СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь..." Руководители: Богданова М.В., Верхова Н.П.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие составлено на основе произведений А.С.Пушкина, написанных в период пребывания в Болдино.Любимое время года-осень-показано олицетворенным, красочным, уподоблено живому человеку. В работе изображены чувства автора, сердечные переживания во время разлуки с возлюбленной Натальей Николаевной, взяты емкие и самые удачные отрывки из произведений Пушкина этой поры.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь..." Руководители: Богданова М.В., Верхова Н.П.»









Литературно – музыкальная композиция

« И с каждой осенью я расцветаю вновь».

(по творчеству А.С.Пушкина)































Руководители:

Учителя русского языка и литературы Богданова М.В. и Верхова Н.П.











Ведущие: юноша, одетый в черный костюм, белую рубашку с бабочкой; девушка, одетая в стиле 19 века.

Участники: чтецы стихов (одеты в стиле светского общества 19 века)

Оформление: в зале стоит стол, на котором лежит открытая книга, стоит чернильница с пером, подсвечники с зажженными свечами, за столом сидит Пушкин- ученик, одетый в черный костюм, белую рубашку с бабочкой.

В зале звучит музыка А.Вивальди «Времена года» («Осень»)

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы начинаем наше мероприятие, посвященное Александру Сергеевичу Пушкину, творчество которого нам хорошо известно с раннего детства и то же время остается до конца нами не изучено, ибо оно безгранично. Его изучению можно посвятить всю жизнь и так и не познать истоки этого великого таланта. А посвящено оно будет осенним дням далекого 1830 года, а именно Болдинскому периоду жизни и творчества А.С.Пушкина. В Болдино великий поэт бывал несколько раз. И всякий раз его живописные пейзажи вдохновляли Пушкина на создание замечательных произведений.

Учитель.(на фоне музыки): А.Вивальди «Времена года»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Ведущий 1(Белова А) : Осень. Болдино. В нижегородское имение своих родных Пушкин отправился 31 августа 1830 года уже будучи женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Перед свадьбой надо было привести в порядок некоторые хозяйственные дела, устроить свое материальное положение. Ехал на короткое время. Но неожиданно оказался отрезанным от мира: вокруг свирепствовала холера. Все было оцеплено карантинами, запрещавшими выезд из мест, охваченных эпидемией. И попытки прорваться сквозь заграждения были безуспешны.

Звучит музыка А.Вивальди «Осень»

Ведущий 2. ( Трубин Е.)(на фоне звучащей музыки):

Пушкин оказался в Болдино в подавленном настроении. Своей невесте Пушкин писал отсюда: « Болдино имеет вид острова, окруженного скалами. Ни соседей, ни книг. Погода ужасная. Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь». Не случайно стихотворения этой поры были напряженные и тревожные: «Бесы», «Элегия».

Чтец читает стихотворение «Элегия»

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;.

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Ведущий 1.(под музыку А.Вивальди «Времена года» - «Осень».) :

9 сентября 1830 года. В этот день Пушкин открыл особую тетрадь без переплета, без названия и принялся писать.

Пушкин (делая вид, что пишет пером): «… последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожжи без рессор, бедная кляча в четвертый раз потянулась на Басманную, где находилась лавка гробовщика…»

Ведущий 2:Мы не знаем, родился ли в эти дни Иван Петрович Белкин, началась ли его биография или Пушкин еще размышлял, отдать ли ему свое сочинение . И все же по воле Пушкина автором нового цикла повестей становится никому не известный Белкин, а издателем – «А.П.», то есть сам Пушкин, незримо присутствующий во всех повестях : « Гробовщик», «Выстрел», «Барышня- крестьянка», «Станционный смотритель», « Метель».

Игра на фортепьяно. Свиридов «Метель»

Ведущий 1.(на фоне музыки):

Легко можно представить чистый, ясный сентябрьский вечер, зажженные свечи, стол, тетрадь, тишину. В одно такое ясное морозное утро , какими богата наша русская осень, встречаются пушкинские герои Берестов и Муромская. Вот ведь как выдумал! Да разве встречается такое в жизни! Барин ходит на свидание с крестьянкой, не подозревая, что это барышня. А потом не узнает свою любимую.

Ведущий 2( на фоне музыки): Выдумка! Шутка! Да. Но Пушкин не отвечает за правдоподобие : мало ли , что выдумал Белкин! И явно ощущается улыбка автора. Добрая, умная, иногда грустная, но она порою скрыто, порою прямо присутствует во всех повестях.

Инсценировка отрывка из повести «Барышня-крестьянка» (Арушанян А., Рыжов И.)

Ведущий1: Из письма Пушкина Плетневу:

Пушкин: «Я писал тебе премеланхолическое письмо, милый мой Петр Александрович. Теперь мрачные мысли мои рассеялись: приехал я в деревню и отдыхаю. Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я наготовлю всячины: и прозы, и стихов.»

Чтец 2: отрывок из стих.»Осень»

Я забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит и ищет как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем-

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу- перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Чтец 3:

Он пишет. За окошком ветрено.

Сползает плед с его плеча.

На столике осенней веточкой

Горит тревожная свеча.

Он мнет листы, ломает перья

Среди кромешной мглы

Одно

На всю Российскую империю

Мятежно светится окно.

Ведущий 1:Здесь, в Болдино, Пушкин прощается и с героями главного труда всей его жизни – героями романа «Евгений Онегин». «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай», - эти строчки великого Байрона Пушкин делает эпиграфом к последней главе романа.

Ведущий 2: «Прощай!» - кому это сказано? Молодости? Холостяцкой жизни? Онегину? Но надо ли это уточнять? Это пушкинское настроение, пушкинская любовь, пушкинская грусть…

Звучит мелодия вальса Грибоедова (светское общество вальсирует в зале)

Инсценировка отрывка из романа «Евгений Онегин» 

Звучит « Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Музыка смолкает. На слайде презентации появляется портрет Н.Н.Гончаровой.

Чтец. Стихотворение «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.


Ведущий 1:Это стихотворение было посвящено Наталье Николаевне Гончаровой. Кто же она, невеста Пушкина? Первая их встреча произошла на одном из московских балов в декабре 1828 года. Она была прекрасна. Все в ней самой и манера держаться в обществе были проникнуты глубокой порядочностью. Все было безупречно, без фальши. Но еще прекрасней в ней была ее душа. Поэт называет ее» – «чистейшей прелести чистейший образец».

Пушкин: «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целых два года , которую везде первой отыскивали глаза мои , с которой встреча казалась мне блаженством. Боже мой - она почти моя. Ожидание решительного ответа было самым болезненным чувством всей жизни моей».

Ведущий 1: Но на пути к счастью снова преграда – эпидемия холеры и карантин снова задержали Пушкина на целых три месяца в Болдино. И только письма соединяли его с возлюбленной его Мадонной. Трепет влюбленного сердца, горечь разлуки с ней Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Пушкин: «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у Ваших ног, чтобы благодарить Вас и просить прощения за причиненное Вам беспокойство. Мое пребывание здесь может затянуться – у нас в окрестностях холера. Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив только будучи с вами»

Исполнение романса «Я вас любил…»

Звучит вальс» П. И.Чайковского.

Музыка смолкает. Ведущий 2: Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно искренние. Они полны любви и нежности. Наталья Николаевна предстает перед ним как самый близкий Пушкину человек. Поэт создал идеал молодой женщины, который он так проникновенно отразил в онегинской Татьяне. Ему хотелось, чтобы его любимая походила на замужнюю Татьяну Ларину.

Звучит музыка вальса А.Грибоедова.

Чтец 4 (в образе Татьяны Лариной):

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора беглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо. Просто было в ней.

Она казалась верный снимок

Du comme il faut…

Ведущий 2: Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Пушкин любил душу ее больше ее красивого лица.



Звучит музыка А .Вивальди «Времена года» - «Зима».

Ведущий 1: 23 сентября 1830 год. Пушкин рисует титульный лист. Сверху крупно, уверенно выводит заголовок «Драматические сцены». Спустя месяц- полтора, уже выбравшись из Болдина, он вдруг найдет в письме к Плетневу название, которое навсегда приживется : « Маленькие трагедии». Что развивается в трагедии? Какая ее цель? Над этим размышляет Пушкин. Его интересуют сложные вопросы: человек и народ, судьба человеческая и судьба народная. Изображение страстей, излияния души человеческой всегда ново, всегда занимательно и поучительно. Раскрыть истину страстей, заглянуть в глубь души человеческой - задача, которую решает писатель в своих драматических произведениях болдинской поры. «Маленькие трагедии»и удивительны, предельно кратки, в каждой лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.

Пушкин: « Скажу тебе, что я в Болдино писал так, как уже давно не писал. Вот что я привез сюда : две последние главы «Онегина» - 8 и 9, совсем готовые к печати. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим анонимно. Несколько драматических сцен. Или маленьких трагедий, а именно : «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», « Пир во время чумы», « Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все. Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатал также анонимно. Под моим именем нельзя будет. Булгарин заругается».

Ведущий 2. Не назвал поэт еще «Историю села Горюхино», «Сказку о медведихе» и «Сказку о попе и работнике его Балде».

Сценка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

(6 класс)

Ведущий 1: Болдинская осень близится к концу. Лошади запряжены, поставлен в коляску дорожный сундучок, а в нем несколько больших тетрадей, которые за месяцы болдинского затворничества словно бы потяжелели.

Пушкин выбегает на крыльцо. Ветер, по-зимнему холодный, морщит темную поверхность пруда. Вдали, на отлогом холме, темнеет роща, уже отряхнувшая листву; там пробивается из земли чистый родник. Поэт часто ездил в рощу верхом. Раздолье кругом…

Ведущий 2: Пушкин забирается в кибитку. «Пошел!» Возница тряхнул поводьями, звякнули бубенцы, и кибитка, ускоряя ход, катит вниз с косогора. Бегут навстречу убогие темные избы, низкие заборы, над которыми тянутся к небу черные ветви деревьев. Только яркая гроздь рябины сверкнет иногда.

Ведущий 1: Лошади несут его прочь от Болдина. И поэт не знает, вернется ли он когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить его, тревожить. Он вернется…

А пока лошади бегут резво, и проклятый карантин позади, и дорожный сундучок, набитый рукописями, тешит взор, и будущее манит надеждами – Москва.

Фонограмма: звон колокольчика удаляющейся тройки

Пушкин:

Чтецы:

  1. Прощай же, Болдино! Не раз

Тебя он вспомнит в трудный час.

И не за то, что был обязан

Отцовский выполнить наказ –

Вступить в законное владенье

Благословенным местом сим,

и не за то, что здесь виденье

Чумы предстало перед ним.

2.Нет, он о Болдине вспомянет

С любовью, с пылкою тоской,

Когда противиться устанет

Коварной подлости людской.

3.Он вспомнит все: и боль, и муку,

свое бессилие прервать

С любимой женщиной разлуку

И степь, и туч свинцовых рать.

4.Но эти дни всего дороже

В душе останутся его

За то, что здесь сто жизней прожил

Он в эти дни, и что с того?

Что плакал он, что был несносен

Холерных карантинов круг.

5.И в эту болдинскую осень

Была с ним муза, верный друг,

Была надежно и всечасно.

И он свой край благодарил

За то, что здесь порой несчастной

Как никогда он счастлив был.

Учитель 1(на фоне музыки): Болдинский период поражает воображение и поистине велик! В этом уголке нижегородской земли поэт нашел то, что искала его душа – « приют спокойствия, трудов и вдохновенья», нашел тишину и творческое одиночество, земную красоту и царствие небесное, о котором он так мечтал, здесь житейские невзгоды обращались небесными творениями.

Учитель 2:

Спасибо, Родина ,за Болдино,

за золотые кружева

Когда возвышенно

И подлинно

Шуршит листва,

Звучат слова.

За этот дар благословенный

За вдохновенную зарю,

За русский гений,

Свет нетленный

Благодарю, благодарю.