СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. В.Ф.Одоевский "Город в табакерке". 4 класс. УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. В.Ф.Одоевский "Город в табакерке". 4 класс. УМК "Школа России"»

 Урок литературного чтения 4 класс В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подготовила: Шведова Оксана Андреевна учитель начальных классов МАОУ СОШ №5 г.Улан-Удэ

Урок литературного чтения 4 класс

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Подготовила:

Шведова Оксана Андреевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5 г.Улан-Удэ

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца .

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца .

 Сказка Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил . «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова 

Сказка

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил .

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова 

: Виды сказок волшебные бытовые О животных

:

Виды сказок

волшебные

бытовые

О животных

По авторству Народные Литературные (авторские)

По авторству

Народные

Литературные

(авторские)

Литературная сказка -повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральное, социальные проблемы всех времён и народов. Литературная сказка – авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

Литературная сказка -повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральное, социальные проблемы всех времён и народов.

Литературная сказка – авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

Владимир Фёдорович ОДОЕВСКИЙ 1 августа 1803 – 27 февраля 1869 г.г.  В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным.  В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах.

Владимир Фёдорович ОДОЕВСКИЙ

1 августа 1803 – 27 февраля 1869 г.г.

  • В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным.
  • В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах.
  Владимир Федорович Одоевский  (1803 -1869)   Князь-русский писатель, философ, педагог, музыковед.  Работал под псевдонимом «Дедушка Ириней».  Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».

Владимир Федорович Одоевский

(1803 -1869)

Князь-русский писатель, философ, педагог, музыковед.

Работал под псевдонимом «Дедушка Ириней».

Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей

«Детские сказки дедушки Иринея».

Сюда вошли сказки «Червячок»,

«Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».

Лучшими произведениями для детей считаются «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

Лучшими произведениями для детей считаются «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

Сказка  В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Сказка

В. Ф. Одоевского

«Городок в табакерке»

была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Словарная работа Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли .

Словарная работа

Табакерка

маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли .

Табак

Табак

 Бюро  - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Бюро

- письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Горка – это мебель для посуды

Горка – это мебель для посуды

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Шатёр  – покрытие в виде высокой многогранной пирамиды

Шатёр

покрытие в виде высокой многогранной пирамиды

Бахрома  – украшение к занавесям, тесьма с висящими с одной стороны нитями .

Бахрома

украшение к занавесям,

тесьма с висящими с одной стороны нитями .

Тиснёная бумага – бумага с выдавленным рисунком Тиснение золотом

Тиснёная бумага

бумага с выдавленным рисунком

Тиснение золотом

Словарная работа Счесть нельзя   – сосчитать нельзя Одинакие  – одинаковые Учтиво  – очень вежливо Ни пяди - ни на шаг Досадно  – обидно Авось   - может быть С сими словами  – с этими словами Индо  – даже Опамятоваться  – опомниться Затеплилась звёздочка – начала загораться Право – действительно Свод – в архитектуре тип перекрытия

Словарная работа

Счесть нельзя   – сосчитать нельзя

Одинакие  – одинаковые

Учтиво  – очень вежливо

Ни пяди - ни на шаг

Досадно  – обидно

Авось   - может быть

С сими словами  – с этими словами

Индо  – даже

Опамятоваться  – опомниться

Затеплилась звёздочка – начала загораться

Право – действительно

Свод – в архитектуре тип перекрытия

Начало путешествия

Начало путешествия

 Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.  “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”.  — Извольте, с величайшею радостью!

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. — Извольте, с величайшею радостью!

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной.  Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое… Пёстренькая (разноцветная) тиснёная бумага Свод «Учтиво поклонился»

Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь – большое…

Пёстренькая (разноцветная) тиснёная бумага

Свод

«Учтиво поклонился»

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.  — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день.  — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Маленькая размолвка Путешествие по улице Перламутр – внутренний слой раковин моллюсков.

Маленькая размолвка

Путешествие по улице

Перламутр – внутренний слой

раковин моллюсков.

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал:  — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры!  — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша...  — А что тебе надобно? — спросил надзиратель.  — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают...  — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша... — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...

Господа дядьки-молоточки Надзиратель Валик

Господа дядьки-молоточки

Надзиратель Валик

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:  — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?  — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Царевна Пружинка

Царевна Пружинка

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...

Это был сон…

Это был сон…

Работа в парах  Охарактеризуйте Мишу . Подчеркните слова, которые подходят ему. Осторожный, воспитанный, любознательный, безответственный добрый, послушный, равнодушный .

Работа в парах

Охарактеризуйте Мишу . Подчеркните слова, которые подходят ему.

Осторожный, воспитанный, любознательный, безответственный добрый, послушный, равнодушный .

Работа в парах  Охарактеризуйте Мишу. Выберите слова, которые подходят Мише. Осторожный, воспитанный, любознательный, безответственный добрый, послушный , равнодушный.

Работа в парах

Охарактеризуйте Мишу. Выберите слова, которые подходят Мише.

Осторожный, воспитанный, любознательный, безответственный добрый, послушный , равнодушный.

Оцени работу в паре 1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша. 2. Соотнеси героев и их поговорки. Молоточки зиц-зиц-зиц Колокольчики тук-тук Пружинка шуры-муры Валик динь-динь Восстанови отрывок, используя текст сказки. На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за __________бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, __________бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и _______ бы не было! Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.  Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.

Оцени работу в паре

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

Молоточки зиц-зиц-зиц

Колокольчики тук-тук

Пружинка шуры-муры

Валик динь-динь

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я ___________не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за __________бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, __________бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и _______ бы не было!

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке; какие бывают табакерки.

Оцени работу в паре 1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша. 2. Соотнеси героев и их поговорки. 2.Молоточки зиц-зиц-зиц 1.Колокольчики тук-тук 4.Пружинка шуры-муры 3.Валик динь-динь Восстанови отрывок, используя текст сказки. На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.  Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи ; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера ; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке ; какие бывают табакерки.

Оцени работу в паре

1.Расставь в порядке очередности жителей городка, с которыми встречался Миша.

2. Соотнеси героев и их поговорки.

2.Молоточки зиц-зиц-зиц

1.Колокольчики тук-тук

4.Пружинка шуры-муры

3.Валик динь-динь

Восстанови отрывок, используя текст сказки.

На всё смотришь — ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Выбери и подчеркни научные сведения, полученные Мишей в волшебном городке Дзинь-дзинь.

Табакерка была сделана из панциря черепахи; предметы вдали кажутся меньше, чем вблизи ; колокольчики звучат по-разному в зависимости от размера ; все, что произошло с Мишей, было сном; как появляется музыка в табакерке ; какие бывают табакерки.

Рефлексия Понравилась ли Вам сказка? Ваши впечатления от прочитанного? Действительно ли Миша побывал в табакерке? Чем закончилась история? Что хотел сказать автор читателем своей сказкой?

Рефлексия

  • Понравилась ли Вам сказка?
  • Ваши впечатления от прочитанного?
  • Действительно ли Миша побывал в табакерке?
  • Чем закончилась история?
  • Что хотел сказать автор читателем своей сказкой?
Домашнее задание .  1. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.  2. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.

Домашнее задание

  • . 1. Разделить сказку «Городок в табакерке» на части, озаглавить каждую часть.

2. Нарисовать иллюстрацию к прочитанной сказке.

Интернет – ресурсы: http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png  книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png  открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки slovari.yandex.ru  http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist  da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru

Интернет – ресурсы:

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png

рамка

http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg

перо, чернильница

http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png

книги

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png

открытая книга с пером

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png

Свитки

slovari.yandex.ru

http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530

http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/

http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist

da-zdra-per-m.livejournal.com

PlanetaSkazok.ru

allskazki.ru