СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение карасева 421

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение карасева 421»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)








Конспект урока литературного чтения







Составитель:

Карасева Ольга Алексеевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

курс 4, группа 421

Ф.И.О преподавателя___________/Аброшнова М.А./

Ф.И.О учителя: _______________/Штыркова В.В/

Оценка: _________________





г. Лукоянов, 2022

Дата проведения: 06.10.2022

Класс: 4 «а»

УМК: «Школа России»

Тема урока: А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: ознакомление со стихотворениями А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» и «Туча».

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них;

  • расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

  • развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

  • развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками.

Воспитательная:

  • воспитывать трудолюбие, интерес к изучению литературного чтения.

  • воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; отрабатывать навык самоконтроля.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные УУД: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях)

Личностные УУД: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, учебник, конспект, презентация, аудиозаписи стихотворений А.С. Пушкина.

Оборудование для учащихся: учебник.




План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация

  2. Речевая разминка

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Сообщение темы и целей урока

  5. Изучение нового материала.

  6. Подведение итогов.

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание.

  9. Организационный момент.





























ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П - парная, Г – групповая)

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

(Предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационный момент


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организованно начать урок



Настроить детей на работу




С: беседа




С:беседа

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут Ольга Алексеевна. Садитесь.


- Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего дня и с отличным настроением начнём наше занятие.

Приветствуют учителя, садятся за парты.



Выполняют действия, заданные учителем.


Ф




Ф

Контроль готовности к уроку



Контроль со стороны учителя

Регулятивные: организовывать свою деятельность.

Личностные: Создать условия для проявления положительного отношения к урокам литературного чтения.

  1. Речевая разминка

Совершенствовать четкость произношения, развитие дикции, правильного дыхания.

С: беседа

П: упражнение

- Ребята, чтобы начать урок давайте разомнем наш речевой аппарат. Для этого посмотрите на слайд, прочитайте самостоятельно каждый про себя стихотворение Виктора Авдиенко. (слайд 2)

ТЕКСТ:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый — кленовый.

- Прочитаем медленно.

- Прочитаем побыстрее, с ускорением.

- Прочитаем с замедлением темпа.

- И наконец прочитаем выразительно.

- Как бы вы его озаглавили? Почему?

Слушают учителя, разминают речевой аппарат. Отвечают на вопросы.
















- Осень. В нем описывается осенняя природа.

Ф, И










Самоконтроль, наблюдение со стороны учителя.

-

  1. Проверка домашнего задания

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

С:

беседа

П:упражнение

- Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Няне». (слайд 3)

- Кто из вас составил рассказ об Арине Родионовне?

- Выйдите к доске и зачитайте его перед всеми одноклассниками.


Читают стихотворение, рассказывают рассказ о няне Пушкина.

Ф, И

Самоконтроль

Коммуникативные:

- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач.

  1. Сообщение темы и целей урока

Подвести обучающихся к теме урока, постановка цели урока.

С: беседа

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (осенью)


- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить?

- Ребята, что вы себе представляете, когда слышите слово осень? Что видите?

- Что слышите? Какие звуки можно услышать осенью?

- А нравится ли вам осень? Чем?

- Опишите свою картину осени. Как вы ее себе представляете?

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие ассоциации возникли у А. С. Пушкина со словом «осень» в стихотворениях «Туча» и «Унылая пора! Очей очарованье!». (Слайд 4)

- Это бывает осенью.









Ф

Самоконтроль

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Предметные:

- Учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

  1. Изучение нового материала

Организация работы по теме урока

П: упражнение

С:беседа

  1. Чтение и анализ стихотворения «Туча»

1.Первичное чтение

Включается аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Туча».

2.Проверка восприятия

- Понравилось вам стихотворение?

- О чем оно?

3. Повторное чтение учащимися

Учащиеся читают повторно сами.

4. Словарная работа

- Объясните значение слова «алчный». Подберите к нему синоним.


- Подберите синоним к слову «унылый». 

- Подберите антоним к слову «ликующий». 

5. Анализ стихотворения

- Как Пушкину удается показать, что пора ненастья миновала?

- Можно ли сказать, что поэт ведет воображаемый диалог с тучей? Объясните.

- Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

- Какое настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

6. Выразительное чтение стихотворения

- Прочитайте кто-нибудь данное стихотворение вслух и выразительно, чтоб слышали все одноклассники.

- Ребята, у Пушкина есть еще одно стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» , давайте послушаем.

  1. Чтение и анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!..»

1. Первичное чтение

Включается аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»

2. Проверка восприятия

- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чем оно?

3. Повторное чтение учащимися

Читают сами учащиеся.

4. Словарная работа. Анализ стихотворения

- Какие чувства передаёт автор?


– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)

– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

– Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух. (Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени? (Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит?

– Что вы понимаете под этими словами?

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

– Что значит пышное?


– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки. (Ученик читает 4–8 строки)

ТЕКСТ:

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным?

– В багрец и в золото одетые леса.

– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем?

– Посмотрите на доску (слайд 7) вам предложены значение словарных слов.

Багрец –

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.

2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения?

– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении?

– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

– А что придают устаревшие слова данному произведению?



– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

ТЕКСТ: Унылая пора! Очей очарованье!

– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию. (Читает 2–3 ученика.)

- Какие картины рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчеркнутые строчки?

- Какие чувства вызывают у вас картины осени, нарисованные А.С. Пушкиным?

5.Выразительное чтение стихотворения

- А теперь кто-нибудь 1 прочитает выразительно вслух, чтоб слышали одноклассники.

  1. Работа с репродукциями картин на 38 странице учебника

- Рассмотрите репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон» на странице 38 учебника.

- Как художники изображают осеннюю пору?

- В. Поленов на картине «Золотая осень» (слайд 8) изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе еще кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.

- Осень на ней еще только-только просыпается, она еще не дохнула на деревья, и многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Маленькая лесная дорога зовет за собой в лес, где еще цветут последние цветы, пахнет травой и хвоей и от земли исходит последнее тепло. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни, которая так далека от сегодняшних кипящих энергией городов.

- Знаменитое полотно И. Левитана «Вечерний звон» (слайд 9) написано в 1892 г. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей — на Волге и под Звенигородом — и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон... Красива природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, м и два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

- Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

- Подумайте, как удалось художникам передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.

Слушают, как стихотворение читает актер.









- Жадный, корыстолюбивый, страшно желающий чего-нибудь.

- Грустный, печальный.

- Унылый, тоскливый.

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы.









Выразительно читают.






Слушают чтение стихотворения актером.




Объясняют значение слов.






- Чувства восхищения, чувства грусти, т.к осень уходит.
















- Пышное природы увяданье






- красивое, яркое, торжественное.










-Да, можно.



- Багрец







- Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая

- Очи




- Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.























Рассматривают картины, слушают учителя, отвечают на вопросы.




















































Думают, объясняют, отвечают на вопрос.

Ф, И
















































































































































Самоконтроль, контроль со стороны учителя

Регулятивные:

- развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

Познавательные:

- развивать способность смыслового восприятия предложения.

  1. Подведение итогов

Подвести итог деятельности учащихся на уроке.

С:беседа

- Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше всего понравилось?

- Осень - любимое время года Пушкина. А любите ли его вы? За что?


Отвечают на вопросы, слушают оценки.

Ф

Текущий контроль

Регулятивные:

- Выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.

Коммуникативные:

- Уметь вести диалог.

  1. Рефлексия

Самоанализ работы на уроке, оценка своей деятельности на уроке.

Жесты

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?  Что понравилось на уроке?

- Давайте попробуем закончить урок фразой:

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

Я похвалил бы себя за…..

После урока мне захотелось…. (слайд 10)

Оценки за урок получают…

Оценивают свою работу с помощью вопросов и дополнения предложений.

Ф, И

Текущий контроль

Регулятивные:

-Оценивать результат своей деятельности.

  1. Домашнее задание

Отработка основных знаний и умений и актуализация знаний для дальнейшего изучения материала.

С:беседа, инструктаж

- Открываем дневники, записываем домашнее задание: учебник страница 36 выучить стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!..» ( слайд 11)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Слушают учителя.

Ф, И

Самоконтроль

Регулятивные: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

  1. Организационный момент

Сформировать у учащихся положительное отношение к предмету.

С:беседа

- Урок окончен. Вы большие молодцы. До свидания!


Прощаются с учителем

Ф

Текущий контроль

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.