Давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга
- Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?
- В мире существует много форм различных приветствий, Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу.
- Жители Европы, здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон.
- Японцы же предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.
- Как можно назвать людей, которые всегда здороваются?
Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.
А почему их так называют? Может ли слово быть волшебным?
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число.
Какие вежливые слова вы знаете?
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Валентиной Осеевой «Волшебное слово».
- А какие цели можем поставить перед собой?
- А чему мы будем учиться?
Открываем страницу 87
- Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?
-Как вы думаете, о чем оно будет?
Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. В семье, кроме Валентины, росли две старшие сестры.
Валентина Александровна мечтала стать великой актрисой. Девушка даже поступила в киевский институт на драматический факультет.
Осеева поняла, что хочет помогать детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Приблизительно шестнадцать лет Валентина посветила себя воспитанию таких детишек. Именно любовь к детям привела ее в детскую литературу. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте проведём словарную работу.
- Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
- Стряпала - готовила пищу.
- Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
- Сейчас прочитаем рассказ по «цепочке».
- Вы запомнили главных героев этого рассказа? Давайте посмотрим на наших главных героев.
- Понравился вам мальчик?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
- Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
- Кому мальчик рассказал о своей проблеме?
- Что просил мальчик у сестры, у бабушки?
- Куда не брал мальчика брат?
- Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то.
-А что такое просьба?
- Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
- Как данное слово повлияло на взаимоотношения мальчика в семье?
Ваша задача: собрать из частей целые пословицы. Подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек……….. потом – говори.
Сначала думай….. ……..добром и платят.
Вырасти вырос …….. ….добру и учит.
Век живи………. …………..а ума не вынес.
За добро……………………. век учись.
- Какая пословица подходит к нашему произведению?
- Так какова главная мысль рассказа?
Главная мысль рассказа в том, что вежливое слово способно открыть любые двери и сердца.
Основная идея рассказа в том, что люди должны вежливо общаться между собой.
«Доброе слово путь к сердцу открывает»
«Вежливость украшает человека»
- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда . . . . . . . .
- Мне хотелось бы видеть всех вежливыми потому, что . . . . . . .
- Мне помогают правила вежливости тогда, когда . . . . . . . .
Итоги урока:
- Ребята, какое произведение мы сегодня прочли, как оно называется?
- Кто является автором этого произведения?
- Что мы узнали нового из этого рассказа? Какое волшебное слово узнал мальчик?
Запишите домашнее задание.
Оцените свою активность на уроке, выбрав подходящий вам смайлик