СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Детство, опалённое войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция проводилась в рамках мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы. Композиция была подготовлена уч-ся 1-9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Детство, опалённое войной"»


СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

«ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»


Цели:


Образовательные:

  • Рассказать об участии детей в Великой Отечественной войне, их роли в достижении победы, о славных подвигах юных героев;

  • Изучать историческое прошлое нашей Родины;

  • Расширить знания детей о событиях 1941-1945 годов.


Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле;

  • Формировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;

  • Учить детей ценить мир и осознавать свою роль в сохранении мира на Земле;

  • Формировать чувство патриотизма.


Развивающие:

  • Расширять область знаний, обогащать словарный запас учащихся;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Развивать интерес к изучению истории.


Оборудование:

  • Выставка книг о детях-героях Великой Отечественной войны;

  • Выставка портретов юных героев;

  • Выставка рисунков и творческих работ учащихся о ВОВ;

  • Макет танка;

  • Мультимедийный проектор;

  • Стол для проектора и ноутбука;

  • Экран для показа презентации;

  • Ноутбук;

  • Колонки;

  • Пианино


Место проведения мероприятия: школа


Гости встречи: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны педагогического труда, педагоги школы, учащиеся, администрация сельского поселения, родители учащихся


Продолжительность мероприятия – 1 час

СЛАЙД 1. ЗАСТАВКА

СЛАЙД 2. ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ «ДЕТЯМ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

СЛАЙД 3. ДЕТСКИЙ СМЕХ

(Звучит в записи детский смех. На сцену выходят мама и дочка.

Дочка подходит к маме, показывает ей тетрадь)

Д.: Ой, мама, смотри, что я нашла!

М.: Где ты это взяла?

Д.: Да вот здесь. Честное слово! Я ямку для сюрприза копала, а тут тетрадь старая. Наверное, кто-то когда-то её сюда спрятал и забыл достать. А давай посмотрим, что там.

М.: (рассматривая тетрадь) Доченька! Это воспоминания. Воспоминания детей нашего двора о войне.

Д: О войне? А что могли дети написать о войне? Ведь они же не воевали.

М: Ты знаешь, родная. До войны это были самые обычные мальчишки и девчонки, такие же, как ты. Учились, помогали старшим, играли. Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгораются в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Да что я тебе рассказываю. Давай почитаем.

СЛАЙД 4. ДОВОЕННАЯ МУЗЫКА

(Мама с дочкой уходят со сцены. Звучит довоенная музыка.

Выходят девушки, читают стихотворение)

Мирное небо над крепостью Бреста,

В городе, в скверах счастливые лица.

Парень свою провожает невесту,

Радость и нежность во взгляде струится.

Смотрит на Невском с афиши Утёсов,

В кинотеатрах идёт «Волга, Волга».

Снова Кронштадт провожает матросов:

Будет учебным поход их недолго.

А за кормой белой ночи раздумье,

Кружатся чайки над Финским заливом.

Год сорок первый, начало июня.

Все ещё живы, все ещё живы…

(Музыка становится громче. Дети выбегают на сцену, играют)

СЛАЙД 5. НАЧАЛО ВОЙНЫ

(Звучит радиосообщение о начале войны. Дети поднимают голову вверх, слушают. Старшие обнимают младших. Звучит минус песни «Священная война».

Младшие читают стихотворение)

Что случилось, скажи мне, ветер,

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война? (младшие уходят, старшие говорят свои слова)

  • 22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на нашу Родину. В мирную жизнь ворвалась война. Тысячи мальчишек и девчонок в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!

СЛАЙД 6. ДЕВОЧКА

  • А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр, на котором была изображена убитая девочка, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста. Её лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

(Ребёнок с куклой относит её к выставке)

  • Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Её судьба - история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.

(Все уходят со сцены)

СЛАЙД 7. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

(Звучит метроном. Выходят дети в чёрной одежде. У некоторых из них белые полотнища. Дети обнимают себя руками, показывая, что им холодно)

  1. Сорок первый… война… блокада…

Мор голодный… бомбежки… мороз…

Жгучий, лютый, невыносимый,

Собирающий свой покос…

  1. Крошки хлебные в детской ладошке,

Пальцем снятые со стола -

Эти микромолекулы жизни

Там, в блокаде, спасли меня…

  1. Провалились глаза в глазницах,

Заострился курносый нос,

Распухают, краснеют десны,

И трещит по углам мороз…

(Дети из полотнищ делают кресты, изображая окна в блокадном Ленинграде. Несколько человек стоят за «окнами»)

  1. Я одна - умерла соседка,

На казарменном в цехе мать…

И сама я себе хозяйка

В одиночестве умирать…

  1. Нет воды, нету дров, нет хлеба,

И нещадно терзает мороз…

«Мама! Мамочка, где ты? Где ты?»

Но в безмолвии тонет вопрос…

  1. Чуть живая бреду за лебом… Безысходно плетусь назад.

В стены, сплошь покрытые инеем. В беспросветный блокадный ад…

  1. Надо мною – блокадное небо. Мне одиннадцать стукнуло лет.

Я гадаю над пайкою хлеба – До конца съесть её или нет?

Дом соседний – кирпичная груда. Скоро ночь. Бомбы вновь запоют.

Не оставить? Что есть завтра буду? Не доесть? Вдруг сегодня убьют?

  1. Я жил зимою в Ленинграде.… Да, я не скрою:

В эти дни мы ели землю, клей, ремни;

Но съев похлёбку из ремней, вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части, необходимые войне.

9. Это было! Все это было! Беспощадной, голодной зимой…

Помню всё! Ничего не забыла! Память эта всегда со мной…

СЛАЙД 8. ТАНЯ САВИЧЕВА

(Звучит «Вокализ» Рахманинова. Полотнища раскрываются. На них – записи из дневника Тани Савичевой. На сцену выходит девочка, в руках у неё «дневник Тани»)

Девять страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет. Девочке Тане 11 лет…

(Девочка относит дневник к выставке. Дети уходят со сцены)

СЛАЙД 9. БЕЛЫЕ ПАНАМКИ

  1. ПЕСНЯ «БЕЛЫЕ ПАНАМКИ»

(Дети после песни уходят со сцены. На сцену выходят мама и дочка)

Д: Мамочка, как же это страшно! Ведь детям пришлось пережить голод и холод, смерть близких людей. Как же они выдержали весь этот ужас?!

М: Не меньше страданий, доченька, пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали целые поселки, расстреливали и вешали жителей.

СЛАЙД 10. ВАРВАРСТВО

(Звучит «Реквием» Моцарта. Мама и дочка уходят со сцены.

Выходит ученик, читает стихотворение «Варварство»)

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз... Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала Его листва.

Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной,

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь -

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой!

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

СЛАЙД 11. УЗНИКИ ФАШИСТСКИХ ЛАГЕРЕЙ

(На сцену выходят мама и дочка)

М: Бесчисленные злодеяния творили фашисты на нашей земле. На оккупированной территории они создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи детей.

Д: Мамочка! Что же это за место такое – концлагерь?

М: Детей здесь подвергали пыткам, издевательствам. Их жгли, травили газом, расстреливали. Из них выкачивали кровь для раненых немецких солдат и офицеров. Многие дети погибали также от голода, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

СЛАЙД 12. НЕМЕЦКИЙ МАРШ

(Звучит немецкий марш. Дочка и мама уходят со сцены. На сцену выходят дети)

1) Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

2) И это каждый день, опять:

Кляня, ругаясь без причины...

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

3) За что – обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

4) Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты (хором).

5) А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы (хором).

Но их всё били. Так же. Снова (хором).

И не снимали с них вины.

6) Они хватались (хором) за людей.

Они молили. И… любили.

Но у мужчин «идеи» были,

СЛАЙД 13. ВЫСТРЕЛЫ. ЛАЙ СОБАК

(Звучит запись автоматной очереди и немецкая речь. Дети в это время молчат)

Мужчины мучили детей (хором).

7) Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это – было!

Мужчины мучили детей! (хором)

СЛАЙД 14. ПЛАЧУЩИЙ РЕБЁНОК

(Звучит музыка. Дети уходят со сцены. Выходит девочка.

В руках у неё детский ботиночек, на котором приклеен номер 3209.

Девочка читает стихотворение)

Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге: "Три тысячи двести девятый".

"Обувь детская. Ношена. Правый ботинок. С заплатой..."

Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене?

Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?..

Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый,

Под порядковый номер "Три тысячи двести девятый"?

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги,

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги

В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду убитых считали?

Здесь на всех языках о спасенье пытались молиться:

Чехи, греки, евреи, французы, австрийцы, бельгийцы.

Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови

Сотен тысяч людей разных наций и разных сословий...

Час расплаты пришел! Палачей и убийц – на колени!

Суд народов идет по кровавым следам преступлений.

Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой.

Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой.

(Девочка относит ботиночек на выставку, уходит со сцены)

СЛАЙД 15. МАЛЕНЬКИЕ СОЛДАТЫ

(На сцену выходят мама и дочка)

М: Зверства фашистов рождали ненависть и жажду мести в сердцах всех людей. Дети в ту суровую пору были не только жертвами, они становились и воинами, маленькими солдатами.

Д: Мама! Кто они, эти мальчишки и девчонки? Сколько их, маленьких отважных сердец?

СЛАЙД 16. ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЁННО

М: Их было много, юных бесстрашных героев Великой Отечественной войны!

Еще не достигнув совершеннолетия, ребята поднимались на такие высоты, что

оказывались достойными орденов и медалей.

Д: Вспомним всех поименно, С горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым, Это нужно живым!

(Пока ведущие говорят последние слова, дети выходят на сцену, в руках цветы и портреты пионеров-героев. Становятся спиной к зрителям.

Затем чтец поворачивается к зрителям, говорит свои слова)

СЛАЙД 17. ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ

Чтец 1: Марат Казей. Ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В неравном бою, окруженный фашистами, сражался до последнего патрона. А последней гранатой подорвал себя и 18 фашистов.

Чтец 2: Лёня Голиков. Не раз ходил в разведку и приносил важные сведения в партизанский отряд. Участвовал в 27 боевых операциях. Погиб смертью храбрых в неравном бою.

Чтец 3: Валя Котик. Связной подпольной организации. Распространял листовки, помогал добывать для партизан оружие, подрывал вражеские эшелоны, часто ходил в разведку. Погиб в неравном бою при охране склада с боеприпасами.

Чтец 4: Зина Портнова. Партизанка, разведчица и боец. Однажды её арестовали, долго и жестоко пытали. Но девочка выдержала, не выдала своих товарищей. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила двух фашистов. Её схватили и вскоре казнили.

Чтец 5: Володя Дубинин. Разведчик. Проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага. Мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания.

Чтец 6: Люся Герасименко. С первых дней оккупации помогала подпольной организации. Доставляла важные донесения, расклеивала листовки. Фашисты схватили Люсю, зверски избивали, пытали. Ни одного имени не назвала она, ни слова не сказала врагу. Фашисты расстреляли Люсю Герасименко.

Чтец 7: Саша Ковалёв. Выпускник Соловецкой школы юнг. Атакуя фашистский корабль, катер Ковалева получил пробоину. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Саша Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб.

Чтец 1: Вася Коробко. Разведчик и диверсант партизанского отряда. Уничтожил девять фашистских эшелонов. Погиб смертью храбрых в бою с немцами.

Чтец 2: Александр Бородулин - партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

СЛАЙД 18. ФОТО ГЕРОЕВ

Чтец 3: Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы приблизить День Победы.

Чтец 4: Юные безусые герои, юными остались вы навек.

Чтец 5: Перед вашим вдруг ожившим строем мы стоим, не поднимая век.

Чтец 6: Боль и гнев тому сейчас причиной. Благодарность вечная вам всем,

Чтец 7: Маленькие стойкие мужчины,

Чтец 1: Девочки, достойные поэм.

СЛАЙД 19. РАССКАЗ ТАНКИСТА

(Дети уходят. Раздаётся звук боя, на сцене – макет танка, за ним прячется танкист)

Т: Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит — не выглянуть из башен,—

И не поймёшь, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,— столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

(На этих словах на сцену выбегает мальчик)

М: Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

Т: Да где же, где?..

М: А дайте я поеду на танке с вами. Прямо приведу.

Т: Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —

(На этих словах мальчик прячется за танком)

Т: И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём. Подъехали.

М: Вот здесь.

Т: И с разворота заходим в тыл, и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал-

(На этих словах танкист пожимает мальчику руку, тот убегает)

Т: Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

СЛАЙД 20. ВИДЕО НА ПЕСНЮ

  1. ПЕСНЯ О ПИОНЕРАХ - ГЕРОЯХ

СЛАЙД 21. ДЕТИ В ТЫЛУ

(На сцену выходят мама и дочка)

М: Глубоко в тылу дети тоже делали все, что было в их силах. Мальчишки и девчонки встали у заводских станков, помогали ухаживать за ранеными, набивали патронами пулеметные ленты, тушили зажигательные бомбы на чердаках, пахали, сеяли, убирали урожай.

Д: Этим дети наравне со взрослыми приближали нашу Победу.

(На сцену выходит мальчик. В руках у него банка варенья.

Мальчик читает стихотворение)

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

СЛАЙД 22. БАНКА ВАРЕНЬЯ

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

СЛАЙД 23. ДЕТИ ВОЙНЫ

(Выходят мама и дочка)

Д: Дети войны. Вам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.

М: От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали вы детских забав.

И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у эха нашла.

СЛАЙД 24. ВЬЮГА

(Мама и дочка уходят со сцены. На сцену выходят дети, садятся спиной к зрителям. Пары разыгрывают маленькие сценки и возвращаются на своё место)

Сцена 1: Звучит запись вьюги.

Таня: Ты что, Юрка, до сих пор тут сидишь?

Юрка: Танька, а у тебя санки дома есть?

Таня: Есть. (подозрительно) А зачем тебе?

Юрка: Мамку в морг отвезти. Семеныч, дворник, пообещал помочь на улицу вынести.

Таня: (тихо садится рядом) Ох! Когда она…умерла?

Юрка: Три дня назад. Там, в своей комнате и лежит.

Таня: Как в комнате?

Юрка: (обреченно)Там все окна давно уже выбиты, снег кругом…Остались мы с бабкой теперь без довольствия - у нее иждивенческая карточка на 200 грамм хлеба в день, и у меня детская. А я уже сегодняшний хлеб вчера съел.

Таня: (садится рядом, трогает его за плечо) Как же вы теперь, Юра?

Юрка: (горько) Да никак, Тань.. Нас с бабкой и вывозить будет некому (встает). Санки дашь?

Таня: (тихо) Дам. И санки дам, Юрка, и вот это… (достает из кармана карточки, протягивает Юрке)

Юрка: (растерянно) Это что? Ты что это? Это как?!

Таня: Нашла я их вот здесь, когда в булочную шла. Если бы ты раньше меня здесь был, то ты бы их нашел. Бери, Юрка!

Юрка: (осторожно берет карточки) Ты знаешь, что это такое, Танька?!

Таня: Карточки. Рабочие. На целый месяц.

Юрка: Это месяц жизни, Танька. Для меня и бабули моей.

Таня: Идем, Юра, я тебе саночки дам. Отвезешь тетю Валю в морг.

Сцена 2:Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать.

Таня: Вот сиди у «буржуйки», рисуй.

Шурик: (рисует) Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много.

Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Таня: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!! Таня! Смотри, что я нарисовал!

Таня: (крутит рисунок) Ничего не пойму. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик: (объясняет на рисунке) Черное - это война. А белое - это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать не могу.

Сцена 3: На сцене Таня и Маня.

Таня: Маня! Ты что? Проходи, скорей, раздевайся - только «буржуйку» растопила. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?

Маня: Некому отпускать. Страшно одной в квартире…

Таня: А бабушка?

Маня: Умерла бабушка… Ночью так страшно было, просто жутко одной. Слышится, будто мёртвая бабушка ходит по комнате… А потом ко мне наклоняется…

Таня: Они же мёртвые, они же не могут по дому разгуливать.

Маня: Вам хорошо, у вас коммуналка. Вон, соседи за стенкой живут.

Таня: Нет соседей, Маня. Одна наша семья во всей квартире осталась - кто в эвакуации, кто от голода умер давно.

Маня: А возьмите меня к себе жить, а? Дров на четверых надо будет меньше. А еще я готовить умею! Я однажды такой суп сварганила с отцовского кожаного ремня - наваристый, ух! (усмехнулась) Меня папаня этим ремнем до войны бывало так охаживал, неделю сидеть не могла. Я так этот ремень ненавидела! А голодуха пришла, сгодился - кожа то настоящая, свиная!

Таня: Сейчас, наверное, жалеешь, что у отца только один ремень был.

Маня: (вытирает нос) Ага. Вот вернется папанька с войны, а я ему: «Тю-тю твой ремень, мы с бабкой его съели! И добавки попросили». Хотя, он меня уже бить не сможет!

Таня: Почему это?

Маня: А мы – блокадники! Нас немец ломал, да не сломал. Мы - кремень!

Сцена 4: На сцене сидит и плачет Таня. Появляется Шурик, он облизывает бумажку.

Шурик: Таня, я бумажку уже давно облизываю, а она все равно сладкая. Ты что? (Таня резко выпрямляется, быстро вытирает слезы)

Таня: Ничего. Иди ко мне, Шурка. (Шурик подходит к ней, обнимает)

Шурик: Мама скоро придет?

Таня: (осторожно подбирая слова) Наша мама, Шурик, не придет.

Шурик: Она что, в ночную смену осталась?

Таня: Нет, Шурик. Она… она уехала далеко, далеко…

Шурик: (встревожено) В эвакуацию? А как же мы?

Таня: Нет, не в эвакуацию… Она…она… Она теперь будет сидеть на облачке и смотреть на нас с высоты…

Шурик: (смотрит внимательно в глаза сестре) Таня, наша мама умерла?

(Таня тихо кивает головой и обнимает Шурика. Таня и Шурик уходят, держась за руки, на свои места. Все дети встают, поворачиваются лицом к зрителю, каждый говорит свои слова)

  1. Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

  2. А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

  3. А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо!

  4. У меня была мечта стать врачом. Детским. Я был бы очень добрый, как доктор Айболит!

  5. А я мечтал быть инженером… Нас расстреляет немецкий самолет. В сентябре 41-го года.

  6. Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа. Мы погибнем в декабре 41-го под артобстрелом на Васильевском.

  7. Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От истощения.

  8. А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант. Я погибну в октябре 42-го. Не успею добежать до бомбоубежища.

СЛАЙД 25. ВИДЕО «ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

(Звучит музыка, дети уходят. Выходят 2 чтеца, читают стихотворение)

Чтец 1:

Тринадцать миллионов детских жизней сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет на мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет, и в чём-то обеднеет целый мир…

Чтец 2:

Тринадцать миллионов детских жизней - кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазёнки с укоризной глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни, из бликов Пискарёвского огня:

"Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?"

Чтец 1:

Их губы запеклись в последнем крике, в предсмертном зове милых мам своих...

Чтец 2:

О, матери стран малых и великих! Услышьте их и помните о них!

Голос за кадром:

В память о всех детях, погибших в годы войны, объявляется минута молчания.

СЛАЙД 26. ВИДЕОРОЛИК «МИНУТА МОЛЧАНИЯ»

СЛАЙД 27. ОБОРВАННОГО МИШКУ УТЕШАЛА

(Звучит музыка. На сцену выходят 2 девочки, инсценируют стихотворение)

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

“Не плачь, не плачь… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…”

А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

“Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…”

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..”.

(Раздается звук взрыва. Маленькая девочка закрывается руками от взрыва, роняет мишку. Вторая девочка поднимает игрушку, дочитывает стихотворение до конца)

Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..

(Мишку относят на выставку, уходят со сцены)

СЛАЙД 28. ВИДЕО НА ПЕСНЮ

  1. ПЕСНЯ «ДЕТИ ВОЙНЫ»

СЛАЙД 29. ФИЛЬМ О ВОЙНЕ

(Выходят 2 девочки, смотрят кадры фильма, читают стихотворение)

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

- Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

СЛАЙД 30. ВИДЕО С РИСУНКАМИ ДЕТЕЙ О МИРЕ

  1. ПЕСНЯ «НЕСОВМЕСТИМЫ ДЕТСТВО И ВОЙНА» (с шарами)

(Выходят ребёнок и учитель)

Ребёнок:

Детство, опалённое войной -

Оно досталось многим, к сожаленью.

Не пролетело мимо, стороной,

А ворвалось стремительно, в мгновенье.

Детство, опалённое войной,

Но, несмотря на все невзгоды, беды,

Сражались дети вместе со страной

До радостной минуты, до Победы!

(Учитель называет присутствующих в зале ветеранов, поздравляет их с Днём Победы. Дети дарят гостям цветы)

СЛАЙД 31. РИСУНОК С ФОНОГРАММОЙ ПЕСНИ

  1. ПЕСНЯ «ВСТАНЬТЕ, ЛЮДИ!»

СЛАЙД 32. МЫ ЗА МИР

(Звучит музыка. Выходит дочка. Подходит к столу с игрушками, разглядывает их. Берёт в руки мишку или куклу, обнимает, садится на стул, засыпает. К ней тихонько подходит мама. Мама читает слова)

Кто ответит, что такое счастье?

Тает солнце медленно вдали…

Засыпает маленькая Настя, -

Чудо синеглазое Земли.

Добрый мишка, заяц на поляне –

Что приснится девочке во сне?

За стеною на телеэкране

Мир гудит в тревоге и в огне…

Голос смерти в грохоте орудий,

Города – в руинах и во мгле.

Люди, разве счастливы мы, люди,

Если дети гибнут на Земле!?

Люди, люди, разве мы не в силах

Маленьких и слабых защитить?

Вспомните! Вглядитесь: Я – Россия!

Мне ль войну минувшую забыть!

  1. ПЕСНЯ «НАША РОССИЯ» (с бумажными голубями)