МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
Литературно-музыкальный час:
«Тамбовский край – моя Отчизна!»
Вступительное слово:
Здравствуйте дорогие ребята, сегодня у нас с вами проходит литературно-музыкальный час, посвященной нашей малой родине – Тамбовщине. Народное искусство и традиции в каждом регионе свои, долг каждого человека уважающего свой край, знать его историю.
Культурное наследие Тамбовщины богато и разнообразно: памятники археологии, истории и монументального искусства, архитектуры и градостроительства, исторические городские и сельские поселения, культурные ландшафты, фонды музеев, библиотек и др.
Тамбовская область - уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край. Древнейшим населением Тамбовского края были мордва-мокша. Первые русские переселенцы появились здесь ещё в домонгольское время, но окончательное заселение произошло в XVII веке.
Город Тамбов был основан 17 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в том месте, где сливается с ней речка Студенец. По указу царя Михаила Фёдоровича стольник и воевода Роман Боборыкин начал строительство города-крепости Тамбов для защиты Московского государства от кочевников.
В XVII-XVIII столетиях Тамбовская земля по административному делению была провинцией и подчинялась воронежскому вице-губернатору. В сентябре 1779 года именным указом императрицы Екатерины II из Тамбовской и Шацкой провинции было образовано Тамбовское наместничество.
В 1781 году утверждается герб города Тамбова - улей и три пчелы на лазоревом фоне - как символ трудолюбия и бортного промысла, которым с давних пор занимались жители Тамбовского края.
Значительное влияние на благоустройство и развитие культурной жизни Тамбова оказал выдающийся поэт XVIII века Гавриил Романович Державин, назначенный главой Тамбовского наместничества, которое в 1786 году стало называться Тамбовской губернией. В состав губернии входило 13 городов. При Державине в городе по новому плану велась застройка, именно тогда стали мостить улицы, строить плотину, были открыты театр, народное училище с четырёхгодичным сроком обучения, типография, где начала издаваться первая в России провинциальная газета «Тамбовские известия».
Тамбовский край, имеющий богатую историю и славные духовные традиции, известен как родина и место деятельности многих знаменитых в России людей: писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры.
-----------------
В селе Вяжли в 1796 году поселились братья Боратынские – Абрам и Богдан Андреевичи. Эти земли им даровал император Павел I за заслуги перед Отечеством. В 1800 году здесь родился и провёл детские годы русский поэт Евгений Абрамович Боратынский, друг А.С. Пушкина. Сюда он наезжал и в зрелые годы. О нём В.Г. Белинский написал: «Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит г. Боратынскому».25 Через четыре года семья переехала в другое имение – Мара, которое стало одним из литературно-музыкальных центров Тамбовщины.
По воспоминанию Е.Н. Шаховой, воспитывавшейся в усадьбе Боратынских, имение Мара выглядело так: «Построив одноэтажный барский дом в 15 комнат с просторным мезонином, центральным каменным балконом в колоннах (было еще два), оранжереей, Абрам Андреевич насадил прекрасный липовый парк с прижившимися южными растениями, розарий, изобилие цветников, фруктовый сад, ягодники.… Ещё же Абрам Андреевич оставил потомкам чудесный памятник старины – грот – летнюю резиденцию семьи Боратынских. Находился грот в дубовом смешанном лесу Сам грот… являлся кабинетом хозяина, старинные своды полуовалами сходились на потолке, …камин облицован мрамором, над кабинетом во втором этаже столовая, рядом с ней зал с двумя такими же каминами, а в высокой башенке… гардеробная . Со вторым комплексом здания грот соединялся открытой верандой с крышей и решетчатыми перилами . Существовало убеждение, что от дома-усадьбы в грот должен был быть подземный потайной ход, это возбуждало большой интерес . На всех этажах грота стеклянные окна и двери кверху конусом и в конусе застеклены разноцветными стеклами, освещение через которые внутри здания передавало отпечаток какой-то волшебной таинственности»26. Фасад грота напоминал средневековый замок. Помимо него в ландшафт естественно вписывались пруды, каскады, беседки, расположившиеся в овраге. Примечательным были «огромные ворота с могучими петлями, соединённые двумя каменными башнями». Они отмечали границу Мары. Такие же ворота с башнями «были при въезде в имение, на их петлях красовались флюгера и герб Боратынских».27
Как известно, многие произведения поэта Е.А. Боратынского навеяны впечатлениями отчего дома. Так, весной 1827 года, после возвращения в Мару из Финляндии он написал свою знаменитую «Родину» («Мару» или «Стансы»). В конце 1829 года Евгений Абрамович снова приехал домой, тогда была начата поэма «Наложница» («Цыганка»), Самое длительное пребывание в родовом имении было с лета 1833 до весны 1834 года. Поэт увидел другую Мару, пришедшую в упадок. О чувствах, нахлынувших на него в тот момент, говорят печальные строки стихотворения «Запустение». Последний раз Е.А. Боратынский видел Мару осенью 1840 года.
Петр Ильич Чайковский. Русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Петр Ильич Чайковский бывал в Тамбовской губернии и работал здесь над своими произведениями в период с 1871 по 1876 год. Его любимой «летней резиденцией» было село Усово Кирсановского уезда (теперь Бондарского района). Впервые (в 1871 г.) приехав в имение своего ученика и друга В.С. Шиловского, композитор провел в Усове конец летних каникул. В парке имения стоял большой двухэтажный дом с верандой и балконом. Вокруг были «пленительные» места для прогулок. Композитор до самозабвения любил русскую природу. Она приносила ему вдохновение. В ней он черпал силы для творческого труда. Хозяин хорошо знал своего учителя и предоставлял ему полную свободу. П.И. Чайковский мог наслаждаться «отрадным одиночеством».
В 1872 году Петр Ильич провел в Усове все лето, закончив здесь свою Вторую симфонию.
На долгие годы запомнились композитору счастливые дни, проведенные в захолустной тамбовской деревне летом 1873 года. «…Прямо из Парижа, в начале августа, я приехал в Тамбовскую губернию,— пишет Петр Ильич,— я очутился совершенно один в прелестном оазисе степной местности. Не могу вам передать, до чего я блаженствовал эти две недели. Я находился в каком-то блаженном состоянии духа, бродя днем по лесу, под вечер — по неизмеримой степи, а ночью, сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тиши захолустья, изредка нарушаемой какими-то неопределенными ночными звуками. В эти две недели, без всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой, я написал всю «Бурю». (Это одно из его произведений для оркестра).Оно успешно было исполнено и удостоено премии Глинки (500 Руб.)
В середине июля 1874 года Петр Ильич снова посетил Усово и здесь успешно закончил работу над своей новой оперой «Кузнец Вакула» по произведению Гоголя. Композитор, вернувшись в Москву, представил свою оперу на конкурс под девизом «Искусство вечно, жизнь коротка» и получил за оперу первую премию. Сейчас в новой редакции опера называется «Черевички».
Тамбовщина для Чайковского была музой, вдохновляющей на создание великой музыки.
-------------
Сергей Васильевич Рахманинов. Русский композитор, пианист и дирижер.
В начале XVIII века предки музыканта поселились в Козловском уезде Тамбовской губернии. Прапрадед композитора Герасим Рахманинов купил имение Знаменское близи сегодняшнего села Волчки.
На протяжении более четверти века Сергей Васильевич Рахманинов посещал Тамбовскую область. В деревне Ивановке (нынешний Уваровский район), он находил неиссякаемый источник творческого вдохновения, здесь же написал большинство своих лучших сочинений. Ивановка распрямила ему крылья певца России. В сельской тиши шла работа над первым концертом для фортепиано и юношеской симфонией ре минор. Они определили такие характерные черты его творчества, как лиризм, эмоциональность, драматизм, широкий размах льющихся мелодий. Здесь наметились качества лирического героя его сочинений – человека, полного душевного благородства, свободолюбивого, отрицающего серость, мечтающего о счастье. Позже под влиянием революционных событий начала XX века, первой мировой войны это трансформировалось в размышления о судьбе Родины, русского народа, личности, человека. Академик Б. Асафьев заметил: «Рахманинов совсем особенно принимал предгрозовые настроения и бурные ритмы русской современности: не разрушение и хаос слышались ему, а предчувствие великих созидательных сил, возникающих из недр народных». Через лирические образы композитор выразил главное состояние русского человека – большую любовь к родному краю, верность Родине. Рахманинов всегда жил Россией. Это нашло отражение в созданных в Ивановке втором и третьем концертах для фортепиано, двадцати четырех прелюдиях, восьми этюдах-картинах, двух сонатах. Иные чувства, тогда же обуревавшие музыканта, определили выход из под его пера суровой симфонической поэмы «Остров мертвых», полной света и радости кантаты «Весна», самоуглубленной Литургии, философской вокально-симфонической поэмы «Колокола». Последнее произведение, как размышление о жизни и смерти, вместе со «Всенощной» Рахманинов считал лучшим из созданного им. Напомним, что в Ивановке созданы и сорок два романса, изумительных по чистоте лирического чувства и глубине содержания. Среди них такие шедевры вокальной музыки: «Сирень», «Здесь хорошо», «Я опять одинок», «Проходит все», «Как мне больно». Можно подчеркнуть, что в произведениях, созданных на Тамбовщине, композитор показал себя чутким певцом русской природы, ее пробуждающихся и манящих зовов весны, трепетного и радостного «зеленого шума», свежести летнего утра, покоя осеннего пейзажа и глади вод. Он слышал и передал в музыкальных красках тишину и разнообразие колокольного звона, что стало характерным в его музыке.
Тамбовская Ивановка – не только лаборатория композиторского мастерства Рахманинова, но и его поисков в пианистическом и дирижерском искусстве. Какими только восторженными эпитетами не награждали Рахманинова-пианиста. Они подчеркивали одно – его искусство игры на фортепиано явление уникальное, неповторимое. Рахманинов – это эпоха в истории русского и мирового пианизма. Из отпущенного ему природой, нигде его гений не выразился с такой силой и такой целостностью, как в сфере фортепиано. Современники по праву называли его «волшебником фортепиано». Непокоренным пиком стоит его пианистическое мастерство.
--------------
Частушки – важный элемент фольклора, наряду со сказками, народными песнями, былинами, пословицами и поговорками. Все эти произведения прекрасно характеризуют дух народа, его традиции, обычаи, менталитет. Тамбовская область является одним из немногих регионов России, где частушка стала одним из самых распространённых жанров фольклора. Тамбовские исполнители включают частушку в обрядовые действа и события.
Мария Николаевна Мордасова - "Королева частушек". Народная артистка России - она прославила частушку, народную песню, которая жила в ее сердце, была ее речью, ее даром общения с людьми. Ее любят и помнят не только на Тамбовщине и в Воронеже. "Вторая Мордасова" - так говорят о тех, кого хотят похвалить за выдающееся искусство петь частушки и песни, за красоту голоса. В этой поговорке существующей во всех уголках России, отразились и необыкновенная популярность, и всенародное восхищение ее манерой пения.
Из воспоминаний Людмилы Зыкиной – выдающейся певицы народных песен 20 века и подруги Мордасовой.
"Марию Николаевну Мордасову я знаю давно - со времен войны, когда услышала по радио ее звонкий, задорный, жизнеутверждающий голос. Как точно передавала тогда певица веру в победу, неиссякаемый оптимизм солдата, его преданность долгу! Опыт народа, его история, труд и мечты проходят через мордасовские частушки и припевки не случайно. Ведь артистка плоть от плоти народа. Но главная заслуга Мордасовой, на мой взгляд, состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала ее многообразную красоту и жизненную силу. Необычайно мелодичное и интонационное богатство мордасовской частушки роднит ее с лирической песнью, выражающей думы и чувства людей труда, их радости и боли".
Родилась будущая знаменитость в 1915 году в деревне Нижняя Мазовка Чернянского уезда Тамбовской губернии. Из 14 детей самой голосистой считали Марию.
Вскоре Мария Мордасова переехала в Воронеж, где стала посещать самодеятельный хор, украсив его своим талантом. Хором руководил К.И. Массалитинов – композитор, будущий основатель Государственного Воронежского русского народного хора. Услышав Марию – он ахнул: «Какой голос!».
На сцене она творила чудо – ее голос, интонация, улыбка, пляска очаровывали. Слава М.Н. Мордасовой и Воронежского хора быстро росла. Тридцать лет она отдала хору, и здесь ее талант получил всенародное признание.
М.Н. Мордасова собирала фольклор и в любой гастрольной поездке находила время и силы, чтобы послушать местных мастеров народной песни. Она запоминала напевы на слух, а слова записывала в тетрадку. Способность импровизировать, обрабатывать тексты, сочинять новые поражала всех, кто знал Марию Николаевну.
-----------------
Никита Владимирович Богословский
Внук камергера Его Величества камерге́р (нем. Kammerherr «дворянин комнаты»), или камера́рий (лат. camerarius) — придворная должность в Русском царстве (ключник).
1. Патриарх песни
Имя старейшего композитора России, прожившего 91 год, хорошо знакомо всем, и прежде всего, по задушевным, а порой и шутливым песням. Кто не слышал таких его песенных шедевров, как «Любимый город», «Спят курганы темные», «Ты ждешь, Лизавета», «Шаланды, полные кефали», «Песня старого извозчика», «Три года ты мне снилась», «Где ты, утро раннее». Перечислять можно долго: у композитора около 400 песен, и каждая по-своему неповторима. Но одна из них – по истине бессмертное произведение отечественной музыки: созданная в дни Великой Отечественной войны «Темная ночь»:
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают…
Автор восьми симфоний, множества музыкальных комедий, балета, музыки более чем к 200 спектаклям и кинофильмам, Богословский обладал необъятным творческим потенциалом. Ведь он был и прекрасным концертирующим пианистом, и одаренным поэтом, и автором остроумных афоризмов и анекдотов, пяти интереснейших книг о музыке и современном кино. Огромна была общественная деятельность композитора, особенно в качестве вице-президента Общества Россия-Франция.
С кем только не сводила судьба этого удивительного человека!
– Долгие годы я дружил с Леонидом Утесовым, – рассказывал он. Потом – дядя Миша Зощенко. С юношеских лет был неразлучен с Шостаковичем, с Хачатуряном мы просто приятельствовали. Долгое время я жил в доме над Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. Когда ему надоедало, что я по ночам играю на рояле, он стучал мне в потолок шваброй. Если же он начинал с утра музицировать, нарушая мой утренний сон, я не решался стучать каблуком в пол, чтобы не мешать творческому процессу гения. Много раз я бывал в Царском Селе у Алексея Николаевича Толстого, дружил с Александром Фадеевым...
Среди французских друзей Богословского были Жан Маре, Мишель Легран, Жаклин Франсуа. За рубежом композитор встречался с Керенским и с князем Юсуповым – убийцей Распутина, дружил и был неразлучен с милым молодым человеком – будущим испанским королем Хуаном Карлосом, разделял компанию с лучшим тореадором мира Мигелем Домингином.
2. Тамбовские предки
Передо мной пока неопубликованные письма композитора. Он рассказывает о себе: «Сам я родом из петербургских дворян. С моим дворянством связана одна интересная история. Когда-то Репин написал свою знаменитую картину «Заседание Государственного совета», она экспонируется сейчас в Санкт-Петербурге. И там, на картине, в углу, почти не видимый за колонной: стоит мой дед, который был камергером царского двора». Вот открылось неожиданное: оказывается корни родословной композитора связаны с тамбовской землей, на которой довелось бывать и самому Богословскому. Вот что удалось найти в нашем областном архиве.
Прапрадед композитора, майор Северского конно-егерского полка Антон Игнатьевич Поземковский владел поместьем в Тамбовской губернии и был в начале XIX века внесен в родословную книгу тамбовского дворянства. Кстати, он был женат на дочери воронежского помещика Елизавете Петровне Гардениной – помните знаменитый роман жившего на Тамбовщине писателя Александра Эртеля «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», высоко оцененный Львом Толстым?
Сын Антона Игнатьевича ,Федор Антонович, крупный чиновник путей сообщения, имел чин тайного советника и постоянно жил в Петербурге. Но он также был записан в потомственные тамбовские дворяне и владел родовым имением в деревнях Карповка и Ивановка Тамбовского уезда. Там у Поземковского было 1475 десятин земли и 152 души крестьян.
Михаил Федорович Поземковский – тот самый персонаж репинского полотна – имел чин камергера Двора Его Императорского Величества. Служил в министерстве юстиции, в канцелярии Сената, в государственной канцелярии. Он внес огромный вклад в создание благотворительных организаций в Петербурге, много сил отдавал заботе о бедных людях. За заслуги в организации детских приютов награжден орденом святого Владимира 4-й степени и медалями. Николай П подарил Михаилу Федоровичу золотые часы с бриллиантовым изображением государственного герба и императорской короны.
Дети Михаила Федоровича- Владимир, Георгий и Елена также числились тамбовскими дворянами и владели поместьями в нашей губернии. Елена Михайловна Поземковская и стала матерью композитора. В 1912 году она вышла замуж за надворного советника Владимира Львовича Богословского, служившего в ведомстве почт и телеграфа. А через год родился будущий знаменитый композитор и Народный артист СССР.
Поземковским принадлежали в Тамбовской губернии имения в селе Архангельском Усманского уезда (теперь территория Липецкой области) и в Тамбовском уезде: в селе Карповке (другие названия – Медведевское, Медвецкое, Ивановка), деревне Софьиной (она тоже имела второе название Ивановка), Александровке в Даниловой пустоши и еще одной Ивановке. В Карповке Тамбовского уезда была богатая барская усадьба с конным и овчарными заводами и 1150 десятинами земли.
Никита Богословский рассказывал, что в детстве – это было еще в предреволюционные годы – ему доводилось приезжать летом в имение деда Карповку. Сам дед Михаил Федорович Поземковский, а также мать композитора Елена Михайловна и ее старшие братья Владимир и Георгий бывали в тамбовском имении только наездами, в летнее время.
В годы гражданской войны имение Поземковских было уничтожено, дом сожжен. Дядя композитора Владимир Михайлович, бывший офицер Семеновского полка, был сослан и погиб в лагерях. Другой дядя, Георгий Михайлович, стал выдающимся русским оперным певцом, заслужил мировую славу и окончил жизнь в эмиграции, в Париже.
3. Музей муз
«Музей муз» – это название одной из книг Никиты Богословского, остроумной, веселой, ироничной. Слава о нем как о знаменитом острослове распространилась уже давно. Этому помогли и его озорные книги: «Божества и убожества», «Тысяча мелочей», «Очевидное, но вероятное», «Заметки на полях шляпы».
– Мой язык мне мог принести много бед, но, к счастью, всё обошлось, – вспоминал Никита Владимирович. – Ограничивалось тем, что придерживали награды, звания, вычеркнули из списка на Сталинскую премию. Меня очень не любил Сталин. Еще бы полгода он пожил, и кто знает... И хотя членом партии я никогда не был, в историю партии всё же вошел благодаря ЦК. В знаменитом разгромном постановлении по фильму «Большая жизнь» мои песни были названы «кабацкой меланхолией, чуждой советскому народу». А песни были такие: «Три года ты мне снилась» и «Спят курганы темные». Народ их все равно пел.
В одном из последних интервью Никита Владимирович рассказывал:
– Я музыку пишу сейчас только для себя. В жанре советской песни, в котором я раньше много работал, сегодня не осталось исполнителей. Кстати, сам термин «советская песня» довольно загадочен для меня. Что это означает – принадлежность песни к определенной форме правления? Песню сегодня петь практически некому. Сейчас царит рок. А я это не умею делать. Смог бы, обладая профессиональной техникой и опытом, но это достояние молодых. К року я отношусь с глубоким уважением и интересом. Попадаются очень талантливые люди.
Когда мы вспоминаем великую Победу над фашизмом, вновь звучат в концертах и в наших сердцах песни военных лет. Слушая проникновенную мелодию «Темной ночи», вспомните, что создавший ее композитор глубокими корнями связан с Тамбовским краем.
Заключение:
История нашего края — это история людей, и каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.
Список использованных источников:
Илёшин Б.И. Литературные тропинки отчего края. – М., 1986. – С. 53.
Знаменское: Рахманиновские места Тамбовской области: Альманах / Сост. А. Ермаков, В. Жогов. – Тамбов, 2004. – С. 21-23.
Добужинский М.В. Письма / Сост. Г.И. Чугунов. – СПб., 2001. – С. 31-32.
Илёшин Б.И. …И голубые небеса. – М., 1981. – С. 10.
Брянцева В. С. В. Рахманинов. М.: Сов. композитор, 1976. – 645 с.
Емельянова Н. Музыкальные вечера: хроника муз. Жизни Тамб. края за 100 лет. Воронеж, 1977.