Литературная игра «Гении ушедшей эпохи» преподаватель
русского языка и литературы Саликова Любовь Николаевна
Ум и дела ваши бессмертны
в памяти русских…
Материал может быть использован для внеклассной работы со студентами первых курсов. В литературной игре принимают участие команды студентов в количестве пяти человек. При выполнении этапов игры участники могут заменяться новыми игроками, но количество остается прежним. При подведении итогов учитывается количество привлеченных игроков, причем за каждого нового участника команда получает дополнительный балл. В число зрителей могут входить родители студентов, их друзья и знакомые. Информация о проведении литературной игры размещается на стендах во всех учебных корпусах колледжа накануне: объявление, список рекомендуемой литературы и документальных фильмов о жизни и творческом пути поэтов.
За неделю до проведения литературной игры организатор знакомит участников команд с критериями оценки результатов и выдаётся домашнее задание: подготовить презентацию о русском писателе, поэте X1X-XX веков, командам выдаются конверты к конкурсу «Это совершенно реальная личность» с заданиями, в которых требуется восстановить текст и определить по эпизодам, о ком идет речь.
Предлагается выбрать девиз и эмблемы.
В основе литературной игры – документальные материалы - воспоминания людей, непосредственно знавших, встречавшихся с писателями и поэтами, воспоминания о Пушкине А. С., Фете А. А., Тютчеве И. Ф., Гумилёве Н. С., Ахматовой А. А., Цветаевой М.И., Брюсове В.Я., А.А.Блоке и других, их поэтическое наследие. Рекомендуется разнообразить проведение игры аудиозаписями музыкальных произведений.
Цели литературной игры:
активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся, вовлечение их в читательскую деятельность;
формирование у молодёжи уважительного отношения к литературному, духовному и культурному наследию России;
популяризация читательской деятельности обучающихся;
развитие читательской культуры в молодёжной среде;
воспитание любви к литературе, чувства товарищества, коллективизма, развитие речи, мышления.
Оформление:
Книжная выставка - галерея « Судьбы. Характер. Поэзия».
На экран проецируется цитата, плакаты: «Ум и дела ваши бессмертны в памяти русских…»
Буклеты, листовки о писателях «Поэт гармонии и красоты» ( О Ф.И. Тютчеве), « Приключения портретов» ( О портретах А.С.Пушкина в исполнении Кипренского и Тропинина) , «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» ( О М.Цветаевой)
Презентация о русских поэтах.
Кадры из видеофильма «Гении ушедшей эпохи».
Музыка: песни на стихи Марины Цветаевой, стихи Тютчева
Место проведения: читальный зал библиотеки НГГПК
«Гении ушедшей эпохи»!
На краю стола стоит ваза с гвоздиками, подсвечники со свечами, на стенах плакаты «Дела много – только поспевай. Надо жизнь сначала переделать, переделав – можно воспевать…», выполненные на компьютере; книжные выставки «Сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна», «Образ женщины в русской литературе», «Проживет недолго и будет торжествовать в веках».
Оборудование: телевизор, медиапроектор, компьютер, репродукции писателей: Пушкина А. С., Фета А.А., Тютчева И.Ф., Гумилёва Н. С., Ахматовой А. А., Цветаевой М. И. и других, издания их произведений, флажок готовности к ответу.
Этап 1
«Брейн-ринг»
Ведущий объявляет правила игры: участники делятся на команды. В команду входят студенты из одной учебной группы. Первой отвечает команда, которая быстрее поднимет флажок готовности к ответу. Флажок поднимает капитан команды. Выигрывает команда, набравшая максимальное количество очков.
1.Какой эпиграф выбрал Пушкин к повести «Капитанская дочка»?
(«Береги честь смолоду»).
2.О каком из портретов Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»?
(О портрете О.А.Кипренского)
3.Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»? Кому посвящено это стихотворение и кому композитор посвятил свою музыку? (звучит романс).
(М.И. Глинка. Стихотворение поэт посвятил А.П.Керн. Музыку, написанную на слова этого стихотворения, композитор посвятил дочери – А.П.Керн – Екатерине)
Этап 2
Конкурс «Доскажи стихотворную строку»
Назовите автора и доскажите стихотворную строку
1.И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
(Пушкин)
2.И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(Пушкин)
3.В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной
(Пушкин)
Этап 3
Викторина «Гении ушедшей эпохи»
I тур
Задание. Необходимо быстрее соперников угадать фамилию классика русской литературы с помощью приведённых ниже фактов его биографии и творческой деятельности.
Оценка. Если команда даст правильный ответ после первого вопроса, на её счёт поступает 5 баллов, за правильный ответ после второго вопроса — 4 балла, после третьего — 3 балла, четвёртого — 2 балла, пятого — 1 балл.
№1
1. Отец поэта был профессором Московского университета, мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура одарённая, талантливая пианистка, но умерла ещё в молодости. Воспитание двух дочерей и их сводного брата стало делом глубоко любившего их отца.
2.В шестнадцать лет осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбоне курс французской литературы. Учась же в московских частных гимназиях, отличалась не столько усвоением предметов обязательной программы, сколько широтой своих общественных интересов.
3.Один из критиков так отзывался о нашем герое: «… совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Её жизнь была клубком прозрений и ошибок»
4.Близкие так писали о ней: «…была невелика ростом – сто шестьдесят три сантиметра, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, узкобёдра, тонка в талии…Волосы её , золотисто- каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучавшегося её лицом… Ненавидела быт – за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчуждённо превозмогала его – всю жизнь».
5. Уходит из жизни в последний день лета. Уходит в конечном счёте потому, что видит себя на грани взнуздания - теми силами, подчиняться которым её дух не может.
Ответ: Марина Цветаева
№ 2.
1.Жизненный путь начинается с сурового испытания. Через четырнадцать лет обнаружилась незаконность метрической записи, и русский дворянин превратился в разночинца. Всё случившееся он воспринимает как трагедию.
2.В пору обучения в Московском университете выпустил первый сборник стихов. Назывался он несколько затейливо: «Лирический пантеон». Этот сборник вышел в конце ноября 1840 года без имени автора, с одними инициалами.
3.Великий русский композитор Чайковский говорил о музыкальности поэзии автора: «Считаю его поэтом безусловно гениальным. Это явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать с другими первоклассными или иностранными поэтами …Скорее всего можно сказать, что он в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и село делает шаг в нашу область. Поэтому часто он напоминает мне Бетховена, но никогда Пушкина, Гёте или Байрона … Это не просто поэт, скорее поэт- музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
4.Этому поэту В.Брюсов посвятил специальную статью «Искусство или жизнь»
5. В 1873 году по разрешению царя разночинец превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С.Тургенев: «Как …вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию».
Ответ: А.А.Фет.
II тур. «Это совершенно реальная личность» (Домашнее задание).
За два дня до проведения игры командам выданы конверты с заданиями, в которых требуется восстановить текст и определить по эпизодам, о ком идет речь. При оценивании учитывается правильность каждого ответа – 1 балл, плюс 5 баллов одной команде, сдавшей задание первой.
№ 1
1.1873, 1 декабря – дата рождения…(В.Я.Брюсова)
2. (1893—1899) учёба на историко- филологическом факультете.
3.1895 - издание первой самостоятельной книги…(«Шедевры»)
№2
1.Родилась в селении Большой Фонтан. Настоящая фамилия…(Горенко)
2.Детские годы прошли под Петербургом в …(Царском Селе)
университета)
№3
1.Писать стихи…(Блок) он начал в конце девятнадцатых годов и окончательно сложился как поэт накануне первой русской революции 1905 года.
В целом поэзия…(Блока) воспринимается как на редкость откровенная и искренняя лирическая исповедь.
… (Блок)открыто и прямо как редко кто до него утверждал в поэзии свою литературную личность, свое «я».
Библиографический список использованной и рекомендуемой литературы
1.Русская литература. ХХ век: большой учебный справочник./ Е.М.Болдырева, Н.Ю. Буровцева, Т.Г. Кучина - 2 е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-672с.
2. Русские писатели. Библиограф. Словарь. В 2-х т. / Под ред. Б.Ф.Егорова, П.А. Николаева. -М.: просвещение, 1990.
3. Тютчев Ф.И. Стихотворения/Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – М.: АСТ, 1997.-560с. – (Школа классики)
4.Цветаева М. Избранное/Сост. Л.А. Белова -М.: Просвещение, 1990.-367с.-(Б-ка словесника).
5.Ахматова А. Избранная лирика: Стихи/ Сост. Солдатова Л.- Л.: Дет.лит., 1989.-223с. –(Поэтическая б-чка школьника)
6.Блок А. А. Избранное. Стихи и поэмы -М.: Дет.лит., 1973.-191с., ил. – (Школьная б-ка)
7.Гумилев Н. Избранное /сост. И.А.Панкеева -М.: Просвещение, 1990.-383с., ил. –(Б-ка словесника)
8.Литературные вечера. 9-11 классы: литературно- музыкальные композиции, инсценировка сказки, неделя театра, вечера в литературной гостиной/ авт.-сост. С.Б.Шадрина .-Волгоград: Учитель, 2007.-138с.
9. Дидактический материал по литературе для 10-11 классов вечерней (сменной)школы: пособие для учителя/И.Б. Бутовская, И.М. Иоффин, Е.В. Квятковский -М.: Просвещение, 1985.-128с.
10. Арефьева И.Н. Литература ХХ века на уроках русского языка: учеб. пособие/ И.Н.Арефьева, М.В. Фрик -М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.-400с.
11. Валеева Н. Гибель Марины Цветаевой// Читаем, учимся, играем.-1997.-Вып.3.-С.110-
12. Читаем, учимся, играем.-2004.-Вып.4.
13.Климанова Т.В. «Союз души с душой родной».-Читаем, учимся, играем//2003.- Вып.7.-С.39-44.
14.Чернышова В.П. «Как сердцу высказать себя?..»//Читаем, учимся, играем.-2003.-Вып.5.-С.45-52.
15. Макарова Б.А. Рыцарь мечты//Читаем, учимся, играем.-2006.-Вып.2-С.21-25.
16.Безрукова И.В. По следам великого поэта.//Читаем, учимся, играем.-2005.-Вып.4.-С.24
Приложения:
Видеоролик проведения литературной игры «Гении ушедшей эпохи».
Фрагменты фильмов о Тютчева Ф.И. и Блоке А.А.
Презентации студентов.
Буклеты, листовки.
Музыкальное сопровождение.