- По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? (Дед Мороз) - Ой, сколько снега набилось! (из рукавички высыпать снежинки). Но не простые снежинки, а с заданиями. 1 снежинка - Объясните, что такое сказка? (слайд №2) 2 снежинка -Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3) 3 снежинка - Назовите признаки сказок (зачин, троекратный повтор, добро побеждает зло, волшебство, животные разговаривают) – Откройте с. _____ и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Откуда я узнала, что это сказка? – У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? (Городок в табакерке, Два дерева, Разбитый кувшин) - Кто назовет тему урока? - Какую цель поставим перед собой на этом уроке? Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7)- Милана – Рассмотрите иллюстрацию на с. . ______Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете? – У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? - В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов. Работа в паре: Словарная работа: Рубить платки – подшивать платки Студенец – колодец Горница – парадная половина крестьянской избы Почивать – лег спать Окостенели – замерзли Стрепня – еда Затейница – выдумщица Брильянты – драгоценные камни Горемычная – жалкая, несчастная Студеная – холодная Понадулась – обиделась Исстари – издавна - А сейчас проверьте правильность своих суждений. Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зелёный карандаш, кто не смог определить значение 1 слова – жёлтый, 2 и более – красный Физминутку для глаз – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Работа с текстом во время чтения Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух. Вопросы после чтения 1-й части. (Однажды с рукодельницей беда приключилась …) – Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками. – Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.) – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) После чтения 2-й части. (первый абзац) – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? - Впереди у героини сказочная дорога, на которой ее ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (три – число, которое управляет сказкой, признак волшебства) Читаем дальше: (…до слов: «Знаю я…»).) – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – С чего началась их встреча? – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей. – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. После чтения 3-й части. (…косыночку закалывать) – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как отблагодарил её дед? Физминутка (народная сказка – приседаем, авторская - хлопаем: Курочка ряба, Сказка о рыбаке и рыбке, Иван Царевич и Серый волк, Городок в Табакарке, Сказка о царе Салтане…, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) 4-я часть. (Рукодельнциа поблагодарила…) После чтения 1–2-го абзацев: … и брильянтовую буловочку тоже) – Что наказывала нянюшка Ленивице? – Справится ли она с работой? Почему? Предположения детей. После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? 5-я часть. После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? • Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) _ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №8) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |