СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Вечно молодой и вечно живой" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Вечно молодой и вечно живой" (по творчеству М.Ю. Лермонтова)»

ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска




ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«Вечно молодой

и вечно живой»



Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Е.И. Слободянюк






Курск – 2019 г.


Цель: познакомить учащихся с богатым дополнительным материалом о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, обучать выразительному чтению, навыкам драматического искусства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по творчеству М.Ю. Лермонтова;

  2. Обучать выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории;

  2. Способствовать развитию эстетического вкуса, памяти, речи.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию дружеских отношений между учащимися, толерантности, умению работать в коллективе;

  2. Способствовать формированию умения быстро принимать решения;

  3. Способствовать формированию навыков публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная.

Возраст участников: 12 – 15 лет.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Оформление класса: портреты М.Ю. Лермонтова и его современников, репродукции картин к произведениям, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.





Сценарий мероприятия

«Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…»

М. Лермонтов

(Звучат начальные аккорды Первого концерта П. И. Чайковского.)

1 ведущий: Все, все в поэзии Лермонтова: и небо, и земля, и рай, и ад... По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния его создания напоминают собой создания великого поэта.

2 ведущий: И уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы...

3 ведущий: Так пророчески писал более ста пятидесяти лет назад Виссарион Григорьевич Белинский.

2 ведущий: 14 декабря 1825 год... Впервые в истории молодая Россия бросает вызов царскому самодержавию; первые русские революционеры вышли на Сенатскую площадь, чтобы потребовать отречения царя от престола и установления республики.

I чтец:

Злодей, злодеев всех лютейший,

Превзыде зло твою главу,

Преступник изо всех первейший,

Предстань, на суд тебя зову!

II чтец:

Самовластительный элодей!

Тебя, твой трон я ненавижу.

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостью я вижу.

III чтец:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

Свет... На сцене двое ведущих.

1 ведущий: Героическая попытка декабристов свергнуть ненавистный режим самовластия потерпела поражение. Но их дело не пропало даром. Из искры разгорелось пламя.

2 ведущий: Пушечные выстрелы на Сенатской площади разбудили новое поколение борцов. И в крепостной России ЗО-х годов зреет революционная мысль, растут новые люди, полные жажды действия, ненавидящие рабство и угнетение. Поэтическим выразителем их гражданских чувств, певцом их надежд и стремлений становится Михаил Юрьевич Лермонтов.

1 чтец:

Ты знал ли дикий край, под знойными лучами?

Где рощи и луга поблекшие цветут?

Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями?—

И где являются порой

Умы и хладные и твердые, как камень?

Но мощь их давится безвременной тоской,

И рано гаснет в них добра спокойный пламень.

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край... моя отчизна!

II чтец:

Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством упали?

Зачем? Погибнет ваш тиран,

Как все тираны погибали.

III чтец:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет...

О! Чем заплатишь ты, тиран,

За эту праведную кровь,

За кровь людей, за кровь граждан?

1 ведущий:

Мой Лермонтов

Не образец героя,

В котором идеальная душа.

В нем вечное желанье

Непокоя

С неутоленной жаждой

Мятежа.

Хор исполняет «Белеет парус одинокий», музыка А. Е. Варламова.

1 ведущий: Николай Васильевич Гоголь увидел в Лермонтове «будущего великого живописца русского быта».

II ведущий: А Виссарион Григорьевич Белинский говорил о нем: «Какой гордый и могучий дух! Это будет поэт с Ивана Великого...»

III ведущий: Пророческие слова его сбылись. Известность, признание, всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические для нашей литературы январские дни 1837 года.

Звучит музыка последней части симфонии П. И. Чайковского «Манфред». На сцене гаснет свет, на задней стенке — портрет Пушкина. девушка в черном читает отрывок из романа М. И. Сизовой «Из пламя и света» (ч. IУ, гл. УIII).

Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот — дома, где жил Пушкин.

Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько минут, возвращались, убитые горем.

Пробегали по лестницам обитатели дома, и плакал в углу прихожей старый слуга.

Перед дверью кабинета затихали, обрываясь, шаги и смолкали вопросы. Сюда входили с ободряющим видом, а уходили с отчаянием в сердце.

Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти. Увидев двух посетителей, выходивших на подъезд, услышал, как один сказал другому:

— Боже мой, боже мой, за что же так мучается человек?! Как его надо было беречь!..

— Доверчив был Александр Сергеевич,— мрачно ответил другой.— Такие люди раз в пятьсот лет родятся.

А у нас его травили!

Двое сошли со ступенек.

— Вы—домой?

Нет, я пойду поброжу по улицам. Я никак не могу собрать своих мыслей... Не могу поверить, что Пушкин... наш Пушкин, который еще вчера... Нет, не могу!..— оборвал он себя и, подняв воротник, спрятав в него лицо, зашагал в снежную мглу.

Лермонтов хотел остановить их, спросить, но, передумав, решительно пошел к подъезду.

— Войду и узнаю сам,— сказал он вполголоса самому себе и посторонился, пропуская высокую даму в черном, с седыми буклями над еще прекрасным лицом и Арендта, придворного врача.

— Неужели же, неужели нельзя помочь?— со слезами в голосе спрашивала дама.

Знаменитый врач без слов покачал отрицательно головой.

Но вы врач!

— Да,— сказал он печально.— Увы, я только врач... Меня ждут во дворце, но, если разрешите, я довезу вас.

Он с удивлением посмотрел на преградившего им дорогу невысокого гусара, который с непокрытой головой стоял, держа кивер в руке. Гусар обратил на знаменитого доктора огромные глаза и тихо спросил:

— Скажите мне, ради бога, его рана опасна?.. Смертельна?..

— Весьма возможно.

— Но в чем опасность? В чем?..

Доктор секунду помолчал и твердо ответил:

— И в месте ранения и в потере крови.

Он подал руку даме в черном, но гусар приблизился еще

- На шаг и, уже глядя не на доктора, а на прекрасное лицо седой дамы, шепотом спросил:

— Но все-таки есть надежда?! Не правда ли? Надежда есть?..

Наступила пауза, потом седая дама, взглянув в темные глаза странного гусара, сказала медленно:

Ни-ка-кой!..

— Разрешите?— сказал доктор, вторично предлагая ей руку.

Стук колес их кареты, заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно:

Погиб... Погиб поэт! Дивный гений угасает...

— Мишель!— раздался у ворот громкий голос, и Раевский быстро подошел к неподвижной фигуре, прижавшейся к стене.— Я так и знал, что ты здесь! Меня сани ждут... едем домой!

— Оставь меня, Святослав Афанасьевич, я один вернусь.

Мишель, ты все равно ничем ему не поможешь...

— Но я хочу сказать за него! Какими словами, не знаю, во должен это сделать! Хочу сказать так, как сказала бы вся Россия,— все светлое, что в ней есть!

— да ты хоть кивер-то надень!— Раевский взял из его рук кивер и надел на его голову.— С ума сошел! На такой вьюге с непокрытой головой! Поедем, Мишель!

— Нет, нет! Я побуду один. Я похожу немного.

Сани отъехали. В окне, обращенном на канал, погасла свеча. Ветер проносил в темноту охапки летящего снега, а Лермонтов смотрел в смотрел ка окно, за которым умирал Пушкин...

И толпа все стояла в ожидании перед небольшим домом на Мойке, куда весь день и всю ночь входили люди. Лермонтов не знал, сколько прошло времени до того часа, когда он снова подошел к этому дому, сколько прошло часов до той минуты, когда в раскрывшемся окне он увидел Жуковского и услышал его голос, внятно раздавшийся над толпою:

— Александр Сергеевич Пушкин... скончался...

Тогда бесчисленные руки поднялись к шапкам, и головы медленно обнажились... -

Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие — его поэтическое слово.

Юноша читает «Смерть поэта» (1 и III части).

1 ведущий: Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя передовой русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.

На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда Лермонтов.

И поэтической родиной его стал Кавказ, куда царское правительство сослало гордого и непокорного вольнодумца.

Юноша читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», девушка «Тучи»

Хор исполняет «Ночевала тучка золотая», музыка В. Я. Шебалина.

3 чтец (на фоне восточной мелодии). Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

4 чтец: Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они... возвещали прохожему утро.

5 чтец:

Хотя я судьбой на заре своих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

Солист исполняет «Горные вершины», музыка А. Рубинштейна.

1 ведущий: «Лермонтов,— писал Н. А. Добролюбов,— обладал громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он... понимает любовь к отечеству истинно, снято и разумно».

На сцене хор и два чтеца. Первый чтец проникновенно читает «Родину М. Ю. Лермонтова.

Хор исполняет «Выхожу один я на дорогу» до слов: «Я б хотел забыться и заснуть!»

(Дальше хор поет морморандо, а на его фоне читает второй чтец.)

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

(Последний куплет повторяет хор.)


Литература:

1. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 4-х т. 2-0е изд. Л: Наука.1979-1981.

2. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М.,1891

3. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1941.

4. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Гослитиздат, 1940.

5. Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.: Наука, 1964.