ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Урок №30 3
Тема: М. Ю. Лермонтов . Лирические стихотворения. «Утёс».
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения; прививать любовь к русской поэзии.
Планируемые результаты:
Предметные:
-учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Личностные:
• формирование умение анализировать лирические стихотворения;
• понимание важности умения выразительно читать лирические произведения
• повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Тип: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока:
I. Организационный момент
Опрос стихотворения.
II. Речевая разминка
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопайте ритм.
— О чем скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.) Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.
III. Введение в тему. Работа с репродукцией
— Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с. 146 учебника.
Архип Иванович Куинджи (1841—1910) — живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорам-ность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.
— Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину. Что хотел показать нам художник? (Ответы детей.)
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
1. Чтение и обсуждение стихотворения «Утес»
Сегодня мы ознакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утес».
— Вспомните, что такое утес. (Утес — это высокая скала.) (Чтение стихотворения учителем.)
— Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Он стоит одиноко и плачет.)
— Сравните два стихотворения Лермонтова — «На севере диком стоит одиноко...» и «Утес». Перечитайте их, чтобы выполнить это задание. (В этих стихотворениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.)
— Прочитайте стихотворение «Утес» про себя.
— Какие два образа запомнились вам? (Образ легкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной золотой тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утес. Одинокий утес, мрачный. Старый утес.) 148
— Тучку поэт изображает как живую. Докажите. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)
— После посещения тучки как чувствовал себя утес? (Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась.)
Да, тучка не могла понять утеса: она стремительная, юная, ей неизвестны такие чувства, которые переживает утес.
— В чем же особенность стихотворения? (Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нем яркие картины, в нем звучит музыка
Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение и обсуждение стихотворения «Осень»
— Прочитайте стихотворение «Осень». Какие строчки помогли вам представить осеннюю картину? (Дети зачитывают строки.)
— Каким вам представляется бор, где поникшие ели зелень
мрачную хранят? Почему поэт называет зелень мрачной? (Может быть, потому, что она уже немолодая, темная. А лиственные деревья стоят голые.) Как понимаете строчки?
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит. (Листья падают, деревья оголяются, и кругом все видно. Поэтому и хочется укрыться.)
2. Выразительное чтение
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке? С какими стихотворениями ознакомились?
Домашнее задание с.146(выр.чт.)