Литературное чтение. 3 класс
Тема: А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
( пролог к поэме «Руслан и Людмила» )
Учитель: Сысоева Людмила Вячеславовна
Материал. А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
«У лукоморья дуб зелёный…»
Литература. Учебник «Литературное чтение 3 класс»
Тетрадь по литературному чтению №1.
Сказки А.С.Пушкина
Цель:
Познакомить с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»
«У лукоморья дуб зелёный…»
Задачи:
Учить видеть фольклорные истоки пушкинских сказок.
Формировать умение работать со стихотворным произведением.
Обогащать читательский опыт детей.
Расширять круг детского чтения по произведениям А.С.Пушкина.
Формировать читательские умения, используя такие виды работы:
а) аналитическое чтение
б) выборочное чтение
в) поисковое чтение
Познакомить с литературоведческими понятиями: поэма, пролог.
Побуждать интерес к произведениям А.С.Пушкина.
Учить выразительному чтению.
Учить работать в исследовательских группах
Ход урока.
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Выявление читательского опыта.
Вспомните и перечислите все литер. жанры, которые мы изучили в этом году.
Какие из них относятся к фольклору?
Постановка учебной задачи.
Когда я шла сегодня на урок, то думала о том, какие вы счастливые. Вас сегодня ждёт встреча с замечательным человеком, удивительным поэтом. Вы сегодня будете и слушателями, и исследователями, и читателями.
Актуализация знаний.
1) Посмотрите на этот портрет. Вы узнали поэта?
-- Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин?
Это портрет П. кисти художника Кипренского. Кипренский изобразил П. в чёрном сюртуке с пледом, перекинутым через плечо. На шее, вместо привычного нам галстука, мы видим шейный платок. Так было модно в 19 веке.
Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чём задумался, поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…
Витают мысли над кудрявой головой.
Он что-то шепчет Музе,
Рифм рождая строй.
Посмотрите, какое одухотворённое лицо. Глаза устремлены вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно бы он что-то шепчет. А может быть, сейчас и рождаются строки нашего стихотворения.
2) Работа с учебником.
Прочитайте 1 абзац вводной статьи.
Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью и меткостью русского языка.
-- У кого он этому учился? Кто рассказывал сказки будущему поэту?
Послушайте отрывок из статьи «Сказки Пушкина» К.Паустовского.
-- Чьи сказки слушал с раннего детства А.С.Пушкин?
Именно нянины сказки легли в основу пушкинских поэтических сказок.
К сожалению не сохранилось ни одного портрета Арины Радионовны. Но в стихотворениях П. она предстаёт перед нами, как живая:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно,
И не пил бы, и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Ну, что ж, отправляемся смело вперёд,
Нас пушкинских сказок ждёт городок.
Работа детей в группах.
Сейчас вы 5 мин. будете исследователями. Работать будем в группах. Задания представлены на карточках. Результаты ваших исследований нам пригодятся во время урока.
Гр.№1 Один ученик из 1 гр. напомнит нам жанры пушкинских произведений.
Жанры произведений
А.С.Пушкина
-- Расскажите 1 стихотворение Пушкина.
Гр. №2 Какие сказки П. вы знаете?
-- Какой ещё не исследован жанр?
-- Послушайте первую строку одного из произведений:
«У лукоморья дуб зелёный…»
-- Из какого произведения эта строка?
Значит, ещё один жанр пушкинских произведений – это поэма.
-- Что такое поэма?
Это определение есть у вас на столах. Вы дома ещё раз его прочитаете и можете использовать этот листок как закладку, пока будем изучать отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»
Первичное усвоение новых знаний.
У Пушкина есть чудесное вступление к поэме, которое называется прологом.
Послушайте его.
-- Какие чувства у вас вызвало это произведение?
Проверка понимания. Работа с текстом.
А сейчас мы будем перечитывать это произведение, вчитываясь, обдумывая, объясняя незнакомые слова.
1) Работа с первой частью пролога.
-- Вы будете читать вслух сами первую часть.
-- Какой темп и тон выберете?
Это начало Пушкин повторяет из сказки, рассказанной ему Ар. Рад. о царе Салтане: «У моря, у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»
От этого нянина кота и происходит «кот учёный»
-- Почему кот учёный?
В русском фольклоре есть сказочный персонаж кот Баюн
-- Какие эпитеты вы увидели в этой строфе?
-- Что такое «лукоморье»?
Этот вопрос исследовала 3 группа ребят.
Дальше следует вторая часть .В ней мы видим целый сказочный мир.
Давайте выясним значение некоторых слов.
Словарная работа.
Как понимаете:
На неведомых дорожках –
Следы невиданных зверей –
Лес и дол видений полны –
О заре –
Витязь –
Брег –
Чредой выходят –
Мимоходом –
Пленяет –
Царевна тужит –
Над златом чахнет –
Когда вы читаете, вы не равнодушны, представляете себе героев, восхищаетесь или удивляетесь, а, может быть, пугаетесь.
3) Выразительное чтение.
Передайте свои чувства при чтении.
( 4 группа )
-- Каких сказочных героев вы увидели?
-- Где вы встречали бабу Ягу, Кащея Бессмертного, царевну и серого волка?
-- Какие русские народные сказки у вас возникают в памяти?
Этот вопрос исследовала 4 группа ребят.
Наверно, и Пушкин слышал эти сказки от Арины Радионовны, а позже сделал героями своих сказок.
-- Чем ещё похоже вступление на народную сказку7
Обратите внимание на глаголы. Например: бродит, сидит, стоит, выходят, пленяет и т.д.
-- В каком времени стоят глаголы?
Так вот, использование слова «там» и глаголов настоящего времени создают впечатление, что эта сказка «реальна».
Что всё происходит на самом деле.
Поисковое чтение.
Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о прекрасных витязях.
Пушкин сюжет для этих строк тоже взял из народной сказки, услышанной им от А.Р.
Она рассказывала так: «Из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом; а выходят они из моря только на один час.. Караулит их и гонит обратно в море старик»
-- Какую строку Пушкин закончил восклицательным знаком?
-- Как вы объясните эти слова?
-- С какой интонацией надо читать эту строку?
Прочитайте.
-- Каким знаком препинания заканчивается одна картина и начинается другая?
В этом месте надо делать паузу.
Прочитайте концовку пролога.
-- Какую концовку из других сказок она вам напоминает?
-- Какие сказки часто так заканчиваются?
Приведите пример.
-- Какие слова автора говорят о том, что всё, о чём было рассказано «правда»?
Первичное закрепление.
Если бы вы были художниками, какие иллюстрации нарисовали бы?
Давайте посмотрим, близки ли окажутся вашим представлениям картины, нарисованные художниками-мультипликаторами? Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Вы услышите музыку Глинки к опере «Руслан и Людмила»
Рефлексия.
Как грамотно назвать изученное произведение? Дополните предложение словом.
…………… к поэме «Руслан и Людмила».
-- Что такое пролог?
-- Какое настроение у вас в конце урока?
Домашнее задание.
Выучить пролог наизусть. Какие интонации будете использовать?
Материалы к уроку.
Задание для 1 группы.
Вспомни и расскажи одно стихотворение А.С.Пушкина.
Задание для 2 группы.
Какие сказки Пушкина вы знаете?
1.______________________________________________________
2. _____________________________________________________
3.______________________________________________________
4. ______________________________________________________
5.______________________________________________________
6. _____________________________________________________
Найди сказки Пушкина.
Задание для 3 группы.
Что такое «Лукоморье»?
Воспользуйся дополнительной литературой.
Построй ответ:
На какой вопрос надо ответить?
Какой дополнительной литературой вы воспользовались?
Прочитай самое интересное из данной статьи.
Задание для 4 группы.
Вспомни и запиши русские народные сказки, персонажами которых являются:
Баба Яга ____________________________________________________________________________________________________________________
Кащей Бессмертный ____________________________________________________________________________________________________________________
Царевна ___________________________________________________________________________________________________________________
Серый волк ____________________________________________________________________________________________________________________