Учебный предмет: Литературное чтение.
Класс: 4.
УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.
Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».
Цель: научиться раскрывать смысл произведения.
Задачи:
- совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения;
- формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;
- отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;
- развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипатию (смысловую догадку) детей, произвольную память;
-расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи;
- воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные:
-научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке.
Познавательные: -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
- выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.);
-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Коммуникативные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.
Ресурсы урока: учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; Ход урока.
I. Организационный момент.
Чтение учителем наизусть:
“Невозможно без вниманья,
Получить образованье!”
(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)
Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!
“Мы спокойны,
Мы внимательны,
Мы – само внимание!”
II. Речевая разминка
- Давайте вместе прочитаем медленно отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья- надежный крепкий дом»
«Моя семья – надежный крепкий тыл»
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, братья…
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
- Кто может прочитать с утвердительной интонацией? (еще: с интонацией восхищения, с веселой интонацией и т.д.)
- Почему писательница утверждает, что «Моя семья»- это надежный крепкий дом?
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (А.П.Чехова)
- Что вы можете рассказать о детстве писателя, пользуясь знаниями полученными на прошлом уроке? (ответы детей)
- Вы правы, Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге. В семье мелкого торговца. Антон учился в гимназии, зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносли ему популярность. Чехов стал известен не только в России, но и во многих Европейских странах.
- С каким рассказом А.П.Чехова мы познакомились? (Мальчики)
- Прочитайте тему урока. (А.П.Чехов «Мальчики»)
- Определите задачи урока.
IV. Работа по теме урока
- Приступим к работе.
- Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей.
- Дома вы должны были перечитать рассказ «Мальчики». О чем он?
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста.
- Что вы можете сказать о семье Королевых?
- Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.
- Изменилось ли отношение Володи к семье?
- О чем мечтали мальчики?
- Как они представляли свою жизнь в Америке?
- Могли ли сбыться их мечты? Почему?
V. Динамическая пауза
Игра «Кто быстрее и умнеее»
- Ребята, в рассказе встречается много непонятных слов и сейчас мы поиграем и игру. Играть будем командами (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). За 2 минуты каждая команда должна собрать буквы, которые рассыпались по классу.. (1 ряд собирает красные буквы, 2 ряд- зеленые, а 3- синие). И собрать из этих букв непонятные для нас ранее слова, которые встретились нам в рассказе. А также объяснить значение этих слов.
мустанг – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;
бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий;
москит- мелкое двухкрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Попробуйте объяснить, почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?
Деление рассказа на части
- Сейчас мы будем делить рассказ на части. Работа будет в парах. Делить вы будете не весь рассказ, а по страницам: 1 ряд делит рассказ с ____ до ____ страниц, 2 ряд - с ____ до ____ страниц, 3 ряд - с ____ до ____ страниц.
- Давайте теперь составим вместе план рассказа «Мальчики».
- Встречались ли у вас в жизни подобные ситуации?
VII. Рефлексия
- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?
-Что такое «Синквейн»?
-Давайте напишем «Синквейн» к произведению «Мальчики».
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
-Оцените свою работу на уроке.
- Что было трудным?
- Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
- Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
- В чем главная мысль рассказа?
- Чему он учит?
IХ. Домашнее задание.
Записать краткий пересказ по плану.
.