СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение рп 1б

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение рп 1б»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №8



УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Домодедовской СОШ №8

______________________О.М. Комарницкая

Приказ № 762 от «30» августа 2022г.









Рабочая программа

по литературному чтению

для 1 - б класса





Составитель: Горбачева Ольга Геннадьевна,

учитель начальных классов

высшей категории















г. Домодедово

2022 – 2023 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса является составной частью Основной образовательной программы начального общего образования (МАОУ Домодедовской СОШ №8 на 2022-2023 учебный год и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы по математике для 1-4 классов Литературное чтение: программа: 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина: Просвещение, 2021 год, УМК «Школа России»

УМК «Школа России»

Рабочая программа предназначена для работы по учебникам «Азбука» 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», в двух частях / авторы В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшина и др., - М.: Просвещение,2019 г., «Литературное чтение» 1 класс, в двух частях/ авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., и др. – М: Просвещение 2019 г

В соответствии с Учебным планом МАОУ Домодедовской СОШ № 8 на2022-2023 учебный год программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).

Формы организации учебного процесса по предмету: основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная.

Реализация рабочей программы возможна с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012г. 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. При реализации программы с применением электронного или дистанционного обучения проводятся: онлайн-уроки (ДУ в режиме видеоконференцсвязи), практическое занятие (УР).

Онлайн-урок может проходить в форме:

  • объяснения нового материала;

  • консультации (индивидуальные и групповые);

  • опрос обучающихся;

  • консультации по подготовке к РДР и ВПР;

  • вебинары.

Практическое занятие может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:

  • изучение печатных и других учебных и методических материалов;

  • работа с электронными ресурсами и учебниками;

  • выполнение практических заданий;

  • просмотр видео-уроков;

  • прослушивание аудиозаписей;

  • тестирование.

Учебно-методическое обеспечение процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы, размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде, поддержи обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и локальными актами школы.

При использовании дистанционных образовательных технологий для опосредованного взаимодействия с обучающимися используются следующие сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч: Zoom, Mind и т.д.

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентировано Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАОУ Домодедовской СОШ № 8 (утвержден приказом директора № 222 от 27.03.2020г.).

Технологии, методики: метод проектов, технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации и другие.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Добукварный период

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Ударный слог. Звуки в окружающем мире и речи. Звуки в словах. Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук [а]. Буквы А, а. Гласный звук [о]. Буква О, о. Гласный звук [и]. Буква И, и. Гласный звук [ы]. Буква Ы. Гласный звук [у]. Буквы У, у.

Букварный период

Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н, н. Согласные звуки [с], [с,]. Буква С, с. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К, к. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т, т. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л, л. Согласные звуки [р], [р,]. Буква Р, р. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В, в. Гласные буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п. Согласные звуки [м], [м,]. Буква М, м. Сопоставление слогов с буквами з и с. Согласные звуки [з]и [з,], буквы З, з. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Согласные звуки [д], [д,]. Буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я. Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Мягкий согласный звук [ч,]. Буква Ч, ч. Буква ь- показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твердый согласный звук [ш]. Буква Ш, ш. Сочетание ши. Твердый согласный звук [ж]. Буква Ж, ж. Сопоставление звуков [ж]. и [ш]. Гласные буквы Ё, ё. Согласный звук [й,]. Буква Й, й. Согласные звуки [х], [х,]. Буква Х, х. Гласные буквы Ю, ю. Твердый согласный звук [ц]. Буква Ц, ц. Гласный звук [э]. Буква Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Согласный звук [ф,] [ф,]. Буква Ф, ф. Мягкий и твердый разделительные знаки. Русский алфавит.

Послебукварный период

Как хорошо уметь читать! С. Маршак «Ты эти буквы заучи» В. Берестов «Читалочка» Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Одна у человека родная мать -одна у него и Родина. К.Д. Ушинский «Наше Отечество» История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские» История первого русского букваря. В. Крупин «Первый букварь». А.С. Пушкин-гордость нашей Родины. Рассказы Л.Н. Толстого для детей. Произведения К.Д. Ушинского для детей. Стихи К.И. Чуковского «Телефон», «Путаница». Рассказы В.В. Бианки о животных. В.В. Бианки «Первая охота». Стихи С.Я. Маршака «Угомон», «Дважды два». Рассказы М.М. Пришвина о природе «Предмайское утро», «Глоток молока». Стихи А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». Стихи С.В. Михалкова

С.В. Михалков «Котята» Веселые стихи Б.В. Заходера, Б.В. Заходер «Два и три». Стихи В. Д. Берестова «Пёсья песня», «Прощание с другом». Проверим себя и оценим свои достижения.

Жили-были буквы - 8 часов

Вводный урок. В. Данько «Загадочные буквы». Литературная сказка И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Чёрный. Живая азбука. Ф. Кривин. Почему «А» поётся, а «Б» нет. Г. Сапгир «Про Медведя». Стихотворения М. Бородицкая. «Разговор с пчелой». И. Гамазкова. «Кто как кричит?» И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Проектная деятельность «Создаем город букв» Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».

Сказки, загадки, небылицы - 7часов

Е. Чарушин «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Загадки, песенки. Русские народные потешки, небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. С. Пушкин Отрывки из произведений. Русская народная сказка «Петух и собака» Из старинных книг. К. Ушинский «Гусь и журавль», «Жалобы зайки» Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».

Апрель, апрель. Звенит капель!-5 часов

А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна» А. Плещеев. Сельская песенка. Т. Белозёров. «Подснежники» С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки писателей» И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой Проект «Составляем сборник загадок» Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»

И в шутку и всерьез -7 часов

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк, Г.Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».


Я и мои друзья - 7 часов

Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

О братьях наших меньших - 6 часов

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак» В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо» Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».Урок-викторина «Знай и люби родную литературу».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

  • отзываться положительно о своей Родине, людях, ее населяющих;

  • осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;

  • проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • читать задачи, представленные на шмуцтитулах, объяснять их в соответствии с изучаемым материалом урока с помощью учителя;

  • принимать учебную задачу урока, воспроизводить ее в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

  • понимать, с какой целью необходимо читать данный текст (вызвал интерес, для того чтобы ответить на вопрос учителя или учебника);

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);

  • контролировать выполнение задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;

  • оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

  • осваивать с помощью учителя позитивные установки типа «У меня все получиться», «Я еще многое смогу», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.)

  • осмысленно читать слова и предложения; понимать смысл прочитанного;

  • сравнивать художественные и научно-познавательные тексты; находить сходство и различия;

  • сопоставить эпизод литературного произведения с иллюстрацией, пословицей (поговоркой);

  • определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;

  • отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2-4 предложений;

  • отличить произведения устного народного творчества от других произведений;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении загадок, песенок, потешек, сказок, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;

  • понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение на основе чтения по ролям.

  • создавать связное высказывание из 3-4 простых предложений с помощью учителя;

  • слышать и слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

  • под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседником, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

  • оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.),высказывая свою точку зрения;

  • понимать общую цель деятельности, принимать ее, обсуждать коллективно под руководством учителя;

  • соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;

  • оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;

  • находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;

  • готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать ее с опорой на слайды.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с содержанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного

по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать свое позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • анализировать причины успеха/ неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи;

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворения, народную и литературную сказку;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательства своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И.А.Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника (рабочей тетради);

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.);

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связанное высказывание из 5-6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнеру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступи литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать ее с опорой на слайды.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • воспринимать на слух различные виды текстов (художественные, научно-познавательные, учебные, справочные);

  • осознавать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, толковать их в соответствии с изучаемым материалом под руководством учителя;

  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, понимать смысл прочитанного;

  • читать различные книги, осуществлять выбор книги для самостоятельного чтения по названию, оглавлению, обложке;

  • различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов и сказок;

  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по их содержанию;

  • отвечать на вопросы: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»

  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, ее элементах; находить сходные элементы в художественной книге;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в рабочей тетради

  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

  • составлять высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя, соотносить мысль своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами, используя средства художественной выразительности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

(п/п)

Учебное содержание

Основные виды деятельности учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Реализация воспитательного потенциала урока

(виды и формы деятельности)

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

ФГ

Раздел 1. Обучение чтению- 92 часа

1.

Добукварный период (17 часов)

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. Слово и предложение. Слог. Ударение. Ударный слог. Звуки в окружающем мире и речи. Звуки в словах. Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Гласный звук [а]. Буквы А, а. Гласный звук [о]. Буква О, о. Гласный звук [и]. Буква И, и. Гласный звук [ы]. Буква Ы. Гласный звук [у]. Буквы У, у.


Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком.

Различать звуки родной речи.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву

Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки. Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной последовательностью, анализ изображённых событий, установление правильной последовательности событий, объяснение ошибки художника, внесение изменений в последовательность картинок, составление устного рассказа по восстановленной серии картинок. Совместная работа по составлению небольших рассказов повествовательного характера (например, рассказ о случаях из школьной жизни и т. д.).

https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

Развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

2.

Букварный период (59 часов)

Согласные звуки [н], [н,]. Буква Н, н. Согласные звуки [с], [с,]. Буква С, с. Согласные звуки [к], [к,]. Буква К, к. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Т, т. Согласные звуки [л], [л,]. Буква Л, л. Согласные звуки [р], [р,]. Буква Р, р. Согласные звуки [в], [в,]. Буква В, в. Гласные буквы Е, е. Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п. Согласные звуки [м], [м,]. Буква М, м. Сопоставление слогов с буквами з и с. Согласные звуки [з]и [з,], буквы З, з. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Согласные звуки [д], [д,]. Буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Гласные буквы Я, я. Согласные звуки [г], [г,]. Буква Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Мягкий согласный звук [ч,]. Буква Ч, ч. Буква ь- показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твердый согласный звук [ш]. Буква Ш, ш. Сочетание ши. Твердый согласный звук [ж]. Буква Ж, ж. Сопоставление звуков [ж]. и [ш]. Гласные буквы Ё, ё. Согласный звук [й,]. Буква Й, й. Согласные звуки [х], [х,]. Буква Х, х. Гласные буквы Ю, ю. Твердый согласный звук [ц]. Буква Ц, ц. Гласный звук [э]. Буква Э, э. Мягкий глухой согласный звук [щ,]. Буквы Щ, щ. Согласный звук [ф,] [ф,]. Буква Ф, ф. Мягкий и твердый разделительные знаки. Русский алфавит.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками.

Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков.

Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать звуки в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Приводить примеры слов с новыми звуками.

Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Делать вывод о том, что звуки обозначаются одинаково, одной и той же буквой.

Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и).

Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного.

Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Самостоятельно читать предложения.


Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет

https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

Развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

3.

Послебукварный период (16 часов)

Как хорошо уметь читать! С. Маршак «Ты эти буквы заучи» В. Берестов «Читалочка» Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Одна у человека родная мать -одна у него и Родина. К.Д. Ушинский «Наше Отечество» История славянской азбуки. В. Крупин «Первоучители словенские» История первого русского букваря. В. Крупин «Первый букварь». А.С. Пушкин-гордость нашей Родины. Рассказы Л.Н. Толстого для детей. Произведения К.Д. Ушинского для детей. Стихи К.И. Чуковского «Телефон», «Путаница». Рассказы В.В. Бианки о животных. В.В. Бианки «Первая охота». Стихи С.Я. Маршака «Угомон», «Дважды два». Рассказы М.М. Пришвина о природе «Предмайское утро», «Глоток молока». Стихи А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». Стихи С.В. Михалкова

С.В. Михалков «Котята» Веселые стихи Б.В. Заходера, Б.В. Заходер «Два и три». Стихи В. Д. Берестова «Пёсья песня», «Прощание с другом». Проверим себя и оценим свои достижения.

Обосновывать собственное мнение. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно.

Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Найти в тексте и прочитать предложения, в которых рассказывается, как Женя учился говорить букву «р». Определить качества характера Жени на основе представленного на доске списка. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно.

Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации. Придумывать рассказы по иллюстрации. Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов.

Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет

https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

Применять навыки чтения для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; 

работать в ситуациях, расширяющих опыт в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности

Раздел 2. Литературное чтение -40 часов

4.

Жили-были буквы (8 часов)

Вводный урок. В. Данько «Загадочные буквы». Литературная сказка И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Чёрный. Живая азбука. Ф. Кривин. Почему «А» поётся, а «Б» нет. Г. Сапгир «Про Медведя». Стихотворения М. Бородицкая. «Разговор с пчелой». И. Гамазкова. «Кто как кричит?» И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука» С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» Проектная деятельность «Создаем город букв» Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы».














Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка). Выбирать книгу в библиотеке (по теме)

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Воспринимать на слух произведения разных жанров в исполнении мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли

Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение по иллюстрациям

Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями

Декламировать стихотворные фрагменты по выбору.

Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание)Формулировать главную мысль текста.

Понимать общее содержание произведения: описывать особенности поведения и характера героев


Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет

https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

Развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

5.









































































6.
































































7.
































































8.
































































9.

Сказки, загадки, небылицы (7 часов)






































































Апрель, апрель. Звенит капель! (5 часов)




























































И в шутку и всерьез (7 часов)






























































Я и мои друзья (7 часов)































































О братьях наших меньших (6 часов)

Е.Чарушин «Теремок» Русская народная сказка «Рукавичка» Загадки, песенки. Русские народные потешки, небылицы. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» А. С. Пушкин Отрывки из произведений. Русская народная сказка «Петух и собака» Из старинных книг. К. Ушинский «Гусь и журавль», «Жалобы зайки» Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы».















































А.Майков «Ласточка примчалась...», «Весна» А. Плещеев. Сельская песенка. Т. Белозёров. «Подснежники» С. Маршак «Апрель» Стихи-загадки писателей» И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой Проект «Составляем сборник загадок» Стихотворения В.Берестова, Р.Сефа. Произведения из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!»





































И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк, Г.Кружков «РРРЫ!» Н. Артюхова «Саша-дразнилка» К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон» М. Пляцковский «Помощник» Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез».







































Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу» Из старинных книг. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».































С.Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак» В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» В. Берестов «Лягушата», В.Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо» Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».Урок-викторина «Знай и люби родную литературу».


Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и не­обидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

































Прогнозировать содержание раздела. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препина­ния в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы. Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения. Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки. Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом















Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Воспринимать на слух художественное произведение. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Находить слова, которые отражают характер героя. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения

























Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела. Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль. Соотносить содержание произведения с пословицами. Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.





























Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном. Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения. Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа. Сравнивать рассказы и стихотворения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием.

Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог «Что можно сделать с предметом, а что можно сделать со словом, называющим этот предмет?», участие в диалоге помогает первоклассникам начать различать слово и обозначаемый им предмет




Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог







Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом;
Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог








Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке;
Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося);
Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской;
Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками;
Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели;
Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог













Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»;
Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки);
Учебный диалог

https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru


























































https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru
















































https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

















































https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

















































https://resh.edu.ru/subject/

Электронное приложение к учебнику

«Литературное чтение», 1 класс (Диск СD), авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school- collection.edu.ru

Участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы.  

Согласовывать

 мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

 















































Участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы.  

Согласовывать

 мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.










































Участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы.  

Согласовывать

 мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.







































Участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы.  

Согласовывать

 мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.







































Участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы.  

Согласовывать

 мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.