Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения
внутреннего мониторинга по литературному чтению
в 4 классе в 2016 году за I четверть.
Назначение КИМ – оценить качество подготовки литературному чтению обучающихся 4 класса с целью выявления уровня освоения учебного материала; определить уровень сформированности навыков осознанного чтения, уровень понимания содержания и особенностей художественного текста. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.
Документы, определяющие содержание КИМ
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г);
Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001;
Программа «Литературное чтение» авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России». Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 1. [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
3. Структура тестовой работы.
Работа по литературному чтению представляет собой текст, который состоит из художественного текста объемом 236 слов для чтения и 14 заданий к нему.
8 из 14 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из 2-4 предложенных (ВО), 4 задания с кратким ответом (КО), 2 задания с развернутым ответом (РО), требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.
Все вопросы и задания разделены на 2 уровня сложности: уровень А – базовый, уровень Б – средней сложности.
4. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение» представлено в таблице 1.
При разработке содержания тестовой работы учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, поверки овладения умениями по предмету «литературное чтение». Распределение заданий по основным элементам содержания, уровням сложности, типам заданий представлены в плане тестовой работы (таблица 2)
Таблица 1
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение»
№ п/п | Содержательные линии | Число заданий |
1. | Техника чтения и понимание прочитанного | 8 |
2. | Читательский кругозор | 3 |
3. | Литературоведческая пропедевтика | 2 |
4. | Речевое развитие | 1 |
План тестовой работы
№ задания | Содержательная линия | Контролируемые умения | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл |
| Блок А | | | | |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде (ответы на прямые вопросы к тексту). | ВО | Базовый уровень | 1 |
2 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | ВО | Базовый уровень | 1 |
3 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | Базовый уровень | 1 |
4 | Литературоведческая пропедевтика | Находить в тексте образные слова и выражения (сравнения). Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ВО | Базовый уровень | 1 |
5 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение определять главную мысль произведения. | ВО | Базовый уровень | 1 |
6 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение соотносить заглавие с темой или основной мыслью текста. | ВО | Базовый уровень | 1 |
7 | Читательский кругозор | Умение ориентироваться в мире книг. Определять произведение в нужный раздел книги (по тематике произведения). | ВО | Базовый уровень | 1 |
8 | Литературоведческая пропедевтика | Умение определять жанр произведения. | ВО | Базовый уровень | 1 |
| Блок Б | | | | |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение находить и указывать героев произведения. | КО | Базовый уровень | 1 |
2 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение устанавливать последовательность изложенных событий. Свободно ориентироваться в прочитанном тексте | КО | Базовый уровень | 1 |
3 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение восстанавливать последовательность пунктов простого плана. | КО | Базовый уровень | 1 |
4 | Речевое развитие | Умение формулировать личную оценку герою и его поступкам. | РО | Средней сложности | 1 |
5 | Читательский кругозор | Умение приводить примеры художественных произведений и авторов по данной тематике текста. | КО | Базовый уровень | 1 |
6 | Читательский кругозор | Умение приводить примеры героев художественных произведений | РО | Средней сложности | 1 |
Используемые обозначения:
ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.
КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
5. Система оценивания, выполнения отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий №1-14 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 14 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено 0 или 1 балл.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.
Критерии оценивания заданий Б4, Б6.
№ задания | Правильный ответ или критерии оценивания |
Б4 | 1 балл: дано связное монологическое высказывание, содержащее оценку поступку главного героя, его характеристика. 0 баллов: все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл (например, «Валя была трусихой, потому что боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц»») |
Б6 | 1 балл: названы герои (герой) детских произведений, на которых ученик хотел бы походить и дано небольшое объяснение своему выбору. 0 баллов: ученик не ответил или частично выполнил задание |
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 12-14 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 11баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 7 – 10 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»
6. Время выполнения работы и условия её проведения
Общее время выполнения работы 45 мин.
7. При разработке тестов была использована следующая литература:
«Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.]. – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2010.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2008.
Комбинированные тесты. 4-5 класс: русский язык, литературное чтение и развитие речи, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие. Издание 2-е / Иванова Л.Л., Суслов В.Н. Под. ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов н/Дону: Легион. – М., 2009.
Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые задания /Т.А. Круглова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс /Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2011.
Входной мониторинг
по литературному чтению
4 класс
Вариант 1
Прочитай текст.
Трусиха
Валя была трусиха. Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. Её так и звали — «трусиха». Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от
страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная,
клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась...
(236 слов) (Н. Артюхова)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
А) летом
Б) зимой
В) поздней осенью
А2. Где происходят события, описанные в тексте?
А) на улице
Б) во дворе
В) в доме
А3. Почему Валю считали трусихой?
А) боялась быть дома одна
Б) боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц
В) боялась отвечать у доски
А4. Укажи близкое по значению сочетание слов к слово- сочетанию «бросились врассыпную».
А) в разные стороны
Б) в укрытие
В) под защиту взрослых
А5. Отметь пословицу, определяющую главную мысль текста.
А) Сам погибай, а товарища выручай.
Б) Один за всех, а все за одного.
В) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста.
А) тема
Б) основная мысль
А7. В какой раздел книги ты поместишь это произведение?
А) о братьях наших меньших
Б) друзья познаются в беде
В) кто духом пал, тот пропал
А8. Определи жанр произведения
А) сказка
Б) рассказ
В) басня
Г) былина
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Определи тему текста. Запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б2. Назови героев произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б3. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Запоздалый плач Вали
Б) Предупреждение об опасности
В) Спасительная помощь
Г) Игра детей на куче песка
Д) Лохмач
Б4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков: «Лохмач с цепи сорвался! ... К нам бежит!...»
А) встала Д) взвизгнула
Б) выбежала Е) крикнула
В) захлопнула Ж) бросила
Г) вбежала З) схватила
Б5. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б6. Придумай и запиши заголовок к тексту.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к тесту по литературному чтению (входной мониторинг), 4 класс
Блок А
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1. | А | А3. | Б | А5. | В | А7. | Б |
А2. | А | А4. | А | А6. | А | А8 | Б |
Блок Б
Номер задания | Ответ |
Б1. | Свободный ответ. |
Б2. | Валя, Андрюша, мальчики, Лохмач, сторож. |
Б3. | Г, Б, Д, В, А |
Б4. | Г, В, Д, Б, З, А, Ж, Е |
Б 5. | Свободный ответ. |
Б6. | Свободный ответ. |
Класс 4
Предмет литературное чтение
Дата проведения
КИМ
Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения
внутреннего мониторинга по литературному чтению
в 4 классе в 2016 году за I четверть.
Назначение КИМ – оценить качество подготовки литературному чтению обучающихся 4 класса с целью выявления уровня освоения учебного материала; определить уровень сформированности навыков осознанного чтения, уровень понимания содержания и особенностей художественного текста. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.
3. Структура тестовой работы.
Работа по литературному чтению представляет собой текст, который состоит из художественного текста объемом 236 слов для чтения и 14 заданий к нему.
8 из 14 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из 2-4 предложенных (ВО), 2 задания с кратким ответом (КО), 4 задания с развернутым ответом (РО), требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.
Все вопросы и задания разделены на 2 уровня сложности: уровень А – базовый, уровень Б – средней сложности.
Используемые обозначения:
ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.
КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
5. Система оценивания, выполнения отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий №1-14 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 14 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено 0 или 1 балл.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 12-14 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 11баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 7 – 10 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»
Время выполнения работы и условия её проведения
Общее время выполнения работы 45 мин.
Ответы к тесту по литературному чтению 4 класс
Блок А
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1. | А | А3. | Б | А5. | В | А7. | Б |
А2. | А | А4. | А | А6. | А | А8 | Б |
Блок Б
Номер задания | Ответ |
Б1. | Свободный ответ. |
Б2. | Валя, Андрюша, мальчики, Лохмач, сторож. |
Б3. | Г, Б, Д, В, А |
Б4. | Г, В, Д, Б, З, А, Ж, Е |
Б 5. | Свободный ответ. |
Б6. | Свободный ответ. |
Фамилия____________________________
Имя_______________________________
Прочитай текст.
Трусиха
1)Валя была трусиха. 2)Она боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц. 3)Её так и звали — «трусиха». 4)Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. 5)Мальчики строили крепость, а Валя и её младший братишка Андрюша варили обед для кукол. 6)Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг со стороны колхозного сарая послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку.
На куче песка остался только маленький Андрюша — на четвереньках ведь не уйдёшь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от
страха, а грозный враг шёл на приступ.
Валя взвизгнула, выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, а в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, встала у ворот крепости.
Огромный злющий пёс несся через лужайку прямо на неё. Он казался коротким и очень широким. Вот уже совсем близко его оскаленная,
клыкастая пасть. Валя бросила в него сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошёл вон!
— Фьють! Фьють, Лохмач! Сюда! — Это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увёл. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
— Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась...
(236 слов) (Н. Артюхова)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
А) летом
Б) зимой
В) поздней осенью
А2. Где происходят события, описанные в тексте?
А) на улице
Б) во дворе
В) в доме
А3. Почему Валю считали трусихой?
А) боялась быть дома одна
Б) боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц
В) боялась отвечать у доски
А4. Укажи близкое по значению сочетание слов к слово- сочетанию «бросились врассыпную».
А) в разные стороны
Б) в укрытие
В) под защиту взрослых
А5. Отметь пословицу, определяющую главную мысль текста.
А) Сам погибай, а товарища выручай.
Б) Один за всех, а все за одного.
В) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста.
А) тема
Б) основная мысль
А7. В какой раздел книги ты поместишь это произведение?
А) о братьях наших меньших
Б) друзья познаются в беде
В) кто духом пал, тот пропал
А8. Определи жанр произведения
А) сказка
Б) рассказ
В) басня
Г) былина
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 2—6) кратко запиши ответ.
Б1. Определи тему текста. Запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б2. Назови героев произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б3. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Запоздалый плач Вали
Б) Предупреждение об опасности
В) Спасительная помощь
Г) Игра детей на куче песка
Д) Лохмач
Б4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Вали после криков: «Лохмач с цепи сорвался! ... К нам бежит!...»
А) встала Д) взвизгнула
Б) выбежала Е) крикнула
В) захлопнула Ж) бросила
Г) вбежала З) схватила
Б5. Считаешь ли ты Валю трусихой? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б6. Придумай и запиши заголовок к тексту.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок В
В1. В данном предложении определи, род, склонение и падеж имен существительных. Напиши над словами.
Валя вбежала в сад и захлопнула калитку.
В2.Выпиши выделенные слова из текста и разбери их по составу
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В3. Выпиши из текста собственные имена существительные
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В4. Выпиши из пятого предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В5 Данное предложение разбери по членам предложения.
Все подошли к песочной крепости.
Ответы по русскому языку
Номер задания | Ответ |
В1 | Валя –ж.р., 1скл.,И.п. (в) сад – м.р., 2скл.,В.п. калитку – ж.р., 1скл.,В.п |
В2 | хвостом, песочной |
В3 | Валя, Андрюша, Лохмач |
В4 | мальчики, крепость |
В5 | Все подошли к песочной крепости. подлеж. сказуем. определ. дополнен. |
Ответы к тесту по литературному чтению 4 класс
Блок А
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1. | А | А3. | Б | А5. | В | А7. | Б |
А2. | А | А4. | А | А6. | А | А8 | Б |
Блок Б
Номер задания | Ответ |
Б1. | Свободный ответ. |
Б2. | Валя, Андрюша, мальчики, Лохмач, сторож. |
Б3. | Г, Б, Д, В, А |
Б4. | Г, В, Д, Б, З, А, Ж, Е |
Б 5. | Свободный ответ. |
Б6. | Свободный ответ. |
Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения
промежуточного мониторинга качества образования по литературному чтению
обучающихся 4 класса
1. Назначение КИМ – оценить уровень подготовки обучающихся и результативность коррекционной работы по предмету «литературное чтение» в 4 классе.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г)
Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001;
Программа «Литературное чтение» авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России». Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 1. [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
3. Структура тестовой работы.
Работа по литературному чтению представляет собой текст, который состоит из художественного текста объемом 304 слова для чтения и 14 заданий к нему.
8 из 14 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из 2-4 предложенных (ВО), 3 задания с кратким ответом (КО), 3 задания с развернутым ответом (РО), требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.
Все вопросы и задания разделены на 2 уровня сложности: уровень А – базовый, уровень Б – средней сложности.
4. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение» представлено в таблице 1.
При разработке содержания тестовой работы учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, поверки овладения умениями по предмету «литературное чтение». Распределение заданий по основным элементам содержания, уровням сложности, типам заданий представлены в плане тестовой работы (таблица 2)
Таблица 1
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение»
№ п/п | Содержательные линии | Число заданий |
1. | Техника чтения и понимание прочитанного | 7 |
2. | Читательский кругозор | 2 |
3. | Литературоведческая пропедевтика | 3 |
4. | Речевое развитие | 2 |
Таблица 2
План тестовой работы
№ задания | Содержательная линия | Контролируемые умения | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл |
| Блок А | | | | |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде (ответы на прямые вопросы к тексту) | ВО | Базовый уровень | 1 |
2 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | Базовый уровень | 1 |
3 | Литературоведческая пропедевтика | Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ВО | Базовый уровень | 1 |
4 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в неявном виде. | ВО | Базовый уровень | 1 |
5 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение выделять главную мысль текста, и выражать ее через народные пословицы и поговорки. | ВО | Базовый уровень | 1 |
6 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение сопоставлять заголовок текста с темой и главной мыслью произведения. | ВО | Базовый уровень | 1 |
7 | Литературоведческая пропедевтика | Умение определять жанровое своеобразие предложенного текста. | ВО | Базовый уровень | 1 |
8 | Читательский кругозор | Умение сопоставлять главную мысль произведения с другими произведениями художественной литературы. Знание содержания предложенных в задании произведений художественной литературы. | ВО | Базовый уровень | 1 |
| Блок Б | | | | |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение называть героев произведений. | КО | Базовый уровень | 1 |
2 | Речевое развитие | Умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | РО | Средней сложности | 1 |
3 | Литературоведческая пропедевтика | Умение понимать и объяснять образные слова и выражения, приведенные в тексте. | КО | Базовый уровень | 1 |
4 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение восстанавливать последовательность пунктов простого плана. | РО | Базовый уровень | 1 |
5 | Речевое развитие | Умение определять цель создания текста, подтверждая свое высказывание словами из текста. | РО | Средней сложности | 1 |
6 | Читательский кругозор | Демонстрировать знания произведений художественной литературы по данной тематике. | РО | Базовый уровень | 1 |
Используемые обозначения:
ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.
КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий №1-14 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 14 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено 0 или 1 балл.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.
Критерии оценивания заданий Б2, Б5, Б6.
№ задания | Правильный ответ или критерии оценивания |
Б2 | 1 балл: дан однозначный ответ, содержащий правильное объяснение (например: «Нет, так как скворцы на зиму улетают в теплые страны») 0 баллов: ученик не сумел проследить причинно-следственные связи, не объяснил свой ответ и/или не смог построить связное высказывание, ответ состоит из отдельных слов и словосочетаний или выписан отрывок текста. |
Б5 | 1 балл: выполнены обе части задания; дано связное монологическое высказывание, в котором учащийся правильно выделяет главную мысль текста, подтверждая свое высказывание словами автора. 0 баллов: ученик ответил неверно или частично выполнил задание (например: «Когда дружба врозь, работа на лад не идет») |
Б6 | 1 балл: записано название произведения, в котором главными героями являются птицы. – записаны слова Светило, Солнышко 0 баллов: произведение не соответствует заданию или ответ отсутствует. |
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 12-14 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 11баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 7 – 10 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»
6. Время выполнения работы и условия её проведения
Общее время выполнения работы 45 мин.
7. При разработке тестов была использована следующая литература:
«Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.]. – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2010.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2008.
Комбинированные тесты. 4-5 класс: русский язык, литературное чтение и развитие речи, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие. Издание 2-е / Иванова Л.Л., Суслов В.Н. Под. ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов н/Дону: Легион. – М., 2009.
Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые задания /Т.А. Круглова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс /Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2011.
Промежуточный мониторинг
по литературному чтению
4 класс
Вариант 1
Прочитай текст.
Ссора птиц
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:
— Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, — сказали вороны.
— Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, — предложили скворцы. — Будем стараться все как один, может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
— Давайте, — заговорили голуби, — все разом взмахнём крыльями, может, взлетим, поднимем сеть?
— Верно, — подхватили остальные птицы. — Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, — диву дался и бросился вдогонку.
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ним птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»
И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
— Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
Услышали это голуби и рассердились:
— Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее.
Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал.
(304 слова)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. Где происходят события, описанные в начале текста?
А) в деревне
Б) в поле
В) в лесу
А2. Почему попались птицы в сеть?
А) соблазнились приманкой
Б) любопытно было узнать, что внутри
В) захотели попасть в клетку
А3. Выбери верный вариант значения выражения «все как один».
А) дружно
Б) весело
В) быстро
А4. Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?
А) птицы выбились из сил
Б) птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту
В) птицы запутались в сети
А5. Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?
А) Дружно не грузно, а врозь хоть брось
Б) Друзья познаются в беде
В) Долг платежом красен
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
А) основная мысль
Б) тема
А7. В какой сборник можно поместить это произведение?
А) сборник сказок
Б) сборник басен
В) сборник былин
Г) сборник рассказов
А8. Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?
А) И. Крылов «Лебедь, рак и щука»
Б) И. Крылов «Мартышка и очки»
В) И. Крылов «Кот и повар»
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Назови героев произведения.
Б2. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи — почему.
Б3. Объясни значение выражения «диву дался».
Б4. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Снова в неволе
Б) Птицы держат совет: как вырваться на волю
В) Дружный полёт
Г) Соблазнившись приманкой, птицы попадают в сеть
Д) Вздорная ссора птиц
Б5. О чём главном хотел сказать нам автор, аргументируй свой ответ словами из текста.
Б6. Вспомни названия произведений (1—2), героями которых тоже являются птицы.
Ответы к тесту по литературному чтению (промежуточный мониторинг), 4 класс
Блок А
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1. | В | А3. | А | А5. | А | А7. | А |
А2. | А | А4. | Б | А6. | Б | А8 | А |
Блок Б
Номер задания | Ответ |
Б1. | Птицы, птицелов. |
Б2. | Нет, так как скворцы на зиму улетают в теплые страны. |
Б3. | Удивился. |
Б4. | Г, Б, В, Д, А |
Б 5. | Автор хотел сказать нам о том, что любое дело нужно выполнять сообща, дружно. Он пишет: «Когда дружба врозь, работа на лад не идет». |
Б6. | Свободный ответ. |
Спецификация
контрольно-измерительных материалов для проведения
итогового мониторинга качества образования по литературному чтению
обучающихся 4 класса
1. Назначение КИМ – оценить уровень подготовки обучающихся и результативность коррекционной работы по предмету «литературное чтение» в 4 классе.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г)
Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. – М.: Дрофа, 2001;
Программа «Литературное чтение» авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России». Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Ч. 1. [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 158 с.
3. Структура тестовой работы.
Работа по литературному чтению представляет собой текст, который состоит из художественного текста объемом 210 слов для чтения и 14 заданий к нему.
8 из 14 заданий к тексту – задания с выбором единственного правильного ответа из 2-4 предложенных (ВО), 3 задания с кратким ответом (КО), 3 задания с развернутым ответом (РО), требующее аргументации в письменной форме личного мнения с привлечением прочитанного текста.
Все вопросы и задания разделены на 2 уровня сложности: уровень А – базовый, уровень Б – средней сложности.
4. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение» представлено в таблице 1.
При разработке содержания тестовой работы учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, поверки овладения умениями по предмету «литературное чтение». Распределение заданий по основным элементам содержания, уровням сложности, типам заданий представлены в плане тестовой работы (таблица 2)
Таблица 1
Распределение заданий по основным содержательным линиям учебного предмета «Литературное чтение»
№ п/п | Содержательные линии | Число заданий |
1. | Техника чтения и понимание прочитанного | 7 |
2. | Читательский кругозор | 1 |
3. | Литературоведческая пропедевтика | 5 |
4. | Речевое развитие | 1 |
Таблица 2
План тестовой работы
№ задания | Содержательная линия | Контролируемые умения | Тип задания | Уровень сложности | Максимальный балл |
| Блок А | | | | |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде (ответы на прямые вопросы к тексту) | ВО | Базовый уровень | 1 |
2 | Литературоведческая пропедевтика | Умение понимать и объяснять образные слова и выражения, приведенные в тексте. | ВО | Базовый уровень | 1 |
3 | Литературоведческая пропедевтика | Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ВО | Базовый уровень | 1 |
4 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте, выбирать из него необходимую информацию. | ВО | Базовый уровень | 1 |
5 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение выделять существенную информацию из литературного текста. | ВО | Базовый уровень | 1 |
6 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в неявном виде. | ВО | Базовый уровень | 1 |
7 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение сопоставлять заголовок текста с темой и главной мыслью произведения. | ВО | Базовый уровень | 1 |
8 | Литературоведческая пропедевтика | Умение определять жанровое своеобразие предложенного текста. | ВО | Базовый уровень | 1 |
| Блок Б | | | | |
1 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение называть героев произведений. | КО | Базовый уровень | 1 |
2 | Литературоведческая пропедевтика | Умение различать понятие «герой-персонаж». | КО | Базовый уровень | |
3 | Техника чтения и понимание прочитанного | Умение восстанавливать последовательность пунктов простого плана. | КО | Базовый уровень | 1 |
4 | Речевое развитие | Умение высказывать оценочное суждение поступкам героя. | РО | Средней сложности | 1 |
5 | Литературоведческая пропедевтика | Умение называть произведения художественной литературы со схожей частью (концовкой) произведения. | КО | Средней сложности | |
6 | Читательский кругозор | Демонстрировать знания произведений художественной литературы по данной тематике. | РО | Базовый уровень | 1 |
Используемые обозначения:
ВО – задание с выбором одного верного ответа из числа предложенных.
КО – задание с кратким ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
РО – задание с развернутым ответом, самостоятельно формулируемым учащимся.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За верное выполнение каждого из заданий №1-14 ученик получает 1 балл. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания, - 14 баллов. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания, а также его формы.
За выполнение заданий с выбором ответа (ВО) ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов.
За выполнение заданий с кратким ответом (КО) может быть выставлено 0 или 1 балл.
За выполнение заданий с развернутым ответом (РО) может быть выставлено 0 или 1 балл. Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно.
Критерии оценивания заданий Б2, Б5, Б6.
№ задания | Правильный ответ или критерии оценивания |
Б4 | 1 балл: ученик записал связное высказывание, в котором выразил главное - чему «учит» сказка. Например, «Быть честным, добрым, не обижать слабых, беззащитных». 0 баллов: ученик не видит иносказательности текста и дает примерно такой ответ: «Не надо есть других животных или жеребят» и/или не смог построить связное высказывание или ответ отсутствует. |
Б5 | 1 балл: дано название одного или нескольких произведений со схожей концовкой. 0 баллов: ученик записал произведение в котором нет схожей сюжетной концовки или ответ отсутствует |
Б6 | 1 балл: записано не менее двух названий произведений, в которых главными героями являются животные (волк или лошадь). – записаны слова Светило, Солнышко 0 баллов: произведение не соответствует заданию или ответ отсутствует. |
Уровни оценивания
100% - 85% - оптимальный уровень - 12-14 баллов – оценка «5»
84% - 75% - допустимый уровень – 11баллов – оценка «4»
74% - 50% - критический уровень – 7 – 10 баллов – оценка «3»
ниже 50% - недопустимый уровень – 1-6 балл – оценка «2»
6. Время выполнения работы и условия её проведения
Общее время выполнения работы 45 мин.
7. При разработке тестов была использована следующая литература:
«Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.]. – 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2010.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы / Е.И. Матвеева. – М.: Эксмо, 2008.
Комбинированные тесты. 4-5 класс: русский язык, литературное чтение и развитие речи, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие. Издание 2-е / Иванова Л.Л., Суслов В.Н. Под. ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов н/Дону: Легион. – М., 2009.
Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые задания /Т.А. Круглова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс /Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2011.
Итоговый мониторинг
по литературному чтению
4 класс
Вариант 1
Прочитай текст.
Волк и лошадь
Повадился волк ягнят в деревне таскать. Поймали его крестьяне и отдубасили палками за все проделки, но не убили.
А вскоре стал волка опять голод донимать. Поплёлся Серый добычу искать. Вдруг видит — пасутся на горном склоне лошадь с жеребёнком. Собрал волк все силы и мигом лошадь с жеребёнком настиг, не успела она от своего лютого врага убежать. Вот волк ей и говорит:
— На здешнем выгоне пастись запрещено — это всякий знает! Ты нарушила запрет, и в наказание я заберу твоего малолетку в зало. Я здесь сторож.
Стала лошадь волка просить, умолять не забирать жеребёнка. Но всё без толку!
— Ах, — заплакала лошадь, — бедный мой несмышлёныш! Он в темнице до смерти истомится!
— Сколько лет ему? спрашивает волк.
- Точно не знаю, - отвечает лошадь. — День его рождения вместе с именем у меня на правом копыте записан. Вы, поди, читать умеете? Раз вы на выгоне в сторожах, стало быть, и грамоте обучены!
Не хотелось волку признаваться, что в грамоте он ничего не смыслит.
— Покажи-ка твоё копыто! — говорит.
Подняла лошадь правое копыто да как волка по лбу стукнет. Невзвидел он света белого, оглох, ослеп и во всю длину на земле растянулся.
Ну а лошадь, ясное дело, не стала ждать, пока он очнётся и на ноги встанет. Убежала вместе с жеребёнком.
С тех пор волк к лошади с опаской подходит. Боится, как бы она его снова не лягнула. (210 слов)
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. Где, в каком месте происходят основные события, описанные в тексте?
А) на горном склоне
Б) в деревне
В) в лесу
А2. Выбери верный вариант значения слова выгон.
А) место, куда выгоняют ненужных животных
Б) место, где пасётся скот
А3. Используют ли волк и лошадь хитрость в разговоре друг с другом?
А) волк использует, а лошадь нет
Б) лошадь использует, а волк — нет
В) оба используют
Г) оба не используют
А4. За что крестьяне наказали волка?
А) нападал на людей
Б) скот таскал
А5. Кем представился волк лошади?
А) пастухом
Б) крестьянином
В) сторожем
А6. Как волк пытается объяснить то, что он хочет забрать жеребёнка?
А) из-за нарушения запрета пастись на этом выгоне
Б) из-за того, что он очень голоден
А7. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
А) тема
Б) основная мысль
А8. В какой сборник следует поместить данное произведение?
А) в сборник сказок
Б) в сборник басен
В) в сборник былин
Г) в сборник рассказов
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Назови героев произведения.
Б2. Объясни, почему слово Серый автор написал с большой буквы?
Б3. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста
А) Урок на всю жизнь
Б) Наказание волка за кражу ягнят
В) Встреча Серого с лошадью
Г) Поиски лёгкой добычи
Б4. Какой наказ ты дашь волку?
Б5. Вспомни название произведения, где концовка также начинается со слов: «с тех пор...»
Б6. Запиши названия произведений (2—3), где персонажем является одно из упомянутых в тексте животных.
Ответы к тесту по литературному чтению (итоговый мониторинг), 4 класс
Блок А
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1. | А | А3. | В | А5. | А | А7. | А |
А2. | Б | А4. | Б | А6. | Б | А8 | А |
Блок Б
Номер задания | Ответ |
Б1. | Волк, лошадь, жеребенок |
Б2. | Это сказочное прозвище волка |
Б3. | Б, Г, В, А |
Б4. | Свободный ответ. |
Б 5. | Свободный ответ. |
Б6. | Свободный ответ. |