СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная проба по рассказу А.П. Чехова «Ванька»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан, чтобы помочь обучающимся окунуться в историю нашей страны и посмотреть, как жили наши предки столетие назад. Он знакомит  с обстановкой, в которой растут дети, с отношением окружающих к ним, учит не судить по внешности, а обращать внимание на характер человека. Тема детства и вседоступности современным детям особенно является актуальной в настоящее время

Просмотр содержимого документа
«Литературная проба по рассказу А.П. Чехова «Ванька»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»











Муниципальный конкурс успешных управленческих и педагогических практик по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Артемовского городского округа





Методическая разработка урока

Рождество – время чудес?

(литературная проба по рассказу А.П. Чехова «Ванька»)



Автор Аюпова Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6»

телефон: 8-904-172-00-27

e-mail: [email protected]












г. Артемовский

2023


Литературная проба

по рассказу А.П. Чехова «Ванька»

«Рождество – время чудес?»

Методическая форма урока: изучение нового материала и закрепление знаний (беседа).

Урок создан, чтобы помочь обучающимся окунуться в историю нашей страны и посмотреть, как жили наши предки столетие назад. Он знакомит  с обстановкой, в которой растут дети, с отношением окружающих к ним, учит не судить по внешности, а обращать внимание на характер человека. Тема детства и вседоступности современным детям особенно является актуальной в настоящее время, в связи завышенными запросами обучающихся к родителям, которые влекут за собой обесценивание трудов взрослых и размывают границы ценностей человека.

Цель урока: формирование правильного понимания действительности обучающимися, расстановка нравственных акцентов, по средствам изучения рассказа А.П. Чехова.

Задачи урока:

  • познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Ванька»;

  • научиться анализировать героев и художественный текст в целом;

  • познакомиться с определение «рождественского рассказа» и соотнести его с текстом произведения;

  • выявить авторское отношение к герою;

  • выявить идейный смысл рассказа, сформировать духовно-нравственные качества  личности,  гуманистическое мировоззрение обучающихся;

  • привить интерес подростков к изучению творчества А.П. Чехова.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные (определение способов достижения цели, составление плана действий, следование этому плану);

  • Предметные:

- умение увидеть главную и косвенную мысли текста, правильно трактовать смысл прочитанного, применения анализа повести;

- работа с текстом, извлечение информации из текста, применение умений сравнивать и группировать факты из повести.

  • Личностные:

- умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, в классе;

- осознание обучающимися, что внимание, поддержка, уважение, понимание очень важны для детей.

Оборудование:

  • проектор, компьютер;

  • бумага А3, магниты, фломастеры/маркеры;

  • заготовка в виде ели для прикрепления отзывов, кружки для написания отзывов участниками (приложение1,2).















Ход пробы

Организационные моменты: особая рассадка обучающихся не требуется. Необходимо выдать текст с рассказом «Ванька».

  1. Приветствие (слайд 1,2).

  2. Статистика показывает, что в нашей стране активно развивается виртуальная и дополненная реальность, интернет сети и приложения, медицина и многое другое. Нас с вами сегодня интересует медицина и, конечно же, с точки зрения литературы. Скажите, как мы можем связать медицину и литературу? (ответы учеников). Да, и сегодня мы поговорим о творчестве А.П. Чехова (слайд 3).

  3. Вам понравился рассказ?

Что именно вам понравилось или не понравилось?

Это печальный или радостный рассказ?

Почему вы так думаете?

Каждый текст наполнен подсказками, который автор намеренно туда закладывает. Мы, со своей стороны, должны быть внимательными читателями, чтобы их увидеть и правильно понять идею автора. Когда начинаются события в рассказе? (в ночь под рождество) (слайд 4).

Что это за праздник? (это рождение воплоти Иисуса Христа. Отмечают все верующие люди. Это самый главный праздник для них. Все уходят на ночную службу).

В нашем рассказе кто-то идет на такую службу? (да, хозяева).

Что нам дает эта деталь? (хозяева считают себя людьми верующими)

А это значит, что должны соблюдать заповеди Христа? Какие вы знаете заповеди Христа? (слайд 5)

Перед нами рождественский рассказ (слайд 6). Здесь все действия развиваются, конечно, под рождество и в конце обязательно должно произойти чудо. Герой должен пройти через 3 уровня пространства. Как думаете какие? (Через ад, землю и оказаться в раю – это внутренняя композиция рождественского рассказа. Пройдя это, герой должен измениться сам или мир вокруг него).

Давайте в нашем рассказе найдем эти уровни пространства. Поделимся на 3 группы:

1 группа – ад (жизнь у сапожника Алёхина, воровство, избиение),

2 группа – земля (описание Москвы – потому что там есть, что Ваньку интересует: собаки незлые, много всяких продуктов, люди, которые с ним любезны и что-то подсказывают),

3 группа – рай (жизнь в деревне: природа, друзья!).

Каждая группа работает на листе А3, пишите крупно.

После работы обучающихся и обсуждения, зафиксировать на доске все наработки и подробнее остановиться на раю:

  • Но жизнь в деревне разве рай?

  • Можно ли считать Константина Макаровича любящим дедом? Или Ольгу Игнатьевну другом?

  • Почему Ванька воспринимает жизнь в «раю» как великое счастье?

  • Разве у него есть те, кто его любит и заботится о нём?

Чехов не идеализирует жизнь в деревне, ведь Ольга Игнатьевна барышня незлая, но и истинной заботы она не проявила. Она научила его писать, считать. Найдите этот момент в тексте - ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ!

После смерти матери, что с Ванькой происходит? (Дед занят собой: балагурит, выпивает, спит. Но при этом он свой человек).

И мальчик пишет письмо именно ему. Как он это делает? (Стоя на коленях. Он стоит перед образом, на скамейке стоит свеча, и он на коленях БУДТО МОЛИТСЯ).

Давайте посмотрим на всю сюжетную линию и определим значимые части рассказа (подвести разговор к понятию «композиция») (слайд 8).

Мы с вами обратили внимание, казалось бы, на незначительные детали, но автор в них закладывает глубокий смысл. Что нам позволяет найти и увидеть эти самые детали? (Медленное чтение)(слайд 9)

Татьяна Владимировна Черниговская дала определение медленному чтению (обсуждение определения).

Именно такое чтение позволяет увидеть, что времена глаголов в рассказе меняются. Как? (ответы учеников, городские события описаны Ванькой в прошедшем времени, а деревенские – в настоящем).

Зачем Антон Павлович это делает? (ответы учеников).

Может Алёхины, придя со службы, изменят свое отношение к Ваньке? (ответы учеников).

Или Ольга Игнатьевна вспомнит о мальчике и решит его забрать? (ответы учеников).

Открытый финал – не понимаем, как события рассказа сказались на Ваньке, а что дальше? Как вы думаете?

А получит ли дед это письмо? (никогда).

Но мы с вами говорили, что это рождественский рассказ, а значит должно произойти чудо. Как вы думаете какое? (ответы учеников).

С прочтением текста меняется наше отношение к Ваньке?

Какую жизнь проживает герой в свои 9 лет?

Достоин ли Ванька такого отношения окружающих? (подвести обсуждение к нравственным ценностям в соотношение с материальными благами героя рассказа, провести параллель с современным миром).

  1. Какой вывод можно сделать из всего нами прочитанного? (ответы учеников).

Существует ли рождественское чудо? Нужно ли верить в него?

Надеюсь, что я смогла показать вам глубину этого рассказа и донести его идею.

Теперь прошу написать ваше мнение о рассказе А.П. Чехова «Ванька» на кружочке и разместить на ели, как символ Рождества (слайд 10).

Благодарю за работу (слайд 11).






Приложение 1

Приложение 2