СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная гостиная "Писатели и поэты соловьиного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Поэты и писатели Курского края.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов Курского края, развивать устную речь, образное и логическое мышление, прививать любовь к родному краю, воспитывать у учащихся чувство ответственности за судьбу своей родины.

Оборудование: портреты писателей и поэтов Курского края, выставка книг, рисунки, фотографии Курской земли.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная гостиная "Писатели и поэты соловьиного края"»

Тема : Поэты и писатели Курского края.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов Курского края, развивать устную речь, образное и логическое мышление, прививать любовь к родному краю, воспитывать у учащихся чувство ответственности за судьбу своей родины.

Оборудование: портреты писателей и поэтов Курского края, выставка книг, рисунки, фотографии Курской земли.



Ход мероприятия.


Учитель:

У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы,

Наша Родина-это

Наш Курский край.

Песня «Моя Родина-грустная мелодия»

Учитель: «Курский край издавна славится героической историей, живописной природой, здоровым климатом, природными богатствами, а главное- замечательными людьми.

С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск вдохновляет наших современников на творчество. Давайте же познакомимся с этими славными сынами нашей малой Родины.


А,А ФЕТ


Учитель: Среди заповедных уголков России, с которыми неразрывными узами связана русская поэзия,-курское имение А.А.Фета- Воробьёвка. С селом Воробьевка связаны последние 15 лет жизни А.А.Фета. Именно здесь поэт «зажег» немеркнующие «Вечерние огни»- эту задушевную лебединую песню, создал стихотворения, вошедшие в золотой фонд литературы.



Ученик: А.Фет – известный русский поэт. Родился он 23 ноября 1820 года в Орловской губернии, но последние 16 лет своей жизни провел в имении Воробьевка Курского края. Он построил прекрасный дом в тенистом парке, вокруг дома были красивые цветники, рядом лес, река. Мы читаем стихи Фета и слышим , как скрипит снег под ногами, видим, как летят по зимней дороге сани, чувствуем запах пушистой вербы, аромат весны, вместе с поэтом провожаем в дальний путь журавлей., радуемся первому снегу и слушаем жужжание пчел. В его стихах как будто звучит музыка. Они наполнены звуками, красками. На стихи поэта написано много романсов, а замечательный композитор П. И. Чайковский считает , что стихи Фета ближе к музыке, чем к литературе. Мало кто из русских поэтов умел так создать картину природы, как это делал А. А. Фет.

Все стихи последних лет жизни опубликованы в сборнике «Вечерние огни».

Многие из них связаны с природой Курского края. Они нам особенно дороги. А теперь давайте послушаем музыку его стихов!


А.А.Фет Уж верба вся пушистая


Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.


Е.И.НОСОВ

Учитель: Современный писатель Евгений Иванович Носов считал, что «Малая родина»- это окоём нашего детства. Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить, дарить радость.


Ученик:  Биография Евгения Ивановича Носова


Вся природа вокруг нас говорит с нами своими голосами, но мы их никогда не слышим.

Есть писатели , которые помогают нам услышать эти голоса, полюбить и понять то, на что мы иногда и внимание не обращаем. Таким замечательным мастером слова был курский писатель Евгений Иванович Носов. В лесу, в поле, на реке он видел много чудес и рассказал нам о них . открыл тайны мира природы.

Е.И.Носов родился 15 января 1925 года недалеко от Курска в селе Толмачево.

Стоит это село на берегу реки Сейм, в водах которого отражаются огни недалекого города Курска.

Много интересного он услышал в детстве от бабушки Варвары Ионовны , от деда, а потом , когда стал писателем , рассказал об этом нам.

Мы будем много раз обращаться к творчеству Евгения Ивановича . Его повести и рассказы правдивы, искренни, иногда печальны, ведь он писал о войне, участником которой он был сам, о людях наших курских сел, о детях и взрослых. Мы обязательно полюбим этого писателя так, Как он сам любил наш край, наших людей. Евгений Иванович очень хорошо рисовал и любил делать игрушки, которые дарил своим друзьям и знакомым.

А еще он был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске. У писателя было особое отношение к птицам. И может быть по этому главному герою его рассказа «Белый гусь »на улице Карла Либкнехта установлен памятник. Сейчас вы услышите отрывок из его рассказа.

Ученица Отрывок из рассказа «Белый гусь»

( под музыку Свиридова)

Н.Н.АСЕЕВ

-Учитель:

Я дом построил из стихов!..

В нем окна чистого стекла,—

там ходят тени облаков,

что буря в небе размела.

Я сам строку свою строгал,

углы созвучьями крепил,

венец к венцу строфу слагал

до самых вздыбленных стропил.


-Кто знает, кому принадлежат эти строчки???

( Николаю Николаевичу Асееву)



Ученик : ( биография Н. Н. Асеева )



Ученица: Стихотворение «Тех-Тешка» (Воробьева Арсения)

1

В зимний вечер из потемок

Появляется котенок:

Сверху сер, а снизу бел,

Очень горд и очень смел.


Называется он Тёшка,

Ясноглаз, и шерсть густа,

Хоть его мамаша, кошка,

Совершенно без хвоста.


2


Принесли его в квартиру.

Был он робок — дрожь и страх!

Путешествовать по миру

Начал он, уйдя под шкаф.


Просидевши там день целый,

К ночи вышел оробелый,

Весь в пыли, глаза круглы,

Стал обнюхивать углы.


Кто б сказал об этой крошке,

Чем окажется она?

Кто б тогда увидел в Тёшке

Игруна и прыгуна?


3


Непоседа и задира —

Чашки, миски кверху дном!

От его затей квартира

Прямо ходит ходуном.


Все, что двигается, вьется,

Что качается, дрожит,

Перепархивает, льется

Тёшке голову кружит.


Маятник часы качают —

Надо их остановить.

Мухи в комнате летают —

Надо их переловить.


4


На столы с размаху прыгал,

Не удерживая пыл.

Все, что можно двигать, — двигал,

Что сумел свалить, — валил.


На боку лежит кастрюля,

Дребезжит, кружась, стакан,

А котенок, словно пуля,

Через стулья на диван.


Он по-всякому проказил,

Непоседлив и лукав;

Он по шубам ловко лазил

И выглядывал в рукав.


Он таскал зубные щетки,

Он очки носил в зубах,

Норовил куснуть подметки,

Вис на вороте рубах.


5


Лишь с утра он просыпался,

Выгнув спину как верблюд,

Он за дело принимался,

За котячий мелкий труд:


Потолкать хозяйку в локти,

Сунуть голову в пакет,

Поточить о мебель когти,

Пошуршать среди газет.


6

Наконец поймал он мышь…

Что с ней делать? Неизвестно.

Он ведь сам еще малыш.

Съесть ее? Неинтересно!


И, наежив уши, стал

Думать думу наш красавец,

А мышонок убежал,

От когтей его спасаясь.


7


Как-то ранним вечерком,

Лишь зажглись в квартире лампы,

Смотрим — по полу ползком

Он вытягивает лапы:


То одной вперед шагнет,

То другою — и замрет…

Видя тени от ушей,

Он их ловит, как мышей.


Он вперед и тень вперед

Передвинется немножко;

Он замрет — и тень замрет…

В чем же дело тут, Тёх-Тёшка?


8


Но не думайте, что он

Глуповат и простодушен, —

Он достаточно умен

И достаточно послушен.


Он во всем весьма опрятен,

Лижет шерсть со всех сторон:

На себе малейших пятен

Выносить не может он.


Просто он ещё дитя,

Просто он ещё котенок;

Погодите: год спустя

Превзойдет котов ученых.


Станет сказки говорить,

Песни станет петь на крыше;

Сможет столько натворить,

Что и в книгу не упишешь.


Будет знать — ты мне поверь —

Книги, музыку и пляску…

Он мне в уши и теперь

Намурлыкал эту сказку.


1947







А.П.ГАЙДАР

Учитель:

Говоря о курских писателях, мы не можем не сказать об Аркадии Петровиче Гайдаре.

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят.

Он жил, как должен жить боец,

И умер , как солдат.


Эти стихи Сергей Владимирович Михалков , детский поэт, посвятил Аркадию Петровичу Гайдару.

Аркадий Петрович написал замечательные повести и рассказы о детях . Читая его книги, ребята узнают себя, хотят стать лучше. И сейчас среди вас немало таких же славных детей, как герои рассказов писателя.


Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) —родился 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Поэтому два города России связаны с его детством. В 14 лет он вступает в Красную армию, в 15 — становится командиром роты, в 17 — командиром полка.

В городе Льгове есть музей А.П.Гайдара. Земляки бережно хранят память о писателе. Аркадий Петрович погиб в годы Великой Отечественной войны. А герои его книг до сих пор живут с нами.



К,Д,ВОРОБЬЕВ


Учитель: Конечно мы должны вспомнить и Константина Дмитриевича Воробьева, нашего земляка, известного русского писателя.

Родился 24 сентября 1919 г. в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области в многодетной крестьянской семье.

Окончил сельскую школу-семилетку, затем курсы киномехаников.

Много суровых испытаний выпало на долю писателя, но все он выдержал с честью. Воевал, был в плену, бежал из плена. Стал партизаном. Обо всем рассказал в своих удивительных книгах. Это повести о войне, о жизни в курской деревне в трудные 30 е годы, о любви. Мы можем по праву гордиться, что он наш земляк.

Несмотря на все жизненные трудности , писатель сохранил светлый радостный взгляд на мир. Его рассказы и повести, как бы озарены солнцем, радостью жизни.



Учитель:

Курский край –здесь много песен

Много танца и огня,

Карагод широк и тесен,

Место есть и для меня.

Наш Тимоня –славный парень,

Песни с удалью поет.

Он по всей России славен,

Его знает наш народ.

А курянка? Что за диво!

Весела да хороша.

Бескорыстна и красива

Её русская душа!


Танец ТИМОНЯ


Н.М.АРТЮХОВА


Учитель : Нина Михайловна Артюхова родилась не в Курске, но с нашим краем связаны многие годы ее жизни. Давайте познакомимся с ней поближе.


Ученик : ( биография Н.М.Артюховой)


Мир этой замечательной писательницы всегда полон чудес. Среди ее героев много хороших людей. Она любит детей и в каждом находит самое доброе и светлое. Нина Михайловна помогает прикоснуться к тайнам природы , она почти уверена в том, что ночью прилетает фея и потому утром распускаются прекрасные цветы. Об этом она пишет в своих стихах и загадках.

Нина Михайловна выросла в семье известного книгоиздателя Михаила Васильевича Сабашникова. Семьи Артюховых и Сабашниковых прочно связаны с Курским краем. Артюховы владели имением Покровское в Курской губернии, неподалеку от имения Сабашниковых –Никольское. Это имение братья Сабашниковы приобрели , когда купили сахарный завод в Любимовке. Старожилы до сих пор помнят эти две семьи.

В литературном музее Дроняевской средней школы Курчатовского района хранится много интересных материалов о жизни писательницы.




Стихотворение «Скворец» ( Мясникова Виктория)



Е,А,БЛАГИНИНА



Учитель : Еще одна поэтесса, с которой мы сегодня познакомимся, это

Елена Александровна Благинина



Ученик: об авторе





Стихотворение «Шанежки»


Панька любит шанежки.

Экая юля!

Мамушка для Панюшки

Шанег напекла.

Ишь какие пышные

Сели на шесток,

Белые , пшеничные,

Корочка-хрусток!

Вот пришли подружки,

Вот пришли друзья:

Две Маши, две Лушки

И один Илья!

Все подсели к Панюшке

И сидят рядком,

Запивают шанежки

Теплым молоком.


Стихотворение «Букварик»


За окном луна-фонарик

Тихо по небу плывет…..

У меня в руках фонарик

На моем столе живет.

Мне букварик подарили

В день рожденья моего.

А даривши, говорили:

«Нет дороже ничего!»



Учитель: Сегодня у нас в гостях курский писатель- Рябинин Владимир Николаевич , член курского союза литераторов при союзе писателей России.




Учитель: А еще у нас в гостях сегодня замечательный человек, Александр Фрейдин- поэт, прозаик, бард, лауреат и дипломант множества фестивалей авторской песни Центрального Федерального Округа , руководитель клуба авторской песни КГМУ, врач, автор проекта «Кащенко».



Наше занятие мне хочется завершить следующими словами:


О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!