СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно- поэтическая одаренность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно- поэтическая одаренность»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Литературно-поэтическая одаренность. Проявление способностей и одаренности в области литературного творчества в дошкольном возрасте. ВЫПОЛНИЛА: МУСТАФИНОВА Б.М.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Литературно-поэтическая одаренность. Проявление способностей и одаренности в области литературного творчества в дошкольном возрасте.

ВЫПОЛНИЛА: МУСТАФИНОВА Б.М.

«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский

«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЕННОСТЬ» И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК» Одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями (В.С. Юркевич). Одаренный ребенок – это ребенок, выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде. (А.И. Савенков). СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» Одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии (Л.С. Выготский). Связывал развитие одаренности с включением ребенка в какую-либо творческую деятельность (Б.М. Теплов). Раскрывает одарённость как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей (А.В. Петровский).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЕННОСТЬ» И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями (В.С. Юркевич).

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде. (А.И. Савенков).

СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ОДАРЕННОСТЬ»

Одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии (Л.С. Выготский).

Связывал развитие одаренности с включением ребенка в какую-либо творческую деятельность (Б.М. Теплов).

Раскрывает одарённость как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных

предпосылок способностей (А.В. Петровский).

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ Для ребёнка, обладающего задатками одарённости, характерны индивидуально-психологические особенности: − оригинальность мышления, развитая речь, хорошая память, способность к сосредоточенности и произвольности внимания и памяти; − склонность к познавательной деятельности, проявление любознательности с чёткой направленностью и исследовательской активности; − умение самостоятельно организовывать род занятий и доводить его до высоких требований; − наличие творческого воображения в сочетании с самостоятельностью и уверенностью в себе.

ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ

Для ребёнка, обладающего задатками одарённости, характерны индивидуально-психологические особенности:

− оригинальность мышления, развитая речь, хорошая память, способность к сосредоточенности и произвольности внимания и памяти;

− склонность к познавательной деятельности, проявление любознательности с чёткой направленностью и исследовательской активности;

− умение самостоятельно организовывать род занятий и доводить его до высоких требований;

− наличие творческого воображения в сочетании с самостоятельностью и уверенностью в себе.

ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ Японский исследователь М. Ибука, изучая детскую одарённость, настаивал на развитии творческих способностей (художественной, литературной, музыкальной, артистичной, лидерской) с раннего детства. Он считал, что необходимо, прежде всего, развивать творческую фантазию и одновременно уделять внимание крупной и мелкой моторике, учитывая тот факт, что ребенку интересен не результат любого вида деятельности, а сам процесс. А. И. Савенков относительно детей дошкольного возраста рекомендовал применять формулировку литературно-художественная деятельность , в которой происходит процесс зарождение задатков литературной одарённости ребёнка

ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Японский исследователь М. Ибука, изучая детскую одарённость, настаивал на развитии творческих способностей (художественной, литературной, музыкальной, артистичной, лидерской) с раннего детства. Он считал, что необходимо, прежде всего, развивать творческую фантазию и одновременно уделять внимание крупной и мелкой моторике, учитывая тот факт, что ребенку интересен не результат любого вида деятельности, а сам процесс.

А. И. Савенков относительно детей дошкольного возраста рекомендовал применять формулировку литературно-художественная деятельность , в которой происходит процесс зарождение задатков литературной одарённости ребёнка

ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ Д. В. Поль и О.В Юдушкина рассматривают литературную одарённость как один из видов художественной одаренности, выражающейся в умении ребенка думать и мыслить художественными образами и способностью воплотить свои переживания в речевой фантазии. Литературно-поэтическая одаренность напрямую связана с читательской деятельностью, которая, безусловно, влияет на формирование словарного запаса. В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные способности, которые понимаются как способности к творчеству, т.е. производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах. Признаки литературно-поэтической одаренности: хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.

ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Д. В. Поль и О.В Юдушкина рассматривают литературную одарённость как один из видов художественной одаренности, выражающейся в умении ребенка думать и мыслить художественными образами и способностью воплотить свои переживания в речевой фантазии.

Литературно-поэтическая одаренность напрямую связана с читательской деятельностью, которая, безусловно, влияет на формирование словарного запаса.

В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные

способности, которые понимаются как способности к творчеству, т.е. производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.

Признаки литературно-поэтической одаренности: хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.

КОМПОНЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (СОРВАЧЕВА И.Д.) эмоциональное или поэтическое восприятие действительности; умение силой воображения и мышления придумать необычные и оригинальные истории, образы; хорошо подражать героям произведений художественной литературы или мультфильмов; способность входить в творческое состояние (импровизировать), уметь его поддержать, проявляя сопереживания; богатый словарный запас, склонность к словесным ассоциациям и чувству языка, способность строить сложные синтаксические конструкции; чувство ритма и легкое запоминание стихов, способность придумать сценарий для спектакля.

КОМПОНЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (СОРВАЧЕВА И.Д.)

  • эмоциональное или поэтическое восприятие действительности;
  • умение силой воображения и мышления придумать необычные и оригинальные истории, образы; хорошо подражать героям произведений художественной литературы или мультфильмов;
  • способность входить в творческое состояние (импровизировать), уметь его поддержать, проявляя сопереживания;
  • богатый словарный запас, склонность к словесным ассоциациям и чувству языка, способность строить сложные синтаксические конструкции; чувство ритма и легкое запоминание стихов, способность придумать сценарий для спектакля.
КОМПОНЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Е.П.ЯГУНКОВА.) впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности; поэтическая зоркость; хорошая («цепкая») память; способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты; легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания; богатство словарного запаса и чувство языка; богатство словесных ассоциаций.

КОМПОНЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Е.П.ЯГУНКОВА.)

  • впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности;
  • поэтическая зоркость;
  • хорошая («цепкая») память;
  • способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты;
  • легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания;
  • богатство словарного запаса и чувство языка;
  • богатство словесных ассоциаций.
ПРОБЛЕМА Основная проблема в развитии литературных способностей дошкольников − это создание определенных психологопедагогических условий, образовательных и специальных программ, направленных на развитие и поддержку личности одаренного ребенка. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ 1. Работа с одарёнными детьми и выявления таковых является действующей системой, носит целенаправленный и системный характер. 2. Создание плана работы по осуществлению управления развитием ярко выраженных литературно-поэтических способностей ребенка-дошкольника. 3. Соблюдение принципов управленческого цикла: планирование, организация, контроль и регулирование.

ПРОБЛЕМА

Основная проблема в развитии литературных способностей дошкольников − это создание определенных психологопедагогических условий, образовательных и специальных программ, направленных на развитие и поддержку личности одаренного ребенка.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

1. Работа с одарёнными детьми и выявления таковых является

действующей системой, носит целенаправленный и системный характер.

2. Создание плана работы по осуществлению управления развитием ярко выраженных литературно-поэтических способностей ребенка-дошкольника.

3. Соблюдение принципов управленческого цикла: планирование, организация, контроль и регулирование.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ 4. Использование различных технологий и диагностик для выявления вербальных творческих способностей. С помощью тестирования выявлять такие характеристики как способность задавать вопросы информативного характера, умение устанавливать ребёнком причинно-следственные связи к ситуациям или к серии картинок, видеть применение не обычных способов обычных предметов или явлений окружающей действительности, способность формулировать нестандартные вопросы относительно хорошо известных и знакомых предметов. 5. Составление планов совместной деятельности педагогических работников и родителей по направлению одаренности детей. 6. Создание кружков, направленных на выявление и поддержание детей с предпосылками одарённости. 7. Создание единого банка данных одаренных детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

4. Использование различных технологий и диагностик для выявления вербальных творческих способностей. С помощью тестирования выявлять такие характеристики как способность задавать вопросы информативного характера, умение устанавливать ребёнком

причинно-следственные связи к ситуациям или к серии картинок, видеть применение не обычных способов обычных предметов или явлений окружающей действительности, способность формулировать

нестандартные вопросы относительно хорошо известных и знакомых

предметов.

5. Составление планов совместной деятельности педагогических работников и родителей по направлению одаренности детей.

6. Создание кружков, направленных на выявление и поддержание детей с предпосылками одарённости.

7. Создание единого банка данных одаренных детей дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Оценивать разные стороны поведения и источники информации, что позволит охватить весь спектр его способностей. 2. Наблюдение за поведением ребёнка во всех жизненных ситуациях. 3. С учётом способностей, склонностей и интересов ребенка максимально включать его в специально организованную предметно-игровую ориентированную деятельность. 4. Использование тренинговых упражнений и методов способствующих снятию психологических «зажимов» и «преград». 5. Подключать к оценке одарённости квалифицированных специалистов.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Оценивать разные стороны поведения и источники информации, что позволит охватить весь спектр его способностей.

2. Наблюдение за поведением ребёнка во всех жизненных ситуациях.

3. С учётом способностей, склонностей и интересов ребенка

максимально включать его в специально организованную предметно-игровую ориентированную деятельность.

4. Использование тренинговых упражнений и методов способствующих снятию психологических «зажимов» и «преград».

5. Подключать к оценке одарённости квалифицированных специалистов.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ применение методов и приемов, способствующих развитию поэтических способностей детей в различных видах детской деятельности и на литературных занятиях; обладать знаниями и умениями проводить анкетирование родителей для получения информации о направленности интересов и способностей детей; владеть методиками и технологиями выявления общей одаренности;  изучать и основываться на опыт работы других дошкольных организаций;

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  • применение методов и приемов, способствующих развитию поэтических способностей детей в различных видах детской деятельности и на литературных занятиях;
  • обладать знаниями и умениями проводить анкетирование родителей для получения информации о направленности интересов и способностей детей;
  • владеть методиками и технологиями выявления общей одаренности;
  • изучать и основываться на опыт работы других дошкольных организаций;
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ подбирать практический методический материал содержащий удовлетворение потребностей способных и одаренных детей в свободном общении со взрослым по поводу художественной литературы и реализации себя в разных видах творческой деятельности (кукольный театр, драматизации, чтение стихов, игры и викторины по литературным произведениям, спектакли с участием педагогического коллектива и родителей); предлагать рекомендации по совершенствованию работы и механизмы совершенствования воспитательно-образовательного процесса в реализации программы одарённых детей; выявлять запросы и пожелания родителей одаренных детей и на основании информации для каждого ребенка выстраивать индивидуальный образовательный маршрут или траекторию развития.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  • подбирать практический методический материал содержащий удовлетворение потребностей способных и одаренных детей в свободном общении со взрослым по поводу художественной литературы и реализации себя в разных видах творческой деятельности (кукольный театр, драматизации, чтение стихов, игры и викторины по литературным произведениям, спектакли с участием педагогического коллектива и родителей);
  • предлагать рекомендации по совершенствованию работы и механизмы совершенствования воспитательно-образовательного процесса в реализации программы одарённых детей;
  • выявлять запросы и пожелания родителей одаренных детей и на основании информации для каждого ребенка выстраивать индивидуальный образовательный маршрут или траекторию развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА организация пространственно-развивающей среды, способствующей психологическому комфорту и развитию природных склонностей и способностей ребёнка. С. Судзуки, японский педагог-музыкант, считал, что благоприятная среда стимулирует способности человека;  взаимодействие педагога и детей в непосредственной образовательной деятельности, поощряющей проявление индивидуальности и выявления литературных познаний и возможностей;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

  • организация пространственно-развивающей среды, способствующей психологическому комфорту и развитию природных склонностей и способностей ребёнка. С. Судзуки, японский педагог-музыкант, считал, что благоприятная среда стимулирует способности человека;
  • взаимодействие педагога и детей в непосредственной образовательной деятельности, поощряющей проявление индивидуальности и выявления литературных познаний и возможностей;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА проведение различных мероприятий по развитию литературно-поэтических творческих способностей дошкольников в рамках клубов, студий, лабораторий и конкурсов; предоставление информации родителям (плакаты, книги, информационные фильмы, консультации) об особенностях и возможных проблемах данной категории детей, а также обучение способам взаимодействия; направленность на ребенка, как на личность с соблюдением равноправия и взаимопонимания всех сторон воспитательнообразовательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

  • проведение различных мероприятий по развитию литературно-поэтических творческих способностей дошкольников в рамках клубов, студий, лабораторий и конкурсов;
  • предоставление информации родителям (плакаты, книги, информационные фильмы, консультации) об особенностях и возможных проблемах данной категории детей, а также обучение способам взаимодействия;
  • направленность на ребенка, как на личность с соблюдением равноправия и взаимопонимания всех сторон воспитательнообразовательного процесса.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ Принцип непрерывности развития личности основывается на учении Л.С. Выготского о двух уровнях развития: актуальный, который имеется в данный момент (например, знание стихов или умение составлять сказки) и потенциальный возможность достижения которого предполагает наличие определенных условий (например, основываясь на речевой фантазии придумать сценарий для спектакля). Каждый ребенок имеет способности или дарование, но раскрыть и развернуть их необходимо за счет организации творческого образовательного пространства. Принцип творческого развития личности дошкольника является основой дошкольного образования и понимания самоценности детства, предусматривает использование методов, форм и средств, способствующих творческой самореализации и развитию одаренности. Например, предоставить, ребенку рассказать стихотворение не словами, а телом, т.е. дойти до смысла слова и интерпретировать его значение посредством движений и звуков.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ

Принцип непрерывности развития личности основывается на учении Л.С. Выготского о двух уровнях развития: актуальный, который имеется в данный момент (например, знание стихов или умение составлять сказки) и потенциальный возможность достижения которого предполагает наличие определенных условий (например, основываясь на речевой фантазии придумать сценарий для спектакля). Каждый ребенок имеет способности или дарование, но раскрыть и развернуть их необходимо за счет организации творческого образовательного пространства.

Принцип творческого развития личности дошкольника является основой дошкольного образования и понимания самоценности детства, предусматривает использование методов, форм и средств, способствующих творческой самореализации и развитию одаренности. Например, предоставить, ребенку рассказать стихотворение не словами, а телом, т.е. дойти до смысла слова и интерпретировать его значение посредством движений и звуков.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ Принцип природосообразности означает, что природа закладывает в каждом ребенке задатки одаренности и создает условия для их удовлетворения, развития. Личностный принцип реализуется в создании таких условий способствующих реализации развивающихся склонностей и творческих способностей и потенциала. Гуманистический принцип обеспечивает ребенку право на признание его как личности и развитие одаренности как национальной ценности. Культурно-деятельностный принцип обеспечивает практическую направленность образовательной системы в работе с одаренными детьми: уметь самостоятельно организовать свою литературнотворческую деятельность для получения творческого результата Деятельностно-ориентированный принцип развивает творческие элементы самоконтроля и самооценки дошкольника и способствует построению Я-концепции творческого саморазвития.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ

Принцип природосообразности означает, что природа закладывает в каждом ребенке задатки одаренности и создает условия для их удовлетворения, развития.

Личностный принцип реализуется в создании таких условий способствующих реализации развивающихся склонностей и творческих способностей и потенциала.

Гуманистический принцип обеспечивает ребенку право на признание его как личности и развитие одаренности как национальной ценности.

Культурно-деятельностный принцип обеспечивает практическую

направленность образовательной системы в работе с одаренными

детьми: уметь самостоятельно организовать свою литературнотворческую деятельность для получения творческого результата

Деятельностно-ориентированный принцип развивает творческие элементы самоконтроля и самооценки дошкольника и способствует построению Я-концепции творческого саморазвития.

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА литературно-поэтическое творчество – это всегда движение, ведущее к развитию и результату (новый образ или действие); источником детского творчества является потребность в преодолении чего-то; воображение − вот основа творческой речевой и другого вида деятельности; потребность в высказываниях своих чувств и мыслей, отношение к миру через понимание раздельности человека и мира является психологической основой литературного таланта, одаренности; развитое чувство эмпатии т.е. способность сопереживать, сочувствовать окружающей действительности; эстетическое восприятие и отношение, к продукту литературной деятельности способствующее самореализации в творческом процессе.

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • литературно-поэтическое творчество – это всегда движение, ведущее к развитию и результату (новый образ или действие);
  • источником детского творчества является потребность в преодолении чего-то;
  • воображение − вот основа творческой речевой и другого вида деятельности;
  • потребность в высказываниях своих чувств и мыслей, отношение к миру через понимание раздельности человека и мира является психологической основой литературного таланта, одаренности;
  • развитое чувство эмпатии т.е. способность сопереживать, сочувствовать окружающей действительности;
  • эстетическое восприятие и отношение, к продукту литературной деятельности способствующее самореализации в творческом процессе.
 ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА Основной формой развития литературно-поэтической одаренности являются занятия. Процесс обучения должен быть доступным, увлекательным, эффективным и творческим с использованием различных методов и приемов (например, ТРИЗ), способствующих проявлению интереса к слову. Творчество стоит развивать на всех занятиях, т.к. речь − «это канал развития интеллекта, где одним из главных и сложных всегда был и остаётся − родной язык» (Ушинский К.Д.). В работе с дошкольниками как указывают педагоги, имеет значение формирование представлений о литературно-художественном образе т.к. детям свойственна впечатлительность и богатство воображения.

ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Основной формой развития литературно-поэтической одаренности являются занятия. Процесс обучения должен быть доступным, увлекательным, эффективным и творческим с использованием различных методов и приемов (например, ТРИЗ), способствующих проявлению интереса к слову. Творчество стоит развивать на всех занятиях, т.к. речь − «это канал развития интеллекта, где одним из главных и сложных всегда был и остаётся − родной язык» (Ушинский К.Д.).

В работе с дошкольниками как указывают педагоги, имеет значение формирование представлений о литературно-художественном образе т.к. детям свойственна впечатлительность и богатство воображения.

Важным источником литературных способностей и творческого вдохновения является слово, с которого начинается устное сочинительство детей: сочинение потешки, загадки, стихотворения, сказки. Особую роль необходимо отводить сказке с ее миром вымысла, фантазии, явлениями и чувствами (любовь и ненависть) способной научить ребенка думать самостоятельно, «решать реальные проблемы».

Важным источником литературных способностей и творческого вдохновения является слово, с которого начинается устное сочинительство детей: сочинение потешки, загадки, стихотворения, сказки.

Особую роль необходимо отводить сказке с ее миром вымысла,

фантазии, явлениями и чувствами (любовь и ненависть) способной

научить ребенка думать самостоятельно, «решать реальные проблемы».

ВЫВОД Детская одаренность − это всегда результат взаимодействия природных предпосылок (задатков), окружающей среды, деятельности ребенка и личной творческой активности ребёнка (Трубайчук Л. В.). Одаренность ребенка-дошкольника зависит от компетентности педагогов в области организации творческого образовательного пространства. Заботясь об одаренных детях, мы преображаем будущее нашей науки, культуры и жизни нашей страны в будущем. Педагогам и родителям необходимо предоставлять разные условия, ситуации для проявления творческих способностей и природных задатков. Помочь ребенку приобрести свой образ, творческое начало, независимость в становлении самобытного личностного сознания.

ВЫВОД

Детская одаренность − это всегда результат взаимодействия

природных предпосылок (задатков), окружающей среды, деятельности ребенка и личной творческой активности ребёнка (Трубайчук Л. В.).

Одаренность ребенка-дошкольника зависит от компетентности педагогов в области организации творческого образовательного пространства.

Заботясь об одаренных детях, мы преображаем будущее нашей науки, культуры и жизни нашей страны в будущем. Педагогам и родителям необходимо предоставлять разные условия, ситуации для проявления творческих способностей и природных задатков. Помочь ребенку приобрести свой образ, творческое начало, независимость в становлении самобытного личностного сознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. - 232 с. Сорвачева И.Д. Развитие литературной одаренности дошкольников Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография / под ред. Л.В. Трубайчук. – Че- лябинск, ИИУМЦ Образование, 2009. 245 с. Ушинский К.Д. Родное слово. Педагогические сочинения: В 6 томах. – Т. 2. М.: Наука, 1988. - 462 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе.
  • Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. - 232 с.
  • Сорвачева И.Д. Развитие литературной одаренности дошкольников
  • Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография / под ред. Л.В. Трубайчук. – Че- лябинск, ИИУМЦ Образование, 2009. 245 с.
  • Ушинский К.Д. Родное слово. Педагогические сочинения: В 6 томах. – Т. 2. М.: Наука, 1988. - 462 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!