Подготовительная работа | Словесные(беседа) Наглядные(видеоролик) | -Давайте приступим к выполнению первого пункта плана – знакомство с писателем А.С. Пушкиным. Слушайте внимательно, после я буду задавать вопросы: Задолго до нас в Москве в дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин. У него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат. В детстве будущий поэт проводил много времени у своей бабушки в подмосковном селе Захарово. Еще у А.С. была няня — Арина Родионовна. Пушкин очень любил ее, и позднее посвятил ей несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер», с которым мы сегодня познакомимся). Когда Пушкину исполнилось 12 лет, он уехал учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он увлекся литературой, написал первые стихи и познакомился с известными поэтами. Там у него появились настоящие друзья. После окончания лицея поэт остался жить в Санкт-Петербурге, и поступил на государственную службу. Здесь он вел активную светскую жизнь и писал стихи. Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Только спустя 6 лет (в 1826 году) он вернулся из ссылки. Через несколько лет он встретил свою будущую жену прекрасную Наталью Гончарову. Осень была любимым временем года поэта. В это время к нему приходило вдохновение, и он писал прекрасные стихи. Поэт погиб, когда ему было всего 38 лет. Александр Пушкин еще при жизни стал великим поэтом. Его стихи известны по всему миру и переведены на множество языков. Кто знает, как звали няню поэта? Т.к. мы с вами сегодня познакомимся со стихотворением, которое посвящено А.Р., давайте познакомимся с ней поближе. - Арина Родионовна - с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказок. Для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей. Она знала много русских народных сказок. Няня рассказывала об обычаях русского народа, пела Пушкину народные песни. Поэт услышал от нее много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. Няня привила поэту любовь к народному творчеству. Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Пушкин писал о своей любимой няне: Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки. Небылицы, былины Православной старины! Слушать, так душе отрадно. И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел. Вопросы: - Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с одним из самых известных стихотворений А.С. Но для начала давайте вернемся к плану. Мы выполнили первый пункт? -Перейдем ко второму пункту. | Смотрят видеоролик 1.Как объяснение природных явлений, обрядов и народной мудрости 2.Сказки 3. Из уст в уста( от человека к человеку в устной форме) 4.Литературные и народные 5.Это сказка написанная одним человеком 6.Сказка, которая была найдена до печати и передавалась из уст в уста -Да | Фронтальная |
Подготовительная словарная работа | Словесные(объяснение, беседа) Наглядные(презентация, раздаточный материал) | -Перед тем, как мы приступим к прочтению произведения, давайте выполним словарную работу и посмотрим, знаете ли вы значения некоторых слов из него. У вас на столах лежат карточки, вам нужно будет соотнести слово и его значение в парах, потом будем проверять( После работы на слайде появляются слова с их значением) | Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла – непрозрачный воздух. Вихрь – порывистое, круговое движение ветра. Кровля обветшалая – очень старая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина Веретено – приспособление для прядения. | Фронтальная, индивидуальная |
Второе чтение | Словесные(беседа) | 1) Чтение и обсуждение 1-ой части - Как вы понимаете содержание первой строчки? - Что такое «мгла»? - А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю. - Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами? - Когда автор литературных произведений сравнивает людей, явления природы, с чем-либо или с кем-либо, то такой приём в литературе называется сравнением. - Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя: (р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»; (с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»; (а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д. - Какая погода описывается в начале стихотворения? - Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? 2) Чтение и обсуждение 2-ой части - О ком говорит автор во 2-ой части? К кому он обращается? - Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. - Какое настроение у автора? - Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? - В этом стихотворении показана вся боль и тоска, все переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. Ведь он находится в ссылке, вдали от друзей и родных. 3) Чтение и обсуждение 3-ей части - Найдите слова, в которых отражается настроение автора. - Найдите слова, с которыми поэт обращается к няне. - С какой просьбой он обращается к няне? - Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? 4) Чтение и обсуждение 4-ой части - Сейчас вы прочитаете последнюю часть текста и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или оно осталось прежним. - Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? - Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал? - Сравните первую часть с последней: одинаковые ли они по настроению? - Как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? | Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит». Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера. Ненастная Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения К няне «Моя старушка», «Мой друг» Грустное «Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь» «Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей» «Добрая подружка» «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню» Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей» (Повторяются строчки) Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства Во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей». Этим он показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: теплые, задумчивые, нежные, ласковые. Спокойным, напевным, с чувством грусти. | Фронтальная |