки детенышей жарких стран(на всех детей);

  11. Призы на всех детей, фрукты в корзине.






Оформление зала: на центральной стене большое солнце с лучиками и пальмы.


Предварительная работа.


1.Чтение сказок и стихов К. И. Чуковского: «Айболит», «Бармалей», « Котауси и Мауси», «Черепаха», «Свинки», «Слониха читает», «Крокодил»,»Краденое солнце», «Чудо – дерево», «Мойдодыр», «Радость», «Джек – покоритель великанов»

2.Инсценировка стихотворения «Котауси и Мауси».

3.Разучивание стихотворений К. И. Чуковского.

4.Подготовка танца с башмачками и аэробики «Играем со зверятами».

5. Подготовка поделок из пластилина, бумаги и бросового материала, изображающих героев стихотворений и сказок К. И. Чуковского.(совместное творчество детей и взрослых).

6.Подготовка и вручение приглашений на праздник гостям.

7. Изготовление эмблем праздника.






Гости заходят в зал. Дети вручают им эмблемы праздника. Взрослые и дети рассаживаются на стулья, расставленные полукругом перед ширмой.



Ведущ: Дорогие ребята и гости! Сегодня у нас с вами необычная встреча, мы отправимся с вами в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. А чтобы нам попасть в сказочную страну мы должны вспомнить слова и название одной из сказок писателя. Итак, вы готовы?


На ширме появляется кот Мур-Мяуч. Он открывает книжку и читает:



Мур – мяуч: Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

По – турецки говорил:

-Крокодил, Крокодил, Крокодилович!


Ребята, а вы догадались, кто написал эту книжку?


Дети: Корней Иванович Чуковский.


Мур-Мяуч: Вот только не припомню, из какой сказки этот крокодил: из «Краденого солнца» или из «Мойдодыра?


Дети: Это стихи из сказки «Крокодил».



Сценка на ширме «Какая книжка лучше».


Звучит музыка, Появляется Мышонок Пик. У него забинтована голова.


Мышонок: Ох!Ох! Привет, Мур-Мяуч. Угадай, какая книжка лучше – толстая или тонкая?


Мур-Мяуч: Интересная.


Мышонок: А вот и не угадал! Толстая лучше: ею драться удобнее, ох, ох…..


Мур-Мяуч: Эх ты, Пик! Книжки нужно беречь. Вот у меня книжка. Ей уже двадцать лет! Она мне от моего дедушки досталась, а все как новая. Своим котятам оставлю ее почитать, уж больно она интересная. Пик, а почему у тебя голова забинтована?


Мышонок: Это мышка Мауси меня книжкой стукнула. Я ее немного подразнил. А она вдруг бац-бац! Не Мауси, а бяка-заваляка какая-то. Ох, ох, голова болит….


Мур-Мяуч: Дразниться нехорошо, а драться – тем более. Если вы не знаете, чем заняться в свободное время, спросите у ребят, они вам подскажут.


Мышонок: Ребята, в какие игры вы играете? (Ответы детей).


Мур-Мяуч: Пик, я знаю одного доктора, который всем зверятам помогает. Это доктор…..


Дети: Айболит.


Мур-Мяуч: Он и тебе поможет. А найти мы его можем в сказке, которую написал….


Дети: К. И. Чуковский.


Входит библиотекарь.


Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие мои!


Мур-Мяуч: Ребята, знакомьтесь, это…(имя, отчество), наш библиотекарь. Уважаемая(…….), расскажите нам, пожалуйста, о моем любимом писателе К.И. Чуковском и пригласите сюда, пожалуйста, доброго доктора Айболита: надо нашего Пика полечить.


Мышонок: А у меня голова уже не болит, я играть хочу!


Библиотекарь: Ну хорошо, тогда я совмещу игру с рассказом, согласны?


Дети: Да.


Библиотекарь: Игра называется «Верю – не верю». Я буду рассказывать вам о Корнее Ивановиче Чуковском то, что было с ним на самом деле, и то чего никогда не было. А вы Попробуйте угадать, где в моем рассказе правда, а где выдумка. Если думаете, что так и было на самом деле, говорите «верю»; если вам покажется, что я плету небылицы, кричите «не верю»!



Игра «Верю – не верю».



Библиотекарь: Обращаться к вам я буду по очереди: сначала к детям, а потом к взрослым. Согласны? Начинаем! Ребята, верите ли вы, что Корнея Ивановича Чуковского выгнали из гимназии (так раньше называлась школа)?

(Ответ детей – «Верим» или «Не верим»).



Библиотекарь: Это было на самом деле. Корней Чуковский учился в то время, когда учиться могли только дети богатых родителей, а для детей бедняков двери гимназий были закрыты. Царский министр выпустил указ, запрещающий обучать в гимназиях «детей кучеров, лакеев, поваров».

Дорогие взрослые! Верите ли вы, что Чуковский был необыкновенно талантливым маляром, мог красить под дуб и выводить резиновым гребешком замечательные завитушки? (Ответ взрослых – «Верим»).



Библиотекарь: Это правда. Корней Иванович к любой работе относился серьезно и творчески.

Ребята! Верите ли вы, что за малярную работу Корней Чуковский получал пять копеек в день? ( Ответ детей – «Верим»).



Библиотекарь: Это правда. В то время на пять копеек можно было пообедать, но не сытно. На одну копейку Корней Иванович покупал пшенной каши, а на четыре копейки – хлеба и квасу.

Дорогие взрослые! Верите ли вы в то, что Корней Чуковский в детстве выучил английский язык и прекрасно разговаривал на нем?

(Ответ взрослых – « Не верим» ).


Библиотекарь: Это неправда. Чуковский выучил английский язык самостоятельно по учебнику, в котором было оторвано начало. Поэтому он не знал, какие буквы как произносятся, и говорил по-английски неправильно, зато писал без ошибок. Из-за этого Чуковского, когда он попал в Англию, приняли сначала за глухонемого. Благодаря усердию и упорству Чуковский быстро обучился устной речи англичан, и теперь мы с вами можем прочесть прекрасные детские стихи и повести, которые Чуковский перевел с английского языка.

Ребята! Верите ли вы, что некоторые сказки Корнея Ивановича имели другое название? Например, сказка «Муха-Цокотуха» называлась «Мухина свадьба», сказка «Крокодил» называлась «Приключения Крокодила Крокодиловича», а наша с вами любимая сказка «Айболит» называлась «Лимпопо»?

(Ответ детей – «Верим»).


Библиотекарь: Это правда!

Дорогие взрослые! Верите ли вы в то, что Корней Иванович умел ловко показывать фокусы, танцевать, когда на него находил веселый стих, а в преклонном возрасте мог бегать с детворой наперегонки?

(Ответ детей – «Верим»).


Библиотекарь: И это тоже правда!

Спасибо! Вы порадовали меня своими знаниями. Мне пора возвращаться в библиотеку – читатели ждут. До свидания!



Ведущ: Дорогие гости, ребята! В веселых стихах Чуковского встречаются непонятные, но забавные словечки. Только настоящие знатоки могут угадать, из каких стихов и сказок эти смешные строчки и слова. Кто угадает, откуда они, тот получит приз в нашем конкурсе. ( Каждый ребенок получает приз - …..)



Конкурс «Веселые словечки».


Ведущ: Готовы? Начинаем играть. Угадайте, откуда эти строчки?


Таталата, таталата»,-

Ничего не разобрать!


Дети: Это строчки из стихотворения «Слониха читает».

Ведущ: Кто может прочитать это стихотворение?

Ребенок: Я.


У слона была жена

Матрена Ивановна.

И задумала она

Книжку почитать.


Но читала, бормотала,

Лопотала, лопотала:

«Таталата, маталата»-

Ничего не разобрать!



Ведущ: Молодец! А вот послушайте-ка, откуда эти строчки?


Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!


Дети: Это строчки из стихотворения «Свинки».

Ведущ: Кто может прочитать это стихотворение?

Ребенок: Я.



Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!


И тостукивают,

И похрюкивают:

«Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!»


Ведущ: Вот так знайки, вот так умницы!

Угадайте, откуда эти словечки?


Чечере! Папа! Папаха!


Дети: Это словечки из стихотворения «Черепаха».



Выходят двое детей.


1.Ребенок: До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.


2.Ребенок: «Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

Дети: И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы у камня прилечь на часок!»




1. ребенок: Вдруг на ноги камень вскочил

2.ребенок: И за ноги их ухватил.



Дети: И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

Это – ЧЕЧЕРЕ!

ПАПА!

ПАПАХА!


Ведущий: А что это за непонятные, заковыристые слова-словечки: Мауси, хвостауси, Котауси, глазоуси,зубауси?

Дети: Эти слова из стихотворения К. И. Чуковского «Котауси и Мауси».



Выбегает мышка Мауси (ребенок), за ней гонится кошка Котауси (взрослый). Мышка делает по залу круг и прячется среди гостей. Кошка ложится и делает вид, что засыпает.


Ведущ: Хотелось бы узнать историю этих мышки и кошки. Кто нам ее расскажет?


Ребенок: Я.



Инсценировка стихотворения «Котауси и Мауси».



Ребенок: Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

(Выбегает мышка Мауси)



У Котауси злые глазуси

И злые-презлые зубауси.

(Кошка встает и подкрадывается к мышке)


Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:



Котауси: « Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!»


Ребенок: Но ответила умная Мауси:


Мауси: « Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые- презлые зубауси!»


Ребенок: Так ответила умная Мауси –

И скорее бегом от Котауси.


Ведущ: Ребята, выходите скорее, вставайте в круг и помогите мышке Мауси убежать от Котауси.




Подвижная игра «Поможем Мауси»



Дети встают в круг и берутся за руки. Мышка убегает от кошки, то прячась в круг, то покидая его. Кошка пытается догнать мышку. Дети помогают мышке, Впускают ее в круг, поднимая руки вверх, и мешают кошке, опуская руки вниз и приседая.


Ведущ: Дорогие гости! Подскажите, как сделать, Чтобы кошечка подобрела?

Гости: Ее нужно погладить, приласкать, пожалеть.


Кошку гладят, она мурлычет, обнимает мышку. Дети аплодируют им. Все садятся на места. Ведущий выносит макет дерева, на котором висят детские туфельки, башмачки, тапочки, сандалики.


Ведущ:


А у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!


Не листочки на нем

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!..


Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

(«Чудо-дерево»)


Дети встают в круг.


Хоровод «Чудо- дерево» сл. и муз. Л. Б. Веселовой.

(Сб. «Колокольчик»№43, 2009г.)


Ведущ: Как чудесно, что мы смогли увидеть такое деревце, не правда ли? А сейчас я предлагаю всем – и детям, и взрослым – украсить нарисованное дерево так, чтобы оно стало чудесным. Нарисуйте на нем то, что захотите сами, то, что может принести радость и удовольствие всем.


Звучит спокойная музыка


Ведущий раздает присутствующим листочки с изображением деревца, ФЛОМАСТЕРЫ И КАРАНДАШИ.




Ведущ: Замечательные работы! Из этих рисунков мы сделаем выставку «Наш чудо-сад». (Помощники вывешивают работы на стенд).


Ведущ: Ребята, нам принесли телеграмму. Сейчас я вам ее прочитаю.



Приезжайте, дети,

В Африку скорей

Полюбите, дети,

Наших малышей.

Поиграйте с ними:

Надо поиграть,

И тогда не станут

Малыши скучать.


Подпись неразборчивая, непонятная. Но здесь еще вложены карточки с буквами. Наверное, из них можно составить слово и узнать, кто прислал нам эту телеграмму!

С обратной стороны карточек проставлены цифры. Ребята, кто из вас догадался, как сложить слово из этих букв и сможет это сделать?


Дети раскладывают карточки на полу вниз буквами и цифрами от 1 до 10 наверх. Затем переворачивают карточки и читают слово «Гиппопотам»


Ведущ: Ребята, вас в гости приглашает Гиппопотам. Сам Гиппопотам! Но прогулка эта очень опасна:



Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять.


Дети: В Африку! В Африку!


В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.


Дети: В Африку! В Африку!


Дети поворачиваются к взрослым, протягивают руки, моля отпустить их в путешествие. Взрослые грозят им пальцами.



Взрослые: «Африка ужасна,

Да-да-да!

Африка опасна,

Да-да-да!

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!».


Дети (шепотом) В Африку! В Африку!

Ведущ: Но папочка и мамочка

Уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка –

В Африку бегом -

В Африку! В Африку!

Да не одни, а со своими друзьями!



Взрослые делают вид, что засыпают. Дети, пригнувшись, идут по кругу, приговаривая:

В Африку! В Африку! В Африку – бегом,

В Африку! В Африку! В Африку – тайком!




Дети надевают на себя африканские костюмы. Приседают, опускают головы, закрывают их руками и замирают – прячутся.


Ведущ: Мамы и папы, проснитесь!

Взрослые: А где же наши детки?

Ведущ: Вы сможете их увидеть в «волшебные бинокли».


Ведущ. Соединяет большие пальцы обеих рук с указательными и подносит к глазам

Получившиеся колечки. Родители под руководством ведущего делают «Бинокли» и снова спрашивают: «А где же наши детки?». Трое детей по очереди встают, поворачиваются лицом к гостям и читают стихи.



1й ребенок: Вдоль по Африке гуляют,

Фиги- финики срывают,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!


2й ребенок: Оседлали носорога,

Покатилися немного,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!


3й ребенок: Со слонами на ходу

Поиграли в чехарду,-


Все дети: Ну и Африка!

Вот так Африка! ( в прыжке поворачиваются, встают).


(«Бармалей»)


Под музыку песни «Чунга-чанга»(муз. В.Шаинского), дети делают круг поскоками и садятся на стульчики.




Звучит музыка (тревожная).Появляется Бармалей ( взрослый ). У него в руках подушка. Он кладет ее возле выхода из зала.




Бармалей: Я кровожадный,

Я бесощадный,

Я злой разбойник Бармалей!

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада.

А только маленьких

(Да, очень маленьких!)

Детей!

Сейчас я буду вас ловить! Я очень голоден!

Ведущ: Я очень голоден!

Ведущ: Нет, нет, нет! Лучше мы тебя угостим, накормим.


Дети угощают Бармалея конфетами. Он ест, разбрасывает фантики и пачкает лицо. Дети смеются.


Ведущ: Подними бумажки, Бармалей.


Бармалей: Вот еще!


Ведущ: Смотри, как бы от тебя, такого грязнули, подушка не убежала!


Бармалей: Вот еще!



Подушка начинает двигаться по направлению к выходу (ее тянут за леску ). Бармалей пытается ее поймать, падает, встает, опять падает. Все смеются.


Бармалей: Как это? Что это?


Ведущ: Знакомый случай. Ребята, Вы можете рассказать Бармалею, что бывает с грязнулями?


Ребенок: Одеяло убежало,


Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.


Я за свечку, свечка - в печку!

Я за книжку, та – бежать

И вприпрыжку под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня.



Что такое?

Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком-

Все вертится,

И кружится,

И несется кувырком.

(«Мойдодыр»).


Бармалей: Какая страшная история!


Надо поскорее стереть грязь и прибраться. Но просто собирать бумажки скучно! Подержи-ка корзинку для мусора (дает корзину кому-либо из детей)



Бармалей собирает бумажки, закидывая их в корзину.



- Я так люблю играть! Если ваших ребят нельзя съесть, разрешите нам хоть поиграть: я за ними погоняюсь.


Ведущ: Ребята! Кто не боится Бармалея? Выходите! Мы научим его играть в игру «Третий лишний».



Игра «Третий лишний».


С помощью считалки среди детей выбираются ловец и беглец. Дети и Бармалей встают парами друг за другом лицом в круг. Игра начинается по сигналу взрослых:

« Раз, два, три – беги!». Беглец убегает, ловец его догоняет. Беглец огибает круг и встает перед любой парой. Ребенок , оказавшись третьим в этой цепочке, убегает,

И ловец гонится уже за ним. Если ловец запятнает беглеца, они меняются ролями. Бежать можно в любом направлении, но не через круг.


Ведущ: Раз, два, Раз, два – вот закончена игра.




Бармалей: Вы меня развеселили, молодцы! Только ……ой, ой, ой! Зуб болит, конфет много съел. Кто же мне поможет?


Дети: Доктор Айболит,


Бармалей снимает платок с шеи и повязывает им щеку, соединяя концы платка на макушке, хватается за щеку.



Появляется Доктор Айболит (взрослый ). Он со всеми здоровается, укоризненно качает головой


Айболит: Непорядок, кто заболел?


Бармалей: Вылечи скорее мой зуб или тебе будет плохо!


Айболит: Ни за что ! Надо просить вежливо.


Бармалей: А я не знаю ни одного вежливого слова.


Айдолит: Не беда, ребята тебя научат, а наши гости им помогут. Запоминай!


Дети и взрослые: Спосибо, пожалуйста, будьте любезны, извините, простите, Добрый день, Благодарю вас….


Бармалей повторяет слова и последним произносит слово «Пожалуйста». Доктор достает щипцы, понарошку вырывает зуб и показывает его всем. Бармалей охает.


Айболит: Дети научите, пожалуйста, Бармалея, как надо беречь свое здоровье.


Выходят трое детей.


1й ребенок:


Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!


2й ребенок:


Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!




3й ребенок:


Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,


Дети: Всегда и везде –

Вечная слава воде!


Бармалей: Побегу скорее зубы чистить! А вас, дети, попрошу подарить мне на память ваши бусы, юбочки, ребятишкам в Африкеони очень пригодятся. Айболит, большое спасибо тебе за помощь. До свидания, до новых встреч! (Уходит).



Айболит: Все ли здоровы? У кого что болит?


Ведущ: Все здоровы!


Айболит: Это замечательно! Значит, я прощаюсь с вами, друзья мои, и спешу, спешу на помощь моим больным.


Ведущ: Спасибо Айболиту, спасибо всем, кто к нам пришел! Ребята, пора нам со сказками прощаться.


На одной ножке покрутись

И домой ты возвратись.


Какая веселая, радостная литературная встреча у нас получилась.

Дорогие дети! Вас ждут новые интересные встречи с героями стихов и сказок Корнея Ивановича Чуковского. Вы узнаете о лилипуте Бибигоне и индюке-чародее Брундуляке, о мальчике Джеке – покорителе великанов Корморана и Блендербора, о приключениях белой мышки, а также другие истории. А вас, дорогие взрослые, Наверняка развеселит книжка Корнея Чуковского «От двух до пяти». Советуем вам прочитать ее. До новых встреч!




Используемая литература:


1.К. И Чуковский «Котауси и Мауси». М.: Малыш, 1991.

2.К. И. Чуковский «Мойдодыр». Л.: ЛПО «Типография им. Ивана Федорова», 1991.

3.К.И. Чуковский «Федорино горе» М.: Малыш, 1991.

4.Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. Сост. Е. П. Раевская

М.: Просвещение, 1991.

5.Воспоминания о Корнее Чуковском. Сост. К. И. Лозовская, З. С. Паперный, Е. Ц.

Чуковская. М.: Советский писатель, 1977.

6.Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1987.