СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальный вечер «Защитникам Родины славу поем»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальный вечер «Защитникам Родины славу поем»»

Литературно-музыкальный вечер «Защитникам Родины славу поем»


Цель: формирование гражданственности и патриотизма.

Задачи:

-привлечь учащихся к эмоциональному восприятию значения и содер­жания событий Великой Отечественной войны.

-формировать у учащихся нравственность, любовь к Родине, активную творческую жизненную позицию.

(Фон) Песня на слова Лебедева-Кумача «Священная война»

Голос Левитана.

Ведущий 1.

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если с убийства!

А если со слез!

А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память...

Ведущий 2. Не забыть нам годы Великой отечественной войны, нелегко далась Победа. Память о тех, кто погиб, будет всегда в наших сердцах. Благодаря им мы живы, можем радоваться жизни, солнцу, небу, цветам.

Ведущий 1. Красоту, что нам дарит природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

Ведущий 2. Без потерь нет ни роты, ни взвода,

Ну а те, кто остался в живых,

Майский день сорок пятого года

Сохранили для внуков своих.

Ведущий 1. 9 мая 1945 года наша земля была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Это день памяти о каждом из тех дней, когда враг хозяйничал на нашей земле, когда клокотала в грохоте и огне навязанная нам Германией война. Памяти обо всех и каждом, кто одержал победу над врагом.

Ведущий 2. Все дальше уходят события тех лет. Но никогда не изгладится из памяти людской День 9 мая 1945 года – светлый праздник Победы нашего народа в битве с фашизмом. Всегда люди будут благодарны участникам той страшной войны, сумевшим одолеть жестокого врага. Сегодня, вспоминая погибших в войне 1941-1945 годов, в афганской и чеченской войнах, почтим их память минутой молчания.

(Метроном …Минута молчания)

Ведущий 1. День Победы! Этот день стал великой радостью – радостью, которой могло и не быть. В наших сердцах светла память о тех, кто не пришел с войны. Многократно пережитая в душе, осмысленная разумом поколений, она стала частью нашего сознания, неотрывной от чувства долга перед погибшими.

Ведущий 2. Уходит война, и приходит любовь.

Батальные блекнут полотна.

Но память туда прорывается вновь,

Где даты спрессованы плотно.

Там век испытаний, эпоха потерь.

Там раной зияют воронки.

Там смерть наготове застыла, как зверь.

Там в вечность летят похоронки.

Есть заповедь Жизни. По ней и живи,

И веруй в нее с малолетства.

Но знай, что с Победой – по праву Любви –

Нам память досталась в наследство.

Ведущий 1. Память сердца мне не остудить –

Снова возвращаюсь к ней и снова.

Что мне делать, как мне дальше жить,

Если память сердца просит слова?

Боль о сыне не утешит мать,

Вдовы не забудут час проклятый…

Тяжко нам утраты вспоминать,

Тяжелее забывать утраты.

Ведущий 2. Свою память я не зря неволю,

Лишь бы вспомнить, - я помню и так:

И траншею по снежному полю,

И наплывы фашистских атак,

И отрывистый лай пулемета,

И стрекающий посвист «катюш»,

И в морозных окопах пехота –

Сотня, две ли мальчишеских душ.

Ведущий 1. Мы сегодня склоняем головы в память о тех, кто не вернулся к своим семьям, кто погиб в огне, кто был замучен в концлагерях.

(Песня «А закаты алые»)

Ведущий 2. Не сгладит время горе матери, жены, любимой. Для них погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными.

Чтец. Солдат оставил тишине

Жену и малого ребенка

И отличился на войне

(Так известила похоронка).

Зачем напрасные слова

И утешение пустое?

Она вдова, она вдова…

Оставьте женщине земное!

И командиры на войне

Такие письма получали:

«Хоть что-нибудь верните мне…»

И гимнастерку ей прислали.

Она вдыхала дым живой,

К угрюмым складкам прижималась,

Она опять была женой!

Как часто это повторялось!

Годами снился этот дым,

Она дышала этим дымом –

И ядовитым, и родным,

Уже почти неуловимым.


Чтец. За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.

Но мы еще на полпути,

И слава мертвых окрыляет

Тех, кто решил вперед идти.

В нас есть суровая свобода –

На слезы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

Ведущий 1. С первых дней узнали холод, голод не только взрослые, но и дети, которые оставались на оккупированной территории.

Чтец. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.


Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси…


Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,

По мёртвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в солопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе, поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем»


«Мы вас подождем!», - говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!», - говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

(«Ты помнишь, Алеша…» К.Симонов)

Ведущий 2. На нашу Родину обрушился свинцовый дождь, который косил всё живое.

Ведущий 1. Но земля горела под ногами захватчиков. Летели под откос вражеские эшелоны. На борьбу восстали народные мстители.

Ведущий 2. Партызаны, партызаны,

Беларускія сыны!

За няволю, за кайданы

Рэжце гітлерцаў паганых,

Каб не ўскрэслі век яны.


На руінах, папялішчах,

На крывавых іх слядах

Хай гурган іх косці ліча

На бяседу соваў кліча

Баль спраўляць на іх касцях.


Клічу вас я на пабеду,

Хай вам шчасцем свецяць дні,

Выразайце людаедаў,

Каб не стала іх і следу

На святой нашай зямлі...

«Беларускім партызанам» Янка Купала

Звучит песня «Бухенвальдский набат» (фон)

Чтец. Муса Джалиль «Варварство»

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

–Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Чтец. Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие они вьедаются, проникают как будто в тебя, начинают прорастать, вырастают в что-то большое, значимое, вбирают в себя всю сущность того, что происходит, становятся словно символами.

«…Я вспоминаю одного убитого бойца... Он лежал на спине, раскинувши руки, и к губам его прилип окурок. Маленький окурок, который ещё дымился. И это было страшней за всё, что я видел до и после войны. Страшней за разбуренные города, распоротые животы, оторваные руки, ноги. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть…».

(Некрасов «В окопах Сталинграда»)

Чтец. «Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут муки. Кто сказал, что я боюсь мук? Это дома я много чего боялся. Дома. А сейчас я всё уже узнал, всё попробовал. Я же пригожусь для жизни. Это даже смешно убивать человека, который ничего не успел сделать. Я даже десятого класса не окончил... Я всё пройду. До самого конца. Я буду стрелять в фашистов, как снайпер, буду один сражаться с танками, не спать, страдать...».

(Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»)

Чтец. «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях ранки и синяки. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты хочешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться бесспорно. Крик командира - беги, исполняй, оглушительно реви "Есть!". Падай, ползи, засыпал идущий. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, и не зная при этом страха, не задумываясь ... Погибают друзья – копай могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.

Я многому научился. Словно я не голоден. Словно мне не холодно. Словно мне никого не жалко».

(Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»)

Чтец. «Это было 22 июня в небольшой деревушке на живописном берегу Немана. День был теплый, солнечный. И малые, и даже старые радовались новому дню, миру, жизни. Вдруг раздался незнакомый, непонятный гул, который нарастал, становился все более неприятным и даже ужасным. В небе появились небольшие черные точки, которые росли вместе с гулом. Вскоре стали видны очертания самолетов. Они летели правильным строем с запада. Неожиданно один вышел из строя и полетел к мосту. Маленький мальчик стоял на мосту и, как завороженный, смотрел в блестящую птицу. Самолет пролетел низко-низко и пошел на новый круг. Пролетая очередной раз над мостом, летчик помахал мальчику платком. Но ... ребенок не понял пилота. После третьего захода все закончилось. Бешеный взрыв, столб воды и огня… Так в первый день оборвалась жизнь невинного ребенка».

(Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»)

( Песня «Журавли»)

Ведущий 1. Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать.

Ведущий 2. Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Женщина-мать!

Ведущий 1. Рядом с мужчинами-солдатами в строй стали и женщины и сражались в разных войсках. Они пришли в армию добровольно, потому что горячая любовь к родине, желание принести пользу подстёгивала их добиваться отправки на фронт. К сожалению, не все дожили до Победы, но каждая с гордостью выполнила свой воинский долг.

Ведущий 2. Женщины и дети заменяли мужчин возле станков, за плугами. Работа не останавливалась ни на день. Женщины и дети не получали послабления. Они работали, воевали до последней капли крови.

Ведущий 1. У женщин была ещё одна обязанность – ждать с фронта мужа, сына, отца, любимого. Вера в победу, ожидание – это большая сила, это своеобразный амулет, который оберегал мужчин-бойцов от пули, холодного дыхания смерти.

Чтец. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

(«В.С.» К.Симонов)

Ведущий 2. Наш солдат дошёл до Берлина, поднял Флаг Победы над Рейхстагом, принёс мир и свободу народам Европы.

(Песня «Ты же выжил солдат»)

Ведущий 1. У нас в гостях ветеран войны - Тесовец Виктор Тимофеевич – человек, которым можно восхищаться и с которого нужно брать пример, бесстрашный в годы Великой Отечественной войны подросток, посвятивший себя педагогической профессии после войны, в настоящее время секретарь Совета ветеранов. От всей души мы благодарны Вам за то, что Вы, несмотря на возраст, состояние здоровья, пришли к нам. Для нас война – воспоминания ветеранов о ней, а для них, участников, - их жизнь. Низкий Вам поклон, дорогой, уважаемый Виктор Тимофеевич. Искреннее Вам спасибо.

Ведущий 2. Проступила давно седина на висках

Чаще сердце сжимается будто в тисках

Стонет сердце от тяжких потерь и утрат,

Но ты помнишь?! Московский победный парад…

Сколько знает земля боли, горечи, ран…

Сколько пережил ты, расскажи ветеран…

(Цветы ветерану, ему предоставляется слово)

(Звучит мелодия «Не стареют душой ветераны»)

Ведущий 1. День Победы 9 мая – это самый светлый, самый радостный, самый счастливый день, который наш народ ждал, приближал невероятными потерями и стараниями тысячи четырехсот восемнадцати дней, за которые было заплачено высокой ценой двадцати семи миллионов человеческих жизней.

Ведущий 2. Былые годы в памяти не стерты,

Встают из тьмы воскресшие года.

И разделенье на живых и мертвых

Должно исчезнуть раз и навсегда.

Прозрачной дымкой тишина объята,

Из глубины неповторимых дней

Глядят на нас советские солдаты,

Что смерть попрали смертию своей.

Ведущий 1. Есть имена, и есть такие даты –

Они нетленной сущностью полны.

Мы в буднях перед ними виноваты,

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

Ведущий 2. Вечная слава погибшим, тем, кто не дожил до этого дня и еще раз низкий поклон, почет и уважение Вам, ветераны. С праздником Вас! С Великим светлым праздником!

(Песня «Майский вальс»)