ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Литературно-поэтическая одаренность. Проявление способностей и одаренности в области литературного творчества в дошкольном возрасте.
ВЫПОЛНИЛА: МУСТАФИНОВА Б.М.
«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОДАРЕННОСТЬ» И «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями (В.С. Юркевич).
Одаренный ребенок – это ребенок, выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде. (А.И. Савенков).
СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ОДАРЕННОСТЬ»
Одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии (Л.С. Выготский).
Связывал развитие одаренности с включением ребенка в какую-либо творческую деятельность (Б.М. Теплов).
Раскрывает одарённость как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных
предпосылок способностей (А.В. Петровский).
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Для ребёнка, обладающего задатками одарённости, характерны индивидуально-психологические особенности:
− оригинальность мышления, развитая речь, хорошая память, способность к сосредоточенности и произвольности внимания и памяти;
− склонность к познавательной деятельности, проявление любознательности с чёткой направленностью и исследовательской активности;
− умение самостоятельно организовывать род занятий и доводить его до высоких требований;
− наличие творческого воображения в сочетании с самостоятельностью и уверенностью в себе.
ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Японский исследователь М. Ибука, изучая детскую одарённость, настаивал на развитии творческих способностей (художественной, литературной, музыкальной, артистичной, лидерской) с раннего детства. Он считал, что необходимо, прежде всего, развивать творческую фантазию и одновременно уделять внимание крупной и мелкой моторике, учитывая тот факт, что ребенку интересен не результат любого вида деятельности, а сам процесс.
А. И. Савенков относительно детей дошкольного возраста рекомендовал применять формулировку литературно-художественная деятельность , в которой происходит процесс зарождение задатков литературной одарённости ребёнка
ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ
Д. В. Поль и О.В Юдушкина рассматривают литературную одарённость как один из видов художественной одаренности, выражающейся в умении ребенка думать и мыслить художественными образами и способностью воплотить свои переживания в речевой фантазии.
Литературно-поэтическая одаренность напрямую связана с читательской деятельностью, которая, безусловно, влияет на формирование словарного запаса.
В основе литературно-поэтической одаренности лежат литературные
способности, которые понимаются как способности к творчеству, т.е. производству так называемого «творческого продукта». В данном случае речь идет о производстве литературных произведений в различных жанрах.
Признаки литературно-поэтической одаренности: хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.
КОМПОНЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (СОРВАЧЕВА И.Д.)
- эмоциональное или поэтическое восприятие действительности;
- умение силой воображения и мышления придумать необычные и оригинальные истории, образы; хорошо подражать героям произведений художественной литературы или мультфильмов;
- способность входить в творческое состояние (импровизировать), уметь его поддержать, проявляя сопереживания;
- богатый словарный запас, склонность к словесным ассоциациям и чувству языка, способность строить сложные синтаксические конструкции; чувство ритма и легкое запоминание стихов, способность придумать сценарий для спектакля.
КОМПОНЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ (Е.П.ЯГУНКОВА.)
- впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений действительности;
- поэтическая зоркость;
- хорошая («цепкая») память;
- способность силы мышления и воображения создавать оригинальные образы и сюжеты;
- легкость возникновения творческого состояния, в частности, сопереживания;
- богатство словарного запаса и чувство языка;
- богатство словесных ассоциаций.
ПРОБЛЕМА
Основная проблема в развитии литературных способностей дошкольников − это создание определенных психологопедагогических условий, образовательных и специальных программ, направленных на развитие и поддержку личности одаренного ребенка.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
1. Работа с одарёнными детьми и выявления таковых является
действующей системой, носит целенаправленный и системный характер.
2. Создание плана работы по осуществлению управления развитием ярко выраженных литературно-поэтических способностей ребенка-дошкольника.
3. Соблюдение принципов управленческого цикла: планирование, организация, контроль и регулирование.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
4. Использование различных технологий и диагностик для выявления вербальных творческих способностей. С помощью тестирования выявлять такие характеристики как способность задавать вопросы информативного характера, умение устанавливать ребёнком
причинно-следственные связи к ситуациям или к серии картинок, видеть применение не обычных способов обычных предметов или явлений окружающей действительности, способность формулировать
нестандартные вопросы относительно хорошо известных и знакомых
предметов.
5. Составление планов совместной деятельности педагогических работников и родителей по направлению одаренности детей.
6. Создание кружков, направленных на выявление и поддержание детей с предпосылками одарённости.
7. Создание единого банка данных одаренных детей дошкольного возраста.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. Оценивать разные стороны поведения и источники информации, что позволит охватить весь спектр его способностей.
2. Наблюдение за поведением ребёнка во всех жизненных ситуациях.
3. С учётом способностей, склонностей и интересов ребенка
максимально включать его в специально организованную предметно-игровую ориентированную деятельность.
4. Использование тренинговых упражнений и методов способствующих снятию психологических «зажимов» и «преград».
5. Подключать к оценке одарённости квалифицированных специалистов.
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
- применение методов и приемов, способствующих развитию поэтических способностей детей в различных видах детской деятельности и на литературных занятиях;
- обладать знаниями и умениями проводить анкетирование родителей для получения информации о направленности интересов и способностей детей;
- владеть методиками и технологиями выявления общей одаренности;
- изучать и основываться на опыт работы других дошкольных организаций;
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С
ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
- подбирать практический методический материал содержащий удовлетворение потребностей способных и одаренных детей в свободном общении со взрослым по поводу художественной литературы и реализации себя в разных видах творческой деятельности (кукольный театр, драматизации, чтение стихов, игры и викторины по литературным произведениям, спектакли с участием педагогического коллектива и родителей);
- предлагать рекомендации по совершенствованию работы и механизмы совершенствования воспитательно-образовательного процесса в реализации программы одарённых детей;
- выявлять запросы и пожелания родителей одаренных детей и на основании информации для каждого ребенка выстраивать индивидуальный образовательный маршрут или траекторию развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
- организация пространственно-развивающей среды, способствующей психологическому комфорту и развитию природных склонностей и способностей ребёнка. С. Судзуки, японский педагог-музыкант, считал, что благоприятная среда стимулирует способности человека;
- взаимодействие педагога и детей в непосредственной образовательной деятельности, поощряющей проявление индивидуальности и выявления литературных познаний и возможностей;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
- проведение различных мероприятий по развитию литературно-поэтических творческих способностей дошкольников в рамках клубов, студий, лабораторий и конкурсов;
- предоставление информации родителям (плакаты, книги, информационные фильмы, консультации) об особенностях и возможных проблемах данной категории детей, а также обучение способам взаимодействия;
- направленность на ребенка, как на личность с соблюдением равноправия и взаимопонимания всех сторон воспитательнообразовательного процесса.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ
Принцип непрерывности развития личности основывается на учении Л.С. Выготского о двух уровнях развития: актуальный, который имеется в данный момент (например, знание стихов или умение составлять сказки) и потенциальный возможность достижения которого предполагает наличие определенных условий (например, основываясь на речевой фантазии придумать сценарий для спектакля). Каждый ребенок имеет способности или дарование, но раскрыть и развернуть их необходимо за счет организации творческого образовательного пространства.
Принцип творческого развития личности дошкольника является основой дошкольного образования и понимания самоценности детства, предусматривает использование методов, форм и средств, способствующих творческой самореализации и развитию одаренности. Например, предоставить, ребенку рассказать стихотворение не словами, а телом, т.е. дойти до смысла слова и интерпретировать его значение посредством движений и звуков.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ
Принцип природосообразности означает, что природа закладывает в каждом ребенке задатки одаренности и создает условия для их удовлетворения, развития.
Личностный принцип реализуется в создании таких условий способствующих реализации развивающихся склонностей и творческих способностей и потенциала.
Гуманистический принцип обеспечивает ребенку право на признание его как личности и развитие одаренности как национальной ценности.
Культурно-деятельностный принцип обеспечивает практическую
направленность образовательной системы в работе с одаренными
детьми: уметь самостоятельно организовать свою литературнотворческую деятельность для получения творческого результата
Деятельностно-ориентированный принцип развивает творческие элементы самоконтроля и самооценки дошкольника и способствует построению Я-концепции творческого саморазвития.
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- литературно-поэтическое творчество – это всегда движение, ведущее к развитию и результату (новый образ или действие);
- источником детского творчества является потребность в преодолении чего-то;
- воображение − вот основа творческой речевой и другого вида деятельности;
- потребность в высказываниях своих чувств и мыслей, отношение к миру через понимание раздельности человека и мира является психологической основой литературного таланта, одаренности;
- развитое чувство эмпатии т.е. способность сопереживать, сочувствовать окружающей действительности;
- эстетическое восприятие и отношение, к продукту литературной деятельности способствующее самореализации в творческом процессе.
ФОРМА РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Основной формой развития литературно-поэтической одаренности являются занятия. Процесс обучения должен быть доступным, увлекательным, эффективным и творческим с использованием различных методов и приемов (например, ТРИЗ), способствующих проявлению интереса к слову. Творчество стоит развивать на всех занятиях, т.к. речь − «это канал развития интеллекта, где одним из главных и сложных всегда был и остаётся − родной язык» (Ушинский К.Д.).
В работе с дошкольниками как указывают педагоги, имеет значение формирование представлений о литературно-художественном образе т.к. детям свойственна впечатлительность и богатство воображения.
Важным источником литературных способностей и творческого вдохновения является слово, с которого начинается устное сочинительство детей: сочинение потешки, загадки, стихотворения, сказки.
Особую роль необходимо отводить сказке с ее миром вымысла,
фантазии, явлениями и чувствами (любовь и ненависть) способной
научить ребенка думать самостоятельно, «решать реальные проблемы».
ВЫВОД
Детская одаренность − это всегда результат взаимодействия
природных предпосылок (задатков), окружающей среды, деятельности ребенка и личной творческой активности ребёнка (Трубайчук Л. В.).
Одаренность ребенка-дошкольника зависит от компетентности педагогов в области организации творческого образовательного пространства.
Заботясь об одаренных детях, мы преображаем будущее нашей науки, культуры и жизни нашей страны в будущем. Педагогам и родителям необходимо предоставлять разные условия, ситуации для проявления творческих способностей и природных задатков. Помочь ребенку приобрести свой образ, творческое начало, независимость в становлении самобытного личностного сознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Емельянова И. Е. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. - 232 с.
- Сорвачева И.Д. Развитие литературной одаренности дошкольников
- Трубайчук Л. В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста: Монография / под ред. Л.В. Трубайчук. – Че- лябинск, ИИУМЦ Образование, 2009. 245 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Педагогические сочинения: В 6 томах. – Т. 2. М.: Наука, 1988. - 462 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!