Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Литературно – математическая регата»
Содержание
Аннотация стр. 2
Содержание стр. 3
Введение стр. 4
Основная часть стр. 5
Заключение стр. 11
Список используемых источников стр. 12
Приложения стр. 13
Аннотация
Методическая разработка посвящена проблеме активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на интегрированном внеклассном мероприятии по математике и литературе на основе использования современных педагогических технологий. Основу работы составляет методическая разработка урока с использованием компьютерных технологий и межпредметных связей. В плане урока отражены все этапы путешествия, к нему прилагаются образцы дидактического материала, используемого в ходе мероприятия.
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 6 класса. «Литературно – математическая регата» проходит в форме игры – путешествия. Принимают участие команды всей параллели шестиклассников.
В результате соревнования выявляются: самые начитанные, любители точных наук, знатоки математики, умеющие логически мыслить, эрудиты.
Введение
Человек, ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик эффективно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Встаёт вопрос: почему ученик совершает именно эти действия, а не другие, что побуждает совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельностью в процессе обучения. В этом необходимо разобраться, потому что учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения. Ведь в противном случае, если этого не делать, становится вполне реальной опасность, о которой говорил В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Интерес – является важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению его психологической жизни.
Интерес к литературе - это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить отзывчивость нравственную. Литература, и в особенности поэзия, пробуждает «души прекрасные порывы». Немногие литературы мира дали своим читателям такое богатство « волшебных звуков, чувств и дум», как русская литература. И больно видеть, что это богатство нередко идет мимо тех, к кому обращено, кому так необходимо. Если сейчас организация чтения стала серьезной методической проблемой, то она становится проблемой в квадрате и в кубе, когда речь идет о самостоятельном чтении учащихся. В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно назвать много объективных и субъективных причин. Но, несмотря ни на что, преподаватель должен стремиться привить учащимся интерес к литературе, дать возможность почувствовать прелесть художественного произведения. Как это сделать?
Бывают случаи, когда с ребятами выводишь формулу или теорему, один – два урока решаешь по ним задачи, проходит месяц, другой, и учащиеся не могут её вспомнить. Ученик блестяще знает формулы или теорему, но стоит ему задать простой дополнительный вопрос, и он теряется. Учащийся знает формулы, теоремы, может решить задачу, но если в этой задаче изменить немного условие, то он пасует перед ней. А иногда ребята не могут сделать вывод, подвести итог, сформулировать правило, теорему, признак. Почему?
Давно известно, что продуктивное обучение невозможно без мотивации, основа которой возбуждение и поддержание познавательного интереса. Когда интерес служит побуждением к деятельности, то его следует рассматривать как потребность учащегося в определённых предметах и видах деятельности, как источник желанных переживаний и средств достижения целей. В связи с этим необходимо, чтобы содержание обучения, цели и задачи, которые ставит учитель, имели для детей ясно понимаемый смысл.
Главная цель нашей работы: осуществление межпредметных связей математики и литературы, как средства активизации познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к предметам естественного и научного цикла.
Основная часть
Цели:
развитие логического мышления;
развитие памяти, наблюдательности, смекалки;
способствовать развитию творческой деятельности учащихся к самообразованию;
повышение интереса к изучению, как литературы, так и математики;
показать связь точной и гуманитарной науки;
воспитать уважение друг к другу, взаимопонимание.
Оборудование:
карта регаты на магнитной доске (прил. №2);
корабли по количеству команд с магнитами;
карточки с фамилиями писателей;
заготовка кроссворда;
«деньги» (жёлтые кружочки, их половинки и четвертинки);
грамоты;
выставка детских работ.
Вступление:
Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня вы отправитесь в путешествие — «Литературно – математическая регата». Мы приглашаем вас в далёкую и загадочную страну и обещаем вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности.
Правила игры:
В игре принимают участие по 2 и более команд, по 5-7 человек. Каждая Команда получает корабль, с помощью которого она и будет проходить «регату». За скорость команде даётся – ½ монеты, за правильность — 1 монета (за каждый правильный ответ). Перед стартом каждая команда может получить «фору», 1/4 монеты. Для этого даётся задание болельщикам, перед каждым следующим рубежом.
А теперь, когда мы знаем правила игры, можно начинать плавание. Но для этого нам надо знать, какие яхты участвуют в нашей гонке, (команды придумывают названия своим яхтам и получают по ½ монеты).
Р.S. В команду игроков и болельщиков можно включить родителей, тогда игра получится более азартной и захватывающей.
Ход путешествия.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.
1 этап: Поэтический океан (решить задачи).
1).Посчитай, какое стадо обслужить ребятам надо:
Индюшат, их 240, водит Катя на пригорок;
Машет прутиком Илья, напевая:
«8 уток, один я, куда утки, туда и я»;
Что-то громко чересчур раскричались курицы,
Сотен 5 их было, и они как разволнуются!
А на речке уток 200, как закрякали все вместе!
(948)
2). Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
-Сосчитай-ка, комар, комарят.
-Как же счесть комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счёт уже комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч, аж устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?
(13082)
3).Прилетели галки, То для одной галки
Сели на палки, Не хватит палки.
Если на каждой палке, Если на каждой палке
Сядет по одной галке, Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько будет галок?
Сколько будет палок?
(галок 4, палок 3)
4). Поп и работник Балда.
С хозяйством попа справляется 10 работников. Каждый работник в день съедает 1 каравай хлеба и другие продукты. Поп принял на работу Балду.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба экономил поп ежедневно?
(3 каравая)
5). Дедушка Мазай спасает зайцев.
Во время наводнения дедушка Мазай снял с острова зайцев.
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
Далее дедушка Мазай спас ещё некоторое количество зайцев, снимая их с пней. Интересно, что это число записывается теми же цифрами, что и число зайцев спасенных с острова, но в обратном порядке. Число зайцев с острова больше, чем число зайцев, снятых с пней. Оба числа двузначные.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев десяток спасалось на нём.
Мазай и этих зайцев взял с собой. Всего он спас 43 зайца. Сколько зайцев спас Мазай с острова?
(21 зайца)
6) Как-то рано по утру Вдвое больше, чем гагар,
Птицы плавали в пруду. Сколько было птиц всего.
Белоснежных лебедей Если нам ещё дано,
Втрое больше, чем гусей, Что всех уток и гусей
Уток было восемь пар - Столько, сколько лебедей?
(г.8+л.24+у.16+гаг.8=56)
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...
Конкурс с болельщиками.
Назвать, как можно больше поговорок или пословиц, в которых присутствуют числа. (Тот, кто называет пословицу последним, приносит своей команде ¼ монеты).
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах...
2 этап: Литературный залив (определить, кому принадлежат слова).
1). Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всём права.
Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре!
(С.Я.Маршак)
2). Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.
(М.В.Ломоносов)
З). Изучение математики приближает к бессмертным богам.
(Л.Н.Толстой)
4). Человек — есть дробь. Числитель – это достоинства человека, знаменатель — это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя — свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя — своё мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизиться к совершенству.
(Л.Н.Толстой)
5). Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.
(А.С.Пушкин)
Ветер весело шумит,
судно весело бежит.
Конкурс с болельщиками.
Назвать, как можно больше сказок, произведений в которых присутствуют числа (последний назвавший, приносит своей команде ¼ монеты).
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.
З этап: Сказочное море (решить задачу).
Автор сказки «Красная шапочка» француз Шарль Перро родился в 1628г., автор сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин родился на 171 год позже, а автор сказки «Три медведя» Л.Н.Толстой родился на 29 лет позже А.С.Пушкина. Сколько лет прошло со дня рождения авторов любимых детских сказок до наших дней?
(2008г.: Перро-380, Пушкин-209, Толстой-180)
Ветер весело шумит,
судно весело бежит...
Конкурс болельщиков.
Прочитать выразительно стихотворения В.Хотомской, заменив числа З и 100 словом.
Есть у нас З сес3цы. У про100го 100рожа –
Вы не знаете их? Непро100рный дом:
Как бы мне ухи3ться Ча100 в нём 100ножка
Рассказать о троих? Бродит под 100лом.
У одной, что в с3жове, Дорожит 100ножка
Над окошком жил сЗж. Чи100тою ног
С3чь она мастерица И I00личной ваксой
Приходи к ней, малыш! Чистит 100 сапог.
У другой, что в Ус3цах, Вме100 двух неро100
Никаких ус3ц нет, Вычистит все 100,
Но зато осе3ну Сразу 100лько обуви
Подают на обед. Не носил никто!
А у третьей, в Быс3де, У про100й I00ножки
Быстрина на реке, 100ит по 100ять
И резвятся 3тоны И у той 100ножки
По ночам на песке. Опыт перенять.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах...
4 этап: Мыслительный водопад (придумать математические слова с буквой «У»).
Ветер весело шумит,
судно весело бежит...
Конкурс болельщиков.
Отгадать загадки.
1). Одна нога и шапка, а головы — то нет. (Гриб)
2). Под двумя дугами два яблока с кругами. (Глаза)
З). Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
4). Пять чуланов, а ход один. (Перчатка)
5). У матери пять сыновей, все на одно имя. (Пальцы рук)
6). Семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)
7). Когда сухо — клин, когда мокро - блин, одна нога, и та без сапога. (Зонт).
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на поднятых парусах...
5 этап: Загадочный остров (назвать автора и название книги).
Даётся четыре подсказки. За каждую последующую подсказку цена ответа уменьшается на ¼ монеты.
• эта книга создана английским писателем, и рассказывает о путешествии судового доктора;
• все математические вычисления в этом произведении выполнены совершенно точно;
• главный герой был захвачен и связан по рукам и ногам маленькими человечками;
• главный герой побывал в стране великанов.
(Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»)
Заключение:
Итак, ребята, наше литературно – математическое путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой (на сушу, землю). Но эта замечательная страна ещё не раз позовёт нас пройти по своим морским просторам. А сейчас мы узнаем победителей нашей литературно – математической регаты.
Рефлексия.
Подведение итогов, награждение.
Заключение
Главное, что дает внеклассное мероприятие – свобода. Учащиеся свободны в выборе вида деятельности, способов предъявления результата, в выборе партнера и места работы. Состояние комфорта для учащихся любого уровня подготовки создает отсутствие отметок за работу на уроке. Этот факт во многом исключает пассивность учащихся в работе. В обстановке свободного обмена мнениями каждый чувствует себя способным к творчеству. Здесь каждый пропускает через себя чужой опыт, прислушивается к другим, чтобы найти свое, приложить к своему опыту что-то новое, добытое в процессе творческого поиска.
«Путешествие» пробуждает мысль, учит видеть, слушать, сочувствовать, сопереживать. Ребята видят наглядно связь математики и литературы, осознают насколько могут быть близки совершенно разные науки. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Математика…» Надеемся, что у ребят появится интерес к изучению математики и повысится читательская активность.
Ролевая игра «Литературно – математическая регата» является оптимальной для активизации познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к предметам естественного и научного цикла, так как ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Это позволяет в интересной для ребят форме повторить пройденный материал (по математике и литературе), развивая фантазию, воображение и речь, повышая при этом мотивацию к учебной деятельности.
Список литературы.
Альхова 3.Н. Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов ОАО изд. «Лицей» 2001 г.
Вирченко Н.А. Математика в афоризмах, цитатах, высказываниях.
Казбек — Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5 — 11 классы. М, 2006 г.
Крамаренко Н.О. Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 класс. Волгоград: Учитель, 2003г.
Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках. М, 1981 г.
Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах. Книга для учителя. Из опыта работы. М. «Просвещение» 1991 г.
Приложение № 1
«Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости».
Н.Я.Виленкин.
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий».
А.И.Маркушев.
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».
А.Н.Крылов.
«Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком».
К.Вейерштрасс
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
А.С.Пушкин
«Он отнёсся к крушению, как математик к задаче, которую необходимо решить и определить неизвестное».
Жюль Верн
«Смысл — там, где змеи интеграла меж цифр и букв, меж d и f/
В. Брюсов
«Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты.
Мимо них, где путь? Засов закрыт.
С Пифагором слушай сфер сонаты,
Атомам дли счёт, как Демокрит»
. В. Брюсов
«...вист и бостон — головоломка, путаница, хуже всякой алгебры».
Оноре де Бальзак
«Примем за аксиому: без жилища человек существовать не может».
М. Булгаков
Приложение №2
Приложение №3
Дополнительные задания.
Назвать, как можно больше песен, в которых есть числа.
Условие задачи, в течение 5 минут, переложить в стихи и решить её.
Задача: Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному. Как это могло случиться?
В романе Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан» злодей Негоро
положил под компас железный брусок. Стрелка компаса стала указывать не на север, а на северо-восток. Не зная об этом, рулевой Том считал, ведёт судно на восток. На сколько градусов судно отклонилось от заданного курса? В каком направлении оно шло на самом деле?
Приложение №4
Прочитать выразительно стихотворения В.Хотомской, заменив числа
3 и 100 словом.
Есть у нас 3 сес3цы. У про100го 100рожа -
Вы не знаете их? Непро100рный дом:
Как бы мне ухи3ться Ча100 в нём 100ножка
Рассказать о троих? Бродит под 100ом.
У одной, что в с3жове, Дорожит 100ножка
Над окошком жил с3ж. Чи100тою ног
С3чь она мастерица – И 100личной ваксой
Приходи к ней, малыш! Чистит 100 сапог.
У другой, что в Ус3цах, Вме100 двух неро100
Никаких ус3ц нет, Вычистит все 100,
Но зато осе3ну Сразу 100лько обуви
Подают на обед. Не носил никто!
А у третьей, в Быс3це, У про100й 100ножки
Быстрина на реке, 100ит по100ять
И резвятся 3тоны И у той 100ножки
По ночам на песке. Опыт перенять.
Ответы к заданиям.
1 этап: Поэтический океан (решить задачи).
(948
(13082)
(галок 4, палок 3)
(3 каравая)
(21 зайца)
(г.8+л.24+у.16+гаг.8=56)
2 этап: Литературный залив (определить, кому принадлежат слова).
С.Я.Маршак
М.В.Ломоносов
Л.Н.Толстой
Л.Н.Толстой
А.С.Пушкин
З этап: Сказочное море (решить задачу).
(2008г.: Перро-380, Пушкин-209, Толстой-180)
Сводная ведомость игры «Литературно – математическая регата»
среди команд 6 класса.
№ | Название конкурса | | | | |
1. | Представление команд | | | | |
2. | «Поэтический океан» | | | | |
3. | «Литературный залив» | | | | |
4. | «Сказочное море» | | | | |
5. | «Мыслительный водопад» | | | | |
6. | «Загадочный остров» | | | | |
7. | Дополнительные задания | | | | |
8. | Итог | | | | |