Собирала Маргарита Маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
От кого письмо? Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: — Понравился тебе рассказ? Я ответила: — Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась: — Мало уметь читать, надо уметь думать, — сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
Валентина
Александровна
Осеева
1902-1969
Зашифровано название произведения
Знакомиться…
Учиться …
Анализировать …
А ещё сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своём произведении, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
Словарная работа
Бранить
Черепки
Мурашки
Бранить – резко порицать, ругать.
Черепки – обломки разбитого
глиняного фарфорового изделия.
Мурашки – пупырышки,
появляющиеся на коже от холода,
озноба.
- С чего начинается рассказ?
- Почему эта чашка была так дорога маме?
- Кто виноват был?
- Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
- А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась?
- Пыталась ли она помочь сыну сказать правду?
- Кого наказали?
- Каким было наказание?
- Легко ли было маме принять такое решение?
- Что чувствовал Бум, получив незаслуженное наказание? Найдите ответ в тексте, зачитайте.
- А что чувствовал в это время мальчик? Зачитайте.
- Какие чувства боролись в душе мальчика?
- Какая ночью была погода? Найдите в тексте и прочитайте.
– Почему мальчик признался в своем поступке?
Подтвердите вашу мысль словами из текста. – Как вы думаете, поняла ли мама сразу, кто разбил чашку? – Как бы вы ответили на вопрос мальчика: «Почему мама обрадовалась, что чашку разбил не Бум?» Какие фрагменты рассказа
вызвали у вас наибольшее
волнение?
-Почему?
Работа над выразительным чтением
- Поставьте себя на место героев и постарайтесь интонацией передать их чувства и мысли, когда они задают себе вопрос «Почему?».
- Какой вопрос задавал себе Бум? Прочитайте.
- А мама?
- Мальчик?
- Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик, переложив свою вину на друга?
- Как нужно было поступить мальчику сразу?
- А как бы вы поступили в данной ситуации?
- А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ?
- Будет ли в будущем мальчик совершать такие проступки?
- Изменилось ли ваше мнение о мальчике? Подтвердите своими словами.
Восстановите последовательность событий в рассказе.
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своё почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке!
Бум один на крыльце.
Выберите пословицу, которой можно озаглавить данный рассказ
Маленькая ложь за собою большую ведет.
Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Представьте, что вам предстоит нарисовать картину природы, которую описала В. Осеева.
Какие краски вы выберете?
Что происходит в душе мальчика?
«На сердце тяжело", "мурашки пробегали по спине", "вина становилась все больше", "кусал ногти", "утыкался лицом в подушку", "не мог ни на что решиться".
Синквейн
.......
Чистая, беспокойная.
Мучает, побуждает,
возвышает.
Совесть- это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль.
Совесть- это способность различать добро и зло.
Именно совесть , которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. В жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.
Совестливый – поступающий по совести; добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.
Разгадайте анаграммы.
Проверь себя!
Игра «Да, нет»
- Описание ночной природы соответствует настроению мальчика?
- Мальчик свалил свою вину из-за вредности?
- В рассказе собаку звали Бим?
- Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку?
- Мама поняла, кто разбил чашку?
- Ты свалил бы вину за проступок на своего друга?
- Какой рассказ мы читали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?