СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная сказка В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Особенности авторских сказок (сюжет, герои, язык).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по сказке Мороз Иванович. 

Просмотр содержимого документа
«Литературная сказка В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Особенности авторских сказок (сюжет, герои, язык).»

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Педагогическая цель

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать.

Тип, вид урока

Решение частных задач.

Планируемые результаты (предметные)

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


Универсальные учебные действия

Познавательные:

Формирование извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы;.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.


Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Основное содержание темы, понятия и термины


Образовательные ресурсы

Презентация.




Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

контроль

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация знаний. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

фронтальная беседа

Загадка про сказку, беседа (слайд №1)

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица

По комнате ходит ….


Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную активность к вопросам.

Наблюдения учителя.

II. Открытие нового знания. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1.Работа с текстом до чтения.

























































































Обобщающая беседа.















- По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Дед Мороз)

- Ой, сколько снега набилось! (из рукавички высыпать снежинки). Но не простые снежинки, а с заданиями.

1 снежинка

- Объясните, что такое сказка? (слайд №2)


2 снежинка

-Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3)


3 снежинка

- Назовите признаки сказок (зачин, троекратный повтор, добро побеждает зло, волшебство, животные разговаривают)


– Откройте с. _____ и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– Откуда я узнала, что это сказка?

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? (Городок в табакерке, Два дерева, Разбитый кувшин)

- Кто назовет тему урока?

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке?


Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7)- Милана


– Рассмотрите иллюстрацию на с. . ______Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете?


– У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?


- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов.

Работа в паре:

Словарная работа:

Рубить платки – подшивать платки

Студенец – колодец

Горница – парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели – замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица

Брильянты – драгоценные камни

Горемычная – жалкая, несчастная

Студеная – холодная

Понадулась – обиделась

Исстари – издавна


- А сейчас проверьте правильность своих суждений.

Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зелёный карандаш, кто не смог определить значение 1 слова – жёлтый, 2 и более – красный


Физминутку для глаз


– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

Работа с текстом во время чтения

Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух.

Вопросы после чтения 1-й части. (Однажды с рукодельницей беда приключилась …)

– Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.

– Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

– Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)


После чтения 2-й части. (первый абзац)

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?


- Впереди у героини сказочная дорога, на которой ее ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (три – число, которое управляет сказкой, признак волшебства)


Читаем дальше: (…до слов: «Знаю я…»).)

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

– С чего началась их встреча?

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей.

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.


После чтения 3-й части. (…косыночку закалывать)

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

Почему?

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

– Как отблагодарил её дед?


Физминутка (народная сказка – приседаем, авторская - хлопаем: Курочка ряба, Сказка о рыбаке и рыбке, Иван Царевич и Серый волк, Городок в Табакарке, Сказка о царе Салтане…, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)


4-я часть. (Рукодельнциа поблагодарила…)

После чтения 1–2-го абзацев: … и брильянтовую буловочку тоже)

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

– Справится ли она с работой? Почему?

Предположения детей.


После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?


5-я часть.

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик? Почему?


Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?


Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.)

_ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №8)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Отвечают на вопросы учителя

Анализ иллюстрации.






Предположения детей







Отвечают на вопросы.












Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.























Формулируют полные ответы на вопросы

Понимают смысл вопросов.
















Строят речевые высказывания.












Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.























Учатся анализировать, делать выводы, обобщать.

Подведение учащихся к выводу, с помощью логически построенной цепи вопросов.












Наблюдение.


















































































Наблюдение и обобщение


V.Подведение итогов.

Анализ и оценка успешности достижения цели .

Обобщающая беседа.

- Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? (Слайд №9)

– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?

– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)

– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?

– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?

Дети высказываются, учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке.


Рефлексия деятельности

Продолжи любое предложение:

1.Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

2.На уроке мне было сложно …

3.Мне было интересно…

4. Сегодня на уроке я научился …

5.Сегодня на уроке я могу похвалить себя ...

Формулируют полные ответы на вопросы.

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы


VI.Домашнее задание.



1.Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. (Слайд №11)

2. Нарисовать рисунок к этому эпизоду.













Словарная работа.

- В тексте встретятся незнакомые слова. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

Рубить платки – подшивать платки

Студенец - колодец

Горница –парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели - замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица

Брильянты – драгоценные камни

Горемычная – жалкая, несчастная

Студеная – холодная

Понадулась – обиделась

Исстари – издавна

Проверка.

- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

Чтение текста с остановками)

1-я часть (до слов: «Однажды с Рукодельницей…»).

– Как звали девочек? Почему автор их так назвал?

– Прочитайте, как просыпались и проводили свой день Рукодельница и Ленивица.

– Когда мы говорим: «считает мух»? В прямом или переносном смысле употребляется это выражение?

2-я часть (до слов: «Знаю я…»).

– Прочитайте 2-ю часть по ролям (автор, Рукодельница, нянюшка, пирожок, яблонька, Мороз Иванович).

– Какая беда случилась с Рукодельницей?

– Какие слова подтверждают, что нянюшка была строгая и сердитая?

– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?

– Прочитайте, о чем попросили ее пирожок, яблонька.

– Как выглядел Мороз Иванович?

3-я часть (до слов: «Так прожила Рукодельница…»).

– Прочитайте по одному абзацу вслух.

– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?

– С чем сравнивается эта работа?

– Сколько вопросов задала девочка старику?

– Какие были вопросы, ответы?

– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?

Физкультминутка

Давай, дружок, смелей, дружок, 

Кати по снегу свой снежок. 

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком. 

Его улыбка так светла! 

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика

4-я часть (до слов: «Ленивице очень не по вкусу было идти…»).

– Прочитайте жужжащим чтением.

– Как отблагодарил дед Рукодельницу?

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

5-я часть (до слов: «На третий день приходит…»).

– Прочитайте по цепочке.

– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?

– Как взбивала Рукодельница перину, как готовила кушанье, как белье штопала?

– Что думала Ленивица о старике?

– Почему Мороз Иванович тоже был с ней терпеливым?

– Что нужно было Ленивице в колодце?

6-я часть (до конца).

– Прочитайте выразительно.

– Какие подарки получили героини? Почему?

– Объясните слова Мороза: «Жить и служить – разница», «Работа работе рознь».

– Какова главная мысль?

– Как озаглавим 6-ю часть?

– Каким обращением заканчивается сказка?

– Как вы думаете, что здесь правда, а что выдумка?

– Что является шуткой, а что – наставлением?

Работа в группах. Прием кубик.

-Предлагаю поработать в группах и выяснить, как внимательно читали и слушали это произведение. По очереди кидаете кубик и задаете вопросы другой группе.

Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович?

(Ум, внимание, трудолюбие.)

3.Итог урока.

-На кого из героев сказки хочется быть похожим?

-Чему учит сказка? В чём заключена основная мысль?

-Что в ней правдиво, а что вымышлено?

-Что нового, познавательного узнали из сказки?

4. Рефликсия деятельности

Продолжи любое предложение:

1.Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

2.На уроке мне было сложно …

3.Мне было интересно…

4. Сегодня на уроке я научился …

5.Сегодня на уроке я могу похвалить себя ...

5.Домашнее задание

Прочитать части 1–3, на с. 142–143 учебника читать выразительно диалог;

(нарисовать дом Мороза Ивановича.