учитель русского языка и литературы
«Ибрагимотарская СОШ
Тляратинского района»
Омарова З.И.
Викторовна среди 7 – 9 классов
Цели:
Образовательные:
Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.
Закрепление знаний, полученных на уроках.
Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся.
Развивающие:
Развитие памяти и мышления учащихся.
Развитие творческих способностей детей.
Развитие речи учащихся, умение точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.
Воспитательные:
Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.
Воспитание квалификационного читателя, чуткого к художественному слову.
Воспитание нравственных качеств личности ( доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему…)
I конкурс
Что дало богатый материал будущему писателю Чехову из его жизни на родине Таганроге? (Работа в лавке, учёба в гимназии).
Таганрог – это город на берегу какого моря? (Азовского)
Мелихово – имение Чехова. Где оно находиться?
II конкурс
Чтение отрывка из рассказа «Лошадиная фамилия».
«Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.
- Ой, батюшки! – вопил он. – Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаз, стал припоминать фамилию акцизного:
- Жеребчиков…Жеребковский…Жеребенко…Нет, не то!
Лошадинский…Лошадевич…Жеребкович…Кобылянский… Немного погодя его позвали к господам.
- Вспомнил? – спросил генерал.
- Никак нет, ваше превосходительство.
- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?
И в доме , все на перерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и почесывая лбы, искали фамилию».
- Из какого рассказа этот отрывок? (Лошадиная фамилия).
В каком рассказе героиня была собакой, которая выступала в цирке в месте с гусем и котом? («Каштанка»).
В каком рассказе герой сам себя перехитрил: «Хирургия», «Канитель», «Пересолил»? («Пересолил»).
В названии какого рассказа содержится антоним? («Толстый и Тонкий»).
За что был наказан решением суда главный герой рассказа «Злоумышленник»? (за отвинчивание гайки).
Какой порок критикует Чехов в рассказ «Хамелеон»: предательство, лень, - угодничество? (угодничество)
III конкурс
Узнай произведение А.П. Чехова по его началу.
«Говорили, сто на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой …» («Дама с собачкой»)
«Перед судебным следователем стоит маленький чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах …» («Злоумышленник»)
«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники …» («Человек в футляре»
« В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли …» (Палата №6)
«Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают баллы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которым можно завести знакомства …» («Ионыч»)
IV конкурс
Узнай произведение А.П. Чехова.
- Кто из героев Чехова имел прозвище Двадцать два несчастья? ( Епиходов, пьеса «Вишневый сад»
- Кто из героев Чехова отправил письмо с адресом: «На деревню к дедушке?» (Ванька Жуков, рассказ «Ванька»)
- Герои какого рассказа Чехова, решили бежать в Калифорнию добывать золото? (Гимназисты второго класса Чечевицы и Королев, рассказ «Мальчики»)
- Герой какого рассказа ездил на свидание с любимой на кладбище? ( Ионович Старцев, рассказ «Ионыч»)
- кто из героев Чехова попал в пьяном виде вод лошадь и очень обрадовался, когда об этом написали в газете? (Митя Кулдаров, рассказ «Радость»)
- Какой породы были собачки в рассказах Чехова: «Дама с собачкой»? (шпиц)
- «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)
V конкурс
По произведениям писателя:
Назовите фамилию главного героя рассказа «Смерть чиновника». (Червяков)
Как зовут «толстого» и как зовут «тонкого» в рассказе «Толстый и тонкий» (Толстый – Миша, тонкий – Порфирий).
Как называется инструмент (щипцы) фельдшера, которым он дёргает дьячку зуб в рассказе «Хирургия» (Козья ножка)
Как зовут (фамилия) пострадавшего в рассказе «Хамелеон» (Хрюкин – золотых дел мастер)
Для каких целей, герой рассказа «Злоумышленник» отворачивал гайки на железной дороге? (Для грузила для невода, рыбой ловли)
По какой причине письмо Ваньки Жукова не дойдет по адресу в рассказе «Ванька» (адрес «На деревню к дедушке»)
Как звали главного героя рассказа «Человек в футляре? (Учитель греческого языка Беликов)
Назовите высказывание Беликова. (Как бы чего не вышло)