СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение 4 класс. А.П.Чехов "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 36 литературное чтение 4 класс. А.П.Чехов "Мальчики". Смысл названия рассказа, Главные герои рассказа - герои своего времени. Характер героев художественного текста.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение 4 класс. А.П.Чехов "Мальчики"»

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 4.

УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Цель: научиться раскрывать смысл произведения.

Задачи:

- совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; 

- формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;

- отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;

- развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипатию (смысловую догадку) детей, произвольную память;

-расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи;

- воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

-научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке. 

Познавательные: -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; 

- выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. 

Регулятивные: -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.);

-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; 

-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке

Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении 

Коммуникативные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Ресурсы урока: учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; Ход урока.

I. Организационный момент.

Чтение учителем наизусть:

“Невозможно без вниманья,
Получить образованье!”

(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

“Мы спокойны,

Мы внимательны,

Мы – само внимание!”

II. Речевая разминка

- Давайте вместе прочитаем медленно отрывок из стихотворения Зинаиды Маркиной «Моя семья- надежный крепкий дом»

«Моя семья – надежный крепкий тыл»


Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестренки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.


Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

- Кто может прочитать с утвердительной интонацией? (еще: с интонацией восхищения, с веселой интонацией и т.д.)

- Почему писательница утверждает, что «Моя семья»- это надежный крепкий дом?

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (А.П.Чехова)

- Что вы можете рассказать о детстве писателя, пользуясь знаниями полученными на прошлом уроке? (ответы детей)

- Вы правы, Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге. В семье мелкого торговца. Антон учился в гимназии, зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносли ему популярность. Чехов стал известен не только в России, но и во многих Европейских странах.

- С каким рассказом А.П.Чехова мы познакомились? (Мальчики)

- Прочитайте тему урока. (А.П.Чехов «Мальчики»)

- Определите задачи урока.

IV. Работа по теме урока

- Приступим к работе.

- Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей.

- Дома вы должны были перечитать рассказ «Мальчики». О чем он?

- Рассмотрите иллюстрации к рассказу, прочитайте подходящие к ним отрывки из текста.

- Что вы можете сказать о семье Королевых?

- Как родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста.

- Изменилось ли отношение Володи к семье?

- О чем мечтали мальчики?

- Как они представляли свою жизнь в Америке?

- Могли ли сбыться их мечты? Почему?

V. Динамическая пауза

Игра «Кто быстрее и умнеее»

- Ребята, в рассказе встречается много непонятных слов и сейчас мы поиграем и игру. Играть будем командами (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). За 2 минуты каждая команда должна собрать буквы, которые рассыпались по классу.. (1 ряд собирает красные буквы, 2 ряд- зеленые, а 3- синие). И собрать из этих букв непонятные для нас ранее слова, которые встретились нам в рассказе. А также объяснить значение этих слов.

мустанг – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий;

москит- мелкое двухкрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

VI. Продолжение работы по теме урока

- Попробуйте объяснить, почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?

Деление рассказа на части

- Сейчас мы будем делить рассказ на части. Работа будет в парах. Делить вы будете не весь рассказ, а по страницам: 1 ряд делит рассказ с ____ до ____ страниц, 2 ряд - с ____ до ____ страниц, 3 ряд - с ____ до ____ страниц.

- Давайте теперь составим вместе план рассказа «Мальчики».

- Встречались ли у вас в жизни подобные ситуации?

VII. Рефлексия

- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?

-Что такое «Синквейн»?

-Давайте напишем «Синквейн» к произведению «Мальчики».

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

-Оцените свою работу на уроке.

- Что было трудным?

- Что легко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

- Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

- В чем главная мысль рассказа?

- Чему он учит?

IХ. Домашнее задание.

Записать краткий пересказ по плану.

.