Изучение нового материала | Организация работы по теме урока | П: упражнение С:беседа | Чтение и анализ стихотворения «Туча» 1.Первичное чтение Включается аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Туча». 2.Проверка восприятия - Понравилось вам стихотворение? - О чем оно? 3. Повторное чтение учащимися Учащиеся читают повторно сами. 4. Словарная работа - Объясните значение слова «алчный». Подберите к нему синоним. - Подберите синоним к слову «унылый». - Подберите антоним к слову «ликующий». 5. Анализ стихотворения - Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала? - Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните. - Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение. - Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения? 6. Выразительное чтение стихотворения - Прочитайте кто-нибудь данное стихотворение вслух и выразительно, чтоб слышали все одноклассники. - Ребята, у Пушкина есть еще одно стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» , давайте послушаем. Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!..» 1. Первичное чтение Включается аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» 2. Проверка восприятия - Понравилось ли вам стихотворение? - О чем оно? 3. Повторное чтение учащимися Читают сами учащиеся. 4. Словарная работа. Анализ стихотворения - Какие чувства передаёт автор? – Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.) – То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ. – Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя) – А теперь прочитаем вслух. (Читают 2–3 ученика.) – Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени? (Читают про себя.) – Итак, что же поэт любит? – Что вы понимаете под этими словами? – Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ. – Что значит пышное? – Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки. (Ученик читает 4–8 строки) ТЕКСТ: В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. – Можно ли назвать данное увядание пышным? – В багрец и в золото одетые леса. – Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? – Посмотрите на доску (слайд 7) вам предложены значение словарных слов. Багрец – 1). Красная краска тёмного оттенка, багровая. 2). Драгоценная багровая ткань, пурпур. – Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? – А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? – Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи. – А что придают устаревшие слова данному произведению? – Давайте прочитаем первую строчку стихотворения. ТЕКСТ: Унылая пора! Очей очарованье! – Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию. – Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию. (Читает 2–3 ученика.) - Какие картины рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчеркнутые строчки? - Какие чувства вызывают у вас картины осени, нарисованные А.С. Пушкиным? 5.Выразительное чтение стихотворения - А теперь кто-нибудь 1 прочитает выразительно вслух, чтоб слышали одноклассники. Работа с репродукциями картин на 38 странице учебника - Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон» на странице 38 учебника. - Как художники изображают осеннюю пору? - В. Поленов на картине «Золотая осень» (слайд 8) изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета. - Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья, и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов. - Знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» (слайд 9) написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон... Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, м и два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане. - Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести. - Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните. | Слушают, как стихотворение читает актер. - Жадный, корыстолюбивый, страшно желающий чего-нибудь. - Грустный, печальный. - Унылый, тоскливый. Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы. Выразительно читают. Слушают чтение стихотворения актером. Объясняют значение слов. - Чувства восхищения, чувства грусти, т.к осень уходит. - Пышное природы увяданье - красивое, яркое, торжественное. -Да, можно. - Багрец - Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая - Очи - Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье. Рассматривают картины, слушают учителя, отвечают на вопросы. Думают, объясняют, отвечают на вопрос. | Ф, И | Самоконтроль, контроль со стороны учителя | Регулятивные: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. Коммуникативные: - адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; Познавательные: - развивать способность смыслового восприятия предложения. |