УРОК-ВСТРЕЧА
Литературная мозаика «По страницам детских книг»
(курс внеурочной деятельности «В мире книг», 2 класс)
Учитель: Позднякова К.В.
Цели проведения:
Учебные:
- формировать литературоведческие представления;
- расширять круг чтения, соответствующий возрастным особенностям детей.
Развивающие:
- развивать интерес к чтению;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие:
- формировать у учащихся отношения делового сотрудничества: доброжелательности друг к другу, умения слушать товарищей.
Форма проведения: урок-встреча
Занятие направлено на формирование следующих УУД:
Личностные:
Метапредметные:
Формировать умение работать в парах и группах;
Формировать умение участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь оценивать свои результаты.
Уметь участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Предметные:
Используемые учебные пособия: детские книги
Ход занятия
1. Сообщение темы и цели занятия.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие – литературная мозаика «По страницам детских книг». На уроках и дома вы читаете книги, узнаёте из них много нового, интересного и полезного. Сегодня мы увидим самых эрудированных ребят, которые не только читают, но ещё и запоминают прочитанное.
- Кто знаком с игрой «Мозаика»? Мы сегодня на занятии должны собрать из деталей мозаики рисунок. Каждая деталь – это литературное задание.
2. «Книжная разминка»
- Разложите книги, которые лежат на дружеском столе по группам и обоснуйте своё мнение.
(После успешного выполнения данного задания первая деталь мозаики помещается на доску. Остальные детали находятся у учителя, дети выбирают возможные варианты заданий и собирают мозаичный рисунок.)
3. «Поэты и писатели»
Работа в парах. Необходимо сопоставить фамилию писателя (поэта) с его именем и отчеством.
4. «Литературные сыщики»
Групповая работа. По предметам, которые находятся в коробке, необходимо назвать произведение, в которых они использовались.
Спичечный коробок – «Он живой и светится» В. Драгунский
Кусок материи – «Заплатка» Н. Носов
Огурец – «Огурцы» Н. Носов
Рецепт – «Как Алёшке учиться надоело» С. Баруздин
Воздушный шар – «Шар в окошке» А. Митта
Шляпа – «Живая шляпа» Н. Носов
5. «Театральные загадки»
По театральным миниатюрам необходимо отгадать название произведения и его автора.
(Детям представлены фрагменты из рассказов: «Чук и Гек» А. П. Гайдар, «Заплатка» Н. Носов, «Как Алёшке учиться надоело» С. Баруздин, «Самое главное» М. Зощенко)
6. Литературная викторина
Индивидуальная работа. Детям предлагается ответить на вопросы к произведению М. Зощенко «Самое главное».
- Чего Андрюша боялся больше всего? (Чужих мальчишек)
- Как звали главного героя? (Андрюша Рыженький)
- Что решил Андрюша? (быть храбрым человеком)
- Кому Андрюша рассказал о своем желании? (маме)
- Что мальчики сделали с Андрюшей? (Немножко побили)
- Кого Андрюша встретил во дворе? (собаку)
- Какое орудие использовал Андрюша в борьбе с собакой?
(бабушкину палку)
- По какой причине храброму и сильному Андрюше не повезло в поединке с собакой?
(потому что помимо храбрости и силы, надо ещё проявить ум и смекалку)
- Что мама назвала «самым главным» в жизни? (необходимость учиться)
7. «Книгочей»
Работа в парах. Необходимо сравнить две книги детских писателей (поэтов). Результат сравнения оформить в таблице.
8. «Издательство»
Работа в группах. Ребятам предлагается разделиться на две команды. Первая команда издаёт книгу-сборник произведений о природе. Вторая команда представляет сборник произведений о детях. Сборник состоит из моделей обложек детских книг, которые необходимо собрать и соединить в одну книжку-малышку. Среди страничек ребятам встретится новое название книжки, которую будет нужно прочитать к следующему занятию. В конце дети называют произведения, которые вошли в их сборники.
Рефлексия
- Ребята, какой получилась наша мозаичная картинка? (Яркой, весёлой, цветной) Ваши правильные ответы сделали её такой. Кому сегодня на занятии встретились названия непрочитанных произведений? Я советую Вам их прочитать и поделиться своими впечатлениями о прочитанном на следующем занятии кружка «В мире книг».