Вызов | Организационный момент Все сумели мы собраться, За работу будем браться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать! (Слайд № 2) Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами. Меня зовут И.В. Сегодня у нас урок литературного чтения. На уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем . | Слушают учителя Приветствуют гостей. |
Мотивационный этап Я пришла на урок с веселым настроением, а какое настроение сегодня вас? (Слайд № 3) Я думаю, у нас все получится. - А что хотели бы вы сегодня получить от нашего урока? - Ребята, я вам приготовила небольшую выставку книг, скажите какие книги в основном на выставке? А вы любите сказки? | Учащиеся высказывают свое настроение. - получить новые знания, хорошую оценку,….. - Сказки -Да |
Актуализация, выявление проблемного поля. -Ребята, а кто знает, что такое сказка? - на какие группы можно разбить сказки? - какие типы русских народных сказок мы знаем? Для этого мы проведем небольшой конкурс сказок. Я буду зачитывать отрывок из сказки, а вы должны узнать эту сказку. 1. И собачки, и волчок Убежали наутёк. Только Петя-петушок Зайке нашему помог. 2. Жили-были брат с сестрой, Шли дорожкою домой, Братик непослушным был, Из копытца воду пил. 3. Хотели подружиться Журавль и лисица. Но в гости лишь сходили, О дружбе позабыли 4. Пошёл парень за водой А вернулся он домой, Зная чудные слова. Щука их ему дала. (Слайд 5) Подводит обучающихся к выводу о типах сказок. Организует работу с определениями. -Молодцы! Что вы можете сказать про эти сказки? -Назовите признаки волшебной сказки. - Назовите признаки сказок о животных. СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ ПРО ЖИВОТНЫХ БЫТОВАЯ -Одна карточка осталась пустой, я думаю, есть еще один тип сказок. А вы хотели узнать? | - вымышленная история, выдумка, где всегда побеждает добро. (Слайд № 4) - авторские, народные (Заюшкина избушка.) (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.) (Лиса и журавль.) (По щучьему велению.) Отвечают на вопросы. Формулируют признаки сказок. (1 и 3 сказки – о животных, а 2 и 4 – волшебные.) (Волшебные предметы, превращения, чудеса.) (Главные герои – животные. Иногда в этих животных мы видим людей.) -да |
Осмысление | Изучение нового материала Мы с вами должны выяснить, а есть ли ещё другой вид сказок. Для этого прочитаем русскую народную сказку «Мужик и медведь» и выясним, к какому типу сказок она относится. Слушаем аудиозапись Все ли было понятно, когда слушали? Встречались непонятные слова? - можно ли эту сказку отнести к волшебной? А к сказке о животных? Чем мужик побеждал медведя? - такие ситуации называются жизненными, а значит сказки -БЫТОВЫМИ (Возвращаемся карточке) | Учащиеся высказывают предположения (верные и неверные утверждения) Дубрава- Жать Вершки Заломать (Слайд № 6) - нет, отсутствуют превращения, волшебные предметы. - нет. - умом, хитростью -жизненными |
Первичное закрепление нового материала А сейчас прочитаем цепочкой сказку Давайте дадим характеристику героям. Мужик Медведь Смелый сильный Хитрый сердитый Работящий жадный Трудолюбивый ленивый обидчивый Работаем по таблице «Тонкие и толстые вопросы» (Слайд № 7) | - дети читают сказку Ответы детей Составляют и задают вопросы одноклассникам |
Самостоятельная работа с самопроверкой. Учитель раздает карточки, на которых написаны сказки, ученики должны распределить по группам данные сказки (Слайд № 8) | Работают по карточкам и самопроверяют |
Рефлексия | Рефлексия Итог урока. На какие типы делятся сказки? Что главное в бытовых сказках? Самооценка. (Слайд № 9) Домашнее задание: Подготовиться к выразительному чтению по ролям. | -волшебные, сказки о животных, бытовые -хитрость, ум. |