Литературно-музыкальная гостиная
«Всё начинается с любви…»
Форма: литературная гостиная.
Цель проведения: Содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
Возраст: учащиеся 9-11 классов
Место проведения: кабинет русского языка и литературы.
Оборудование: музыкальная аппаратура, портреты поэтов, выставка книг по теме «Страницы мировой любовной лирики», презентация.
Ход мероприятия:
- Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть всех в нашей литературно-музыкальной гостиной. «Всё начинается с любви!». Эти слова являются основной мыслью выступления участников композиции. Листая страницы мировой любовной лирики, мы погрузимся в эпохи Средневековья, Возрождения, XIX и XX веков, встретимся с мастерами художественного слова, их героями и попытаемся понять, какое значение имела любовь в жизни этих людей.
(Звучит «Ноктюрн» А. Бабаджаняна.)
1-й ведущий: Давно… очень давно был остров, на котором жили все чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание… Вместе с ними жила и любовь. Однажды чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели на свои корабли и покинули его… Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только когда она увидела, что на спасение острова нет надежды и он почти весь ушёл под воду, стала звать на помощь…
Мимо проплыл роскошный корабль, но Богатство ответило, что на его корабле много драгоценностей, золота, серебра и для любви места нет…
Любовь обратилась к Гордости, корабль который проплывал мимо… Но в ответ услышала, что её присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле…
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти: «О Любовь, - ответила Грусть, - мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».
Мимо острова проплыла Радость, но была так занята весельем, что даже не услышала просьбы…
И вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда, Любовь, я возьму тебя с собой». Она увидела седого старца и была так счастлива, что даже забыла спросить его имя.
Когда они достигли земли, Любовь спохватилась… Ведь она даже не поблагодарила его… Тогда Любовь обратилась к Познанию: «Скажи мне, кто меня спас?»
«Это было Время», - ответило Познание.
«Время? – удивилась Любовь. – Отчего Оно мне помогло?»
Познание ответило: «Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь!»
(Звучит музыка «Ланфрен-ланфра» из кинофильма «Гардемарины, вперёд!»)
2 ведущий (стихотворение Р. Рождественского «Все начинается с любви…»):
Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви! Я это точно знаю.
Всё, даже ненависть –
Родная и вечная сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
Все начинается с любви.
Весна шепнёт тебе: «Живи».
И ты от шёпота качнешься.
И выпрямишься. И начнется.
Все начинается с любви!
(Звучит «Ноктюрн» А. Бабаджаняна).
1-й ведущий: О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии. Вдохновляла она и создателей великой книги – Библии. В ней среди бесконечных потоков крови, тысяч убийств, зарезанных младенцев, преступлений и предательств мы находим удивительные страницы:
2-й ведущий: Что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами
1-й ведущий: Что яблонь между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами.
2-й ведущий Стихи Лопе де Вега в переводе М. Лозинского):
Бывает, что любовь пройдёт сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава.
Нет у любви бесследно сгинуть права.
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек.
(Звучит романс «К чему нам быть на ты…»)
1-й ведущий: О такой сильной, верной, целомудренной любви рассказывает нам восточная средневековая поэзия. Из множества романтических преданий, которыми столь богато словесное искусство средневековых арабов, особенно популярна история любви юноши Кайса, пастуха одного из бедуинских племён, к девушке Лейле. Они росли с детства вместе и полюбили друг друга, с каждым годом эта любовь становилась всё сильнее. Но родители Лейли были против их брака и выдали дочь за богача. Кайс в отчаянии удалился в пустыню и стал жить в окружении диких зверей, слагая прекрасные песни о любви.
(Звучит «Песня о любви» из кинофильма «Гардемарины, вперёд!» Р. Лебедева, Юряшенцева)
2-й ведущий: Ушла в прошлое эпоха Средневековья, передав следующим поколениям свой опыт сердца-поклонения, восхищения, верности. Новая эпоха – Возрождение – начинается строкой о любви. Однажды на празднике девятилетний мальчик Данте увидел девочку Биче Портинари. Она была в одежде удивительного алого цвета. «Мне было девять, Биче восемь лет», - так началась история его любви. Став великим поэтом, он расскажет о ней в книге «Новая жизнь», а потом и в «Божественной комедии», обессмертив её в образе Беатричи. Всю жизнь он будет обращать стихи к своей рано умершей возлюбленной. «Все думы – о любви, о ней одной». Кто знает, стал бы он великим поэтом, если бы не было в его жизни встречи с Беатриче?
(Звучит музыка из романса «Напрасные слова»)
Данте (Сонет Ф Петрарки):
О вашей красоте в стихах молчу
И, чувствуя глубокое смущенье,
Хочу исправить это упущенье
И к первой встрече памятью лечу.
Но вижу – бремя мне не по плечу,
Тут не поможет все мое уменье,
И знает, что бессильно вдохновенье,
И я его напрасно горячу.
Не раз преисполнялся я отваги,
Но звуки из груди не вырывались.
Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?
Не раз перо я подносил к бумаге,
Но и рука, и разум мой сдавались.
Беатриче (Сонет Данте Алигьери) :
Сердечных дум не разорвать кольца.
И вздохи, очи в жертву предназнача,
Виной тому, что, взор упорный пряча,
Не поднимаю ни к кому лица.
Глаза готовы плакать без конца,
Как будто только в этом их задача,
И возле них Амур приметы плача
Рисует – два страдальческих венца.
Все эти думы, эти воздыханья
Изводят сердце до того, что ими
Амур сражён – столь мука тяжела:
Ведь в них – Мадонны сладостное имя
И скорбными словами начертаны
О том, как смерть её подстерегла.
(Звучит «Элегия» Шенкмана Л.)
1-й ведущий: немало шедевров подарила миру русская поэзия 19 века. Это изумительные строки о первой встрече и о первой любви, проникнутые нежностью и благородством, строки счастливые и грустные.
2-й ведущий: В конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. «В белом воздушном платье, с золотым обручем, на голове она поражала всех своей классической царственной красотой… Пушкин не мог оторвать от неё глаз. Он был знаменит, слава его гремела на всю Россию. Она же стыдливо отвечала на его восторженные фразы, но эта врождённая скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта». Звали девушку Натали, Наталья Гончарова.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейшей образец.
(Звучит романс «К чему нам быть на ты…»)
Наталья Гончарова (Пушкина):
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи тёмной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит. Мои стихи, сливаясь и журча,
Текут. Текут ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются – и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг…люблю…твоя…
Твоя!...
2-й ведущий: Через два года она стала его женой. Исполнилась мечта: в дом его вошла Мадонна, «чистейшей прелести чистейший образец».
Девушка:
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь.
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них
Юноша:
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь.
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Звучит песня «Нежность»
)
2-й ведущий: Она… Сколько прекрасных строк в поэзии связано с Ней, строк – признаний в любви известным и безызвестным женщинам. У неё много имён: Беатриче и Лаура, Анна Керн и Наталья Гончарова, Елена Денисьева и Любовь Менделеева… Она – муза, вдохновительница, богиня. Но Она и сама может быть поэтом и дарить миру глубину своих чувств, горечь обид, трепетность переживаний.
(Звучит песня «Эхо любви».)
Девушка:
Ты – рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти,
Спасибо тебе, любимый,
За то, что ты есть на свете.
Мы – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.
(Ю. Друнина)
- Владимир Соловьёв, известный философ, писал: « Любовь – это источник всего благородного, чистого, бескорыстного на земле…" Самое лучшее чувство, которое дано человеку – это чувство любви
- А в чём, по-вашему, заключается сила любви?
Учитель:
В древних языках для описания любви было столько же слов, сколько разнообразных оттенков чувств испытывал человек. Сегодня есть только одно слово, означающее тысячу вещей. Разве возможно однозначно определить любовь? Очевидно, что речь идет о множестве разных определений, о десятках и сотнях аспектов, которые мы должны рассматривать, когда говорим о любви. Однако любовь настолько богата, что не сводится к проблеме слов и определений, она имеет столько разнообразных нюансов, что нам не хватит жизни, чтобы охватить их. Поэтому нашу встречу я бы хотела завершить словами Александра Ивановича Куприна: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она безответна».
Спасибо всем за внимание.