Тема: Судьба твоего ровесника. «Ванька» А.П. Чехов.
Цели деятельности учителя: познакомить с особенностями творчества А.П. Чехова на примере рассказа «Ванька»; научить определять жанр; заинтересовать проблемой произведения; помочь увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу; помочь сравнить жизнь ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной.
Задачи: учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать устную речь, внимание; учить наблюдать за словом автора, авторской позицией, воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: участвуют в обсуждении плана выполнения заданий.
Познавательные: читают текст, понимают фактическое содержание текста.
Коммуникативные: уважают мнение одноклассников.
Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность).
Тип урока: урок отработки умений
Форма урока: беседа, дискуссия
Форма организации учебной деятельности: групповая, коллективная
Методы: словесный, наглядный
Термины и понятия: шпандырь, заутреня, образ, Рождество, людская кухня, дворня, Млечный путь, сидельцы, иезуитское ехидство, клирос; фразеологизмы.
Оборудование для учителя: Н.А.Чуракова учебник Литературное чтение 1 часть; Толковый словарь С.И.Ожегова; портрет А.П. Чехова проектор, презентация, выставка книг; предметы для драматизации (текст письма Ваньки, старая чернильница, старинная перьевая ручка, свеча, костюм Героя);
таблица с критериями для самооценки знаний и умений учащихся;
таблички с заданиями для работы в группах.
Ход урока.
I Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Сегодня, ребята, мы продолжаем учиться понимать огромный и удивительно интересный мир литературы.
II Актуализация знаний:
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(-Антон Павлович Чехов «Ванька»).
(1 слайд)
- К какому литературному жанру оно относится?
(- Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).
(2 слайд)
Одним из домашних заданий было составить синквейн к слову Рассказ.
(дети по желанию зачитывают свои работы)
Дома вы должны были перечитать текст, вновь обратиться к толкованию устаревших слов. Какой же следующий этап в работе с произведениями данного жанра?
Чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке ?
- Мы будем анализировать его).
- Как же мы анализируем прочитанное произведение?
(Составляем характеристику героев, учимся понимать их поступки, мысли, учимся находить в тексте исторические факты).
-Верно. И в итоге мы отвечаем на главные вопросы? Для чего автор написал это произведение ? Чему оно нас учит?
- Мы уже имеем опыт анализа литературных произведений, значит сегодня мы своё умение будем совершенствовать.
-Я предлагаю оценить своё умение на начало урока, в конце урока мы попробуем оценить свои вновь полученные результаты. (Слайд)
- Перед вами листочки с умениями и критериями их оценивания.
Умения по работе с литературным произведением.
В начале урока.
В конце урока
1.Умение ориентироваться в тексте данного рассказа.
2.Знание лексики старинных слов, использованных в тексте
3.Умение составлять характеристику героя.
4.Умение определять главную мысль рассказа.
Всего баллов:
Критерии:
2 балла - знаю и умею
1 балл – могу с помощью учителя или одноклассников
0 баллов – хочу научиться, но пока не умею
III Работа над анализом произведения.
Прочитайте эпиграф нашего урока «В детстве у меня не было детства.»
( На доске) Как вы понимаете эти слова?
Рассказ «Ванька»- удивительно глубокий, очень правдивый и человечный.
Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали всю его тонкость, постарались понять талант А. Чехова.
- Кто главный герой рассказа ?
( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье
к сапожнику ).
Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, портным, парикмахерам.
И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героя рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет...
Работа над содержанием ( выборочное чтение, выполнение заданий к тексту).
- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо.
- В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).
- Какие слова нам это передают? (“...он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ ... прерывисто вздохнул”).
- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Процитируйте нужные строки.
Следующий этап нашего урока – это работа в группах. (каждая группа получит задание). (Приложение 2)
1 группа.
Найдите и прочитайте, что Ванька вспоминает о деде.
- Как выглядит дедушка
-Где живет?
-Какую работу выполняет?
- Как проводит свободное от работы время?
- Какой у него характер? – (добрый, веселый, склонный к шутке).
2 группа.
Найдите и прочитайте, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.
-Какую работу выполнял Ванька в доме сапожника.
– Назовите факты «учения» Ваньки.
-Так обучался Ванька сапожному ремеслу?
3 группа.
Найдите и прочитайте, на что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали?
Очень умело убеждает дедушку забрать его от хозяина. Определив в деревне себе работу.
У групп есть что-либо дополнить?
- Что значит выражение: «Секи меня как Сидорову козу»? жестоко бить.
Это выражение называется в литературе - фразеологизм, т. е. устойчивое словосочетание слов.
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? (счастливой, веселой, свободной)
- Найдите и прочитайте отрывок из рассказа, который соответствует данному слайду.(описание ночной деревни).
- Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.
- Описание этого пейзажа противопоставляется тёмной мастерской сапожника. Такой прием в литературе называется контраст.
- Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне? Как она относилась к Ваньке, когда была жива его мать?
- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери? (Она «кормила Ваньку леденцами», учила его читать, писать, считать и даже танцевать, но не потому, что заботилась о мальчике, а просто так, от скуки. К судьбе мальчика она совершенно равнодушна. Она Ваньку «спровадила» в Москву, ни разу не поинтересовалась тем, как живется ему в городе.)
- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?
- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?
(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)
Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.
Это один из интереснейших приемов, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, безжалостен или способен ли на сострадание. (равнодушие)
- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) - Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить.
Физминутка. Давайте пройдёмся по улицам Москвы конца 19 века. (все встали, ходьба на месте, смотрим по сторонам: вправо, влево, вверх, вниз.
-Слышите разговоры?
-Оживите устаревшие слова.
(заутреня, ледник, выволочка, шпандырь, сидельцы, ямщик, тулуп, колодки, подпасок, сени, намедни)
-Где нашли объяснение? (в толковом словаре, сноски в конце страницы)
Составление характеристики главного героя.
- Как описывает Ваньку А.П.Чехов? Составим его характеристику, доказывая фактами рассказа.
Работа в режиме поиска (по классу развешены слова, обозначающие черты характера людей. Выбрать то, что характеризует Ваньку).
злой, бессердечный, жадный, трудолюбивый, наблюдательный, ленивый, вежливый, любознательный, равнодушный, смелый, боязливый сообразительный
- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? (Писатель жалеет Ваньку и переживает за него, но не только жалость, сострадание, но и уважение: солидно подписал письмо – Иван Жуков
- Какой адрес Ванька указал на конверте?
- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?
- Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)
IV Итоговый этап урока.
- Итак, давайте ответим на главный вопрос :
Для чего А.П.Чехов написал это произведение?
( слайд)
( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »).
Какие чувства у вас вызывает главный герой?
Страшно ли оказаться в том времени?
А вы хотели бы себе такое детство?
Составить синквейн на тему «Наше детство» (коллективно)
Вы хотели бы изменить судьбу Ваньки?
Домашнее задание: ( слайд)
Придумайте продолжение рассказа
С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. ( слайд)
Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.
Работа с выставкой книг. ( слайд)
Не только А.П.Чехов писал о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников.
Итог урока: - Что интересного, познавательного для себя вы узнали?
- Чему учились? ( слайд)
- Пришло время сравнить ваши показатели самооценки умений. Оцените своё умение на конец урока
Поднимите руки те, у кого баллов в конце урока стало больше.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ,
проведенного 15 декабря 2017 года в 4 «В» классе МБОУ СОШ №17
учителем начальных классов Пономаревой Е.Н.
Тема. Судьба твоего ровесника. «Ванька» А.П. Чехов. Это второй урок по теме А.П. Чехов «Ванька».
Тип урока - урок отработки умений.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 4 класса начальной школы.
Цели деятельности учителя: познакомить с особенностями творчества А.П. Чехова на примере рассказа «Ванька»; научить определять жанр; заинтересовать проблемой произведения; помочь увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу; помочь сравнить жизнь ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной.
Задачи: отработка умения анализировать литературное произведение, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать устную речь, внимание; учить наблюдать за словом автора, авторской позицией, воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Для обеспечения мотивации изучения данного произведения были использованы наглядные, словесные и проблемно-поисковые методы (ученики погрузились в атмосферу эпохи рассказа , провели параллель от образа – к композиции произведения).
Были предусмотрены разнообразные формы организации учебной деятельности учеников: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Достаточно большую долю занимала поисковая деятельность учеников (ученики доказывали, объясняли, сравнивали, оценивали, опираясь на текст произведения и свои размышления).
Я думаю, что учебной деятельностью удалось достичь и воспитательной цели, а именно: вызвать внутреннее сопереживание главному герою рассказа, требовательности к себе, радости сопереживания успехам одноклассника. В результате происходило формирование всех четырех УУД (коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных).
Для эмоционального восприятия материала я использовала компьютерную презентацию, детские книжки, что послужило формированию целостного представления о теме « Трудного детства детей».
С целью предупреждения утомления мною была проведена физминутка для опорно-двигательного аппарата, также дети работали в режиме поиска при составлении характеристики героя)
Домашнее задание было дано творческого характера с учетом возможностей и учебных предпочтений учеников этого класса.
Я считаю, урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся.