Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Дарья Петровна. - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь. - Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что ребята в нашем классе Все, конечно, молодцы! - Давайте зарядимся положительной энергией и улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: организация рабочего места, умение воспринимать речь учителя. |
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Подготовка к первичному восприятию Беседа Слово об авторе Выставка книг | -Ребята, а скажите мне какое время года у нас сейчас? -Какой месяц сейчас? -А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака Апрель Апрель,апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник. -Какие изменения в природе вы тут заметили? - А кто возвращается весной к нам в гости? -А каких птиц вы знаете? -Ребята, вы уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить? На какую тему будем читать сегодня произведения? -И открывает у нас эту тему замечательный писатель В.В.Бианки. Виталий Бианки – знаменитый русский писатель. Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей. Виталий родился в столице царской России – Петербурге. Виталий был смышленым и любознательным. Юность будущего писателя была богата увлечениями. Он отлично играл в футбол, читал литературу, любил охоту и путешествия. Бианки очень любил природу всю свою жизнь. Он постоянно делал записи своих наблюдений, которые и послужили в последствии основой для его произведений. Наблюдательность писателя помогала ему заметить то, что часто остается без внимания. А из привычных, обыденных явлений, которые все мы постоянно наблюдаем, умел он создать целую увлекательную и красочную историю. -А теперь давайте откроем учебники на странице 105, и узнаем, что же авторы учебника нам рассказывают о Виталии Бианки. Прочитайте эту статью про себя. -Давайте проверим, насколько внимательно вы читали. Для этого нужно ответить на вопросы: 1)Чем является природа для В. Бианки? 2)Что нового мы узнаем из произведений В. Бианки? 3)Чему мы учимся, читая произведения В. Бианки? -Посмотрите на названия книг. Что содержится в названии этих книг? -Правильно, например прочитав название книги «Кто чем поет?», что мы можем узнать ? -А что бы узнать, какие герои будут в нашем произведении, вы должны отгадать загадки: 1) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! Как зовут её? 2) Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку, Что за птица? Это ... | -Весна -Апрель -Из зимней спячки просыпаются звери, расцветает подснежник и т.д. -Птицы Ответы детей -Животные -Вопрос -О том, какие звуки при пении издают животные. -Лиса -Утка | Регулятивные: определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные: высказывание свое мнение и формулирование ответ. |
Работа с иллюстрациями Первичное восприятие | -Откройте учебник на странице 107 и рассмотрите иллюстрацию, попробуйте предположить, что произойдет с нашими героями? -Давайте прочитаем произведение и проверим, верны ли ваши предположения. - Ребята, сейчас я прочитаю вам, а вы внимательно слушайте. Учитель читает выразительно. | Ответы детей | Познавательные: поиск и выделение звука, структурирование знаний, анализ звуков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |
Проверка первичного восприятия Этап перечитывания и анализа художественного произведения (словарная работа) Обобщение | -Оказалось, ли ваше предположение верным? - Какие чувства вы испытывали, когда слушали произведение? - Ребята, кто главные герои ? -Кто из героев вам понравился больше всего? - А теперь давайте прочитаем первую часть сказки по цепочке по одному предложению -Что увидел лис, когда подкрался? -Что сделала стая, когда заметили лиса? -Ребята, а что значит всполошилась? Каким другим словом его можно заменить? -А что значит, стая поднялась на крыло? -Что случилось с уточкой, которая осталась? -Давайте придумаем заголовок к этой части. - А теперь давайте прочитаем вторую часть сказки по цепочке по одному предложению. -Как бы нашёл Лис Уточку, если она куда-нибудь ушла? -Что помогло уточке не замерзнуть? -А как вы думаете, что такое полынья? -Посмотрите на картинку, это не замершее местечко на льду. -А как мы озаглавим эту часть? - А теперь давайте прочитаем третью часть сказки по цепочке по одному предложению. -Что увидел Лис, когда пришёл в третий раз к уточке? -Что случилось за зиму с уточкой? -Как мы озаглавим эту часть? -Ребята, скажите какие реальные события могли послужить основой для рассказа? -А что сказочного вы заметили? -А сопереживали ли вы уточке? - А произведения, в которых животные думают и разговаривают как люди, называются сказки-не сказки. | Сопереживания и грусти -Лис и уточка -Ответы детей -Целую стаю уток у берега -Стая всполошилась, поднялась на крыло и улетела. -Испугалась, забеспокоилась - Стая улетела -У нее было сломано крыло, перья порваны. Она осталась в кустах. -Охота лиса на уток и т.д. -По следам -Теплая полынья - Ответы детей -Уточка уплыла. -Что она плавает под кустом- жива-здоровёхонька -У нее зажило крыло и отросли новые перышки. -Уточка улетела, уточка выздоровела. -Птицы улетают, если птица больна она улететь не может и ей приходится оставаться зимовать. Лис может охотиться на уток. -Все животные думают и разговаривают как люди Ответы учащихся | |
Итог урока. Рефлексия. | -Чье произведения мы читали на уроке? -Что вы узнали об авторе? - Ребята, чему вы сегодня научились? - Что нового узнали? - Что вам особенно понравилось? -А кому-то напомнило данное произведение другое, похожее на него? Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и оцените свою работу на сегодняшнем уроке: На сегодняшнем уроке я работал (как?)… На этом уроке я похвалил бы себя за… Я узнал (что?) Мне было непонятно (что?) Больше всего мне понравилось (Что?) Молодцы, я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать. | -В.Бианки -Серая шейка | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли. Регулятивные: оценивание своих действий. |