СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 3 класс. Конспект урока "Собирай по ягодке - кузовок наберешь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение 3 класс. Конспект урока по теме "Собирай по ягодке - кузовок наберешь"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 3 класс. Конспект урока "Собирай по ягодке - кузовок наберешь"»

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Класс: 3

УМК: Школа России

Цель: Познакомить учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научиться соотносить главную мысль произведения с пословицей

  • Научиться выделять характеристики героев;

  • Научиться анализировать прочитанный текст, выделять главное;

  • Познакомиться с биографией Б.В. Шергина.


Метапредметные:

  • Развитие умения выделять сущность, особенности объекта;

  • Развитие умения делать выводы на основе анализа объектов;

  • Развитие умения оформлять свои мысли в устной форме;

  • Развивать умение соотносить главную мысль произведения с пословицей.

Личностные:

  • Формирование умения высказывать свое отношение к героям, событиям.



Оборудование: учебник по литературному чтению 3 класс 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;

Ход работы:

  1. Организационный момент

  1. Подготовка к читательскому восприятию

-Мы с вами закончили раздел «По страницам детских журналов» и мы начинаем знакомиться с новым разделом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

-Что необычного в названии этого раздела? Что это? (это пословица)

-Что такое пословица?

- Какой смысл заключён в ней? (Добивайся своей цели постепенно, и достигнешь ее.)

-Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они будут нас учить?

-Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня. (Собирай по ягодке – наберешь кузовок)

-Какое сходство вы заметили? (название рассказа и раздела совпадает)

- Кто автор этого произведения? (Борис Шергин)

- Назовите тему урока.

- Кто-нибудь знает о Борисе Викторовиче Шергине? Читал его произведения?

-Борис Викторович Шергин (1896 – 1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Борис Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество». Кругом там пели былины и рассказывали сказы, предания. Отец писателя «был и кораблестроителем и мореходцем. Он 45 лет ходил в море. Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун.» После рассказов матери Шергин записал былины, рассказанные ею, для книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым своим «серьезным» рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 году. Учился писатель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что с детства его привлекало рисование. Многие книги со своими произведениями Б.Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. Наиболее известные книги Шульгина – «У песенных рек», «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания». Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества … в устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль».

  1. Первичное чтение произведения

- Послушаем этот рассказ.

Чтение произведения учителем.

  1. Первичное восприятие произведения

- Понравился ли вам рассказ? Почему?

-О чем этот рассказ?

-Скажите, что вы почувствовали, слушая эту историю?

-Какие главные герои были? (Бабушка, Ваня, Митя, Мастер)

-Была ли у вас подобная история в жизни как у Мити? (высказывают свое мнение)

6. Словарная работа

-В данном произведении встретились следующие слова. Как вы понимаете их?

Штукатурное – штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Малярное – маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

Академия – высшее научное или художественное учреждение.

  1. Физкультминутка

8. Вторичное восприятие произведения

- Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке. Опишите ее. (У Вани была бабушка …. Чтобы прочно было и красовито)

-Про кого рассказала Бабушка Ване? (про Митю)

- Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка художником?

-Что случилось с Митей?

-Как ему помогли Ванина бабушка и мастер?

-Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту  историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?

-Какая особенность в этом рассказе? Что мы часто встречаем на протяжении текста? (пословицы)

-Какие пословицы вам встретились в тексте?(Работа любит не молодца, а незалёжливого. Глаза страшатся, а руки делают. Комар носа не подточит. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.)

О чем эти пословицы? (1 – Работа продвигается не у того, кто хвастается только, а у того, кто что-то делает. 2 – Не надо боятся, что много делать еще, а надо просто выполнять свою работу. 3 – Выполнено все хорошо. 4 – Начинаешь с малого, а получаешь большее.)

- Какая главная мысль рассказа?

-Как пословицы помогают понять основную мысль рассказа?

-Как люди должны относиться к своей профессии, чтобы стать настоящими мастерами и работать с удовольствием?

9. Работа над выразительным чтением.

-Найдите в тексте диалог мастера и Мити.

-С какой интонацией говорит мастер? Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.

Обобщение

- Посмотрите на страницу 124. Рассмотрите иллюстрацию.

-Кто на ней изображен? (бабушка и Ваня)

-Что они делают? (беседуют)

-К какому отрывку относится эта иллюстрация? Найдите в тексте этот эпизод.

-А теперь откройте страницу 127. Кто изображен на ней? (Бабушка, Ваня и Митя)

-Видел ли Ваня на самом деле работы Мити? (нет)

-А как он узнал о них? (из рассказа Бабушки)

-Почему художник изобразил именно так эту иллюстрацию?

-Проверим, насколько вы внимательно изучили рассказ. Посмотрите на экран. Мы сыграем в игру «Кузовок». Вам надо продолжить пословицы:

1. Что посеешь (то и пожнешь)

2. Без труда (не выловишь и рыбку из пруда)

3. Сделал дело (гуляй смело)

4. За двумя зайцами погонишься (ни одного не поймаешь)

5. Любишь кататься (люби и саночки возить)

6. Слово – не воробей (вылетит – не поймаешь)

-О чем они?

-Какая наиболее подойдет к нашему рассказу?

  1. Подведение итогов

- С каким произведением мы с вами сегодня познакомились? («Собирай по ягодке – наберешь кузовок»)

-Кто написал это произведение? (Бори Шергин)

-Что вы узнали о нем?

- В чем особенность этого рассказа? (автор использует пословицы)

-Какая главная мысль произведения?

-Какой вывод для себя вы сделали?

11. Рефлексия

- Что понравилось сегодня на уроке?.

- Кто хотел бы познакомиться еще с произведениями Б.В. Шергина?.

- Что было трудно на уроке?

- Что запомнилось больше всего?



Домашнее задание

Домашним заданием будет пересказ произведения от лица любого героя данного произведения. С. 124 – 128 (пересказ)