СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение "В. Ф. Одоевский Городок в табакерке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Познакомить с техникой изображения пространственных объектов (перспектива), учить видеть изображение предметов  в пространстве через восприятие  художественного текста. 

Задачи урока:

  • представить  учащимся замечательного русского писателя В.Ф. Одоевского;
  • определить особенности сказки «Городок в табакерке»;
  • сформулировать идею произведения, опираясь на структурную схему и сюжетную цепочку;
  • провести сравнительный анализ действий героев денной сказки и сказки – мультфильма «Шкатулка с секретом»;
  • учиться наблюдать и видеть окружающий мир;
  • перенести впечатления,  знания в изображение с помощью законов перспективы;
  • познакомить учащихся со строением глаза и отображением объектов на сетчатке;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литература, ИЗО, ОМ Яцишин О. А.»

Изображение предметов в пространстве через восприятие художественного текста. Перспектива.
В. Ф. Одоевский Городок в табакерке
Интегрированный урок (литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир)

4 класс.


Цели урока:

  • представить учащимся замечательного русского писателя В.Ф. Одоевского;

  • определить особенности сказки «Городок в табакерке»;

  • сформулировать идею произведения, опираясь на структурную схему и сюжетную цепочку;

  • провести сравнительный анализ действий героев денной сказки и сказки – мультфильма «Шкатулка с секретом»;

  • учиться наблюдать и видеть окружающий мир;

  • перенести впечатления, знания в изображение с помощью законов перспективы;

  • познакомить учащихся со строением глаза и отображением объектов на сетчатке;



Учитель. На этом уроке вас ждет неожиданное событие. Вы увидите и услышите мальчика, можно сказать, пришедшего из нашей сказки…Но всё узнаете немного позже..

1. О писателе

Владимир Фёдорович Одоевский – один из тех писателей, которых читают с младых лет и до старости. Так говорили его современники. Родился он в 1804 году, умер в 1869 г. Сначала его сказки, потом учебники, потом научные и фантастические произведения.

Владимир Фёдорович Одоевский был человеком, обладавшим знаниями в различных областях науки. Ему открывался совершенно новый мир возможностей применения достижений науки. Он, как считают исследователи, намного опередил эпоху, в которой жил.

Осознание того, что в привлечении народа к науке заложено великое будущее страны, России привело его к мысли о широком просвещении. И он первый пошел навстречу народу со своим поучительным словом о науке. Его энциклопедические знания позволили ему мастерски написать ряд популярных брошюр по различным вопросам. За «Народной химией» последовали учебники грамматики, арифметики, истории, физики и географии, написанные в увлекательной и популярной форме.

Среди множества вопросов, интересовавших его, — и вопросы транспортной техники. Главным средством борьбы с транспортной отсталостью он считал постройку железных дорог с паровой тягой, а позже предвидел замену паровой тяги электрической. Интересовался он и воздушными сообщениями, предвидел освоение воздушной стихии, думал и о выходе человека в мировое пространство.

Музыка, которую Одоевский считал «высшей сферой человеческого искусства», всегда была в центре его творческих интересов. Он был крупнейшим знатоком в области музыки и одним из первых музыкальных теоретиков России.

Знаменитые поэты, писатели, музыканты, художники любили собираться у Одоевского. А. С. Пушкин, В.Жуковского, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, Даргомыжский

В. Ф. Одоевский написал фантастический роман «4338-й год», который не был окончен. Одоевского с полным правом можно назвать основателем нового жанра, до него не существовавшего в русской литературе, — научно-технической фантастики.

Для него не было дел незначительных, он всем интересовался, во все вникал, всем помогал. Состоя на службе в министерстве внутренних дел, Одоевский принимал участие и в работе его хозяйственного департамента. Так, ему приходилось иметь дело с заявками и предложениями различных изобретателей, которым он всегда стремился помочь.

Поскольку сам Одоевский был склонен к изобретательству, он стал уделять все больше внимания техническим вопросам.

В. Ф. Одоевский своим вниманием и детей. Его сказки, издававшиеся под псевдонимом «дедушки Иринея», — исключительное явление, и ему могли бы позавидовать дети всех других стран. Теплотой и жизнью веет от прелестных сказок, в которых чудесный старик с необыкновенным искусством простого рассказчика будит воображение и любознательность юных читателей. А книжка Одоевского «Городок в табакерке», написанная в 1834 году, — одна из самых любимых книжек детей того времени — и поныне пользуется популярностью.


Слайд 2.

Учитель. Ребята, я намеренно познакомила вас с В.Ф. Одоевским после двух уроков работы с его произведением. Расскажите, как вы теперь представляете этого человека.

Дети. Он любил Россию, хотел, чтобы она развивалась.

Помогал изобретателям, поэтам, писателям, чтобы жизнь в России стала лучше.

Был добрым, любил детей.

Был патриотом России

Учитель. Вдумайтесь в слова эпиграфа урока – в слова В. Ф. Одоевского

«Науки полезны, необходимы для каждого гражданского общества… Они столь же беспредельны, как сама природа; они — ее искусственное начертание …»


Дети Одоевский хотел, чтобы дети учились, узнавали разные науки. Это нужно для продвижения России. Поэтому он написал разные учебники.

Всё, что происходит в природе – может объяснить наука.

Папенька сказал Мише, что когда он будет изучать механику, он поймёт, как устроена табакерка.


Учитель. Ребята, вы у вас были разные мнения, к какому жанру можно отнести. Кто-то говорил, что всё происходящее – реальность, а во сне может присниться чудесное, волшебное. Так что же это, рассказ или сказка, точнее определите жанр.

Давайте выскажем свои мнения

Дети. Авторская сказка.

Рассказ- сказка

Познавательная сказка.

Поучительная сказка.

Научная сказка.

Учитель. Да, действительно, вы очень точно всё заметили, мне понравились ответы.

Слайд 3

Учитель. Структурную схему сказки мы уже составили. Я буду показывать на экране героев сказки, а вы вспомните и назовите предложения и словосочетания, которые характеризуют их взаимоотношения.

(Работа по щелчку мыши. Дети называют эти предложения. В ответах могут быть незначительные изменения)

Слайд 4

Учитель. Я приготовила для вас сюрприз. Вы такой мультфильм не видели. Смотрите внимательно.

Мультфильм показывается после чтения текста

Учитель. Есть ли различия в сюжетной линии?

Дети. Сказка и фильм очень похожи, но есть разница.

Шкатулка в фильме была сломана, а мальчик хотел разобраться.

Оба мальчика очень хотели попасть внутрь шкатулки и узнать как всё устроено

Мальчик в фильме – один герой, а в сказке Миша общается с жителями городка.

Оба мальчика побывали в шкатулке и табакерке во сне.

В фильме мальчик налаживал пружинку, а в сказке нечаянно сломал.

У обоих мальчиков есть папы. В сказке папенька сказал, чтобы Миша сам был внимательнее. Он всё поймёт, когда будет изучать механику. А в мультфильме мальчик попросил своего папу помочь разобраться с механизмом шкатулки.

Слайд 5

Действия героя авторской сказки «Городок в табакерке»
(по сюжетной линии произведения) и героя
современного мультфильма «Шкатулка с секретом»(сравнительный анализ)

Мальчик Миша

- удивился, когда увидел табакерку;

- спрашивал папеньку об устройстве табакерки;

- прислушивался к музыке;

- хотел войти в городок;

- познакомился с мальчиком -колокольчиком;

- удивился, не поверил, что сможет пройти под «низенькими сводами»;

- с помощью колокольчика открыл секрет изображения папеньки и маменьки в комнате;

- думал, что колокольчики весело живут;

- узнал, что долгий праздник надоедает;

- заступился за мальчиков;

- разбирался в устройстве , разговаривал с жителями табакерки;

- нечаянно сломал механизм (приснилось)

Мальчик в мультфильме (новый материал) Сюжетная цепочка

- Удивился, когда увидел шкатулку;

- спрашивал папу об устройстве шкатулки;

- хотел узнать, почему не играет музыка;

- хотел войти в шкатулку, хотел стать маленьким;

- сумел это сделать;

- разбирался в устройстве , ходил внутри шкатулки;

- звенел колокольчиками, заставлял работать молоточки;

- увидел, как расположены колокольчики и молоточки;

- завёл механизм ключом, но музыка не заиграла;

- думает, что много узнал, но нужна помощь папы


Слайд 6

Идея произведения. Что хотел сказать автор своим читателям?

Применяется метод незаконченных предложений

  • Мальчик Миша очень хотел…(«узнать, что там делается»)

  • Он почти понял, отчего .. (музыка в табакерке играет)


По результатам работы предыдущего этапа, с помощью метода незаконченных предложений дети вполне смогут вывести идею произведения.

Если хочешь узнать о чём-нибудь, спроси у детей, взрослых, изучай науки. Учись наблюдать!

Физминутка 1. Для отдыха глаз. (проектор выключаю)

Дети, давайте посмотрим так, как Миша в сказке с мальчиком - колокольчиком.

Близко (на пальчик ) – далеко (на доску) - (несколько раз)

Круговые движения глаз «стенка» - «потолок»- «окно» «пол»

Физминутка 2.( подвижная) Дети встают.

«Дядьки – молоточки!» (И. п. руки – на пояс, ноги на ширине плеч). Мальчики делают наклон вперед. Девочки – колокольчики - повороты корпусом «влево-вправо»


Слайд 7

Учитель.

Как вы думаете, если я сейчас покажу картины, как это будет связано с именем Владимира Федоровича Одоевского?

Дети. Он был образованным человеком, знал и понимал искусство, дружил с художниками.

Учитель. Назовите знакомые вам картины

Дети. И. Левитан. Золотая осень. Н. Крылов Зимний пейзаж

Учитель. Посмотрите так, как учил смотреть Мишу мальчик - колокольчик

Дети. И. Левитан. На переднем плане молоденькие березки, а вдалеке большие березы кажутся маленькими. Река уходит вдаль и сужается.

Н. Крылов. На переднем плане люди т лошадка изображены крупно, а на замерзшей реке – лошадка и люди выглядят очень маленькими

(Картину А. Грицая и гравюру А. Остроумовой – Лебедевой дети видят впервые)


Учитель. Что вы можете сказать о других картинах?

Дети. Эти картины похожи тем, что художники показывают уходящую вдаль аллею, уходящую вдаль воду. Художники изображают природу, скульптуры, здание. Эти объекты (термин из уроков информатики «Объекты и предметы») подчеркивают даль.

Учитель. Вы уже узнали, как учил наблюдать за окружающей действительностью мальчик- колокольчик Мишу. И почему Миша видел вдали маленькие предметы, всё это объясняют науки: биология, физика, её раздел – оптика

Дети. Есть такие магазины «Оптика», где продают очки.

Учитель. Да, и мы узнаем, как видят наши глаза, почему предметы кажутся маленькими


Слайд 8.

Наш глаз – сложная оптическая система, через которую проходят отраженные от предмета лучи света. Чем ближе предмет (А), тем больше угол между лучами. А значит, и изображение на сетчатке глаза. Чем дальше предмет (Б), тем меньше угол и тем меньше изображение на сетчатке глаза.

(по щелчку мыши и последовательная анимация)

(Судя по эмоциям, дети были удивлены, но что-то поняли)

Слайд 9.


Учитель. Посмотрите внимательно на школьный коридор. Видите ли вы то, что показал мальчик-колокольчик Мише в сказке В. Ф.Одоевского «Городок в табакерке»?

(Разрешала по группам выходить в коридор, и мы пальцами измеряли окно в конце коридора. Дети удивлялись.)


Дети. Окно очень маленькое, а на самом деле – очень большое. Двери все одинаковые, а постепенно уменьшаются, окна – тоже уменьшаются.

Слайд 10.

Практическая работа

Перспектива.

Учитель Все художники пишут много упражнений, не меньше, чем мы по русскому и по математике. Сегодня вы попробуете нарисовать наш школьный коридор. Это будет для вас упражнение в изображении перспективы.

(Действия по щелчку мыши)

  1. Нарисуйте широкий прямоугольник. Поместите внутри точку схода всех линий

  2. Нарисуйте прямые линии, соединяющие углы прямоугольника с точкой схода.

  3. Нарисуйте горизонтальные линии, задающие нижний и верхний край задней стены, вертикальные линии, задающие боковые края стены (на слайде вывела срезу этот прямоугольник)

  4. Проведите вспомогательные линии для окон и дверей.

Какая линия лишняя? (горизонтальная, по стене справа, там будут двери) Линия исчезает по щелчку мыши.


Слайд 11.

Некоторые работы детей. Дети по своему желанию раскрасили отдельные детали коридора.

Слайд 12.

Эти работы детей были выполнены до этого урока, когда дети анализировали содержание сказки. Самый красивый рисунок – Насти Дьяченко. Все рисунки сделаны на уроке.


Слайд 13. Рефлексия

Учитель

Какие секреты открыли вам музыкальная табакерка и шкатулка?

Дети.

Как устроен механизм шкатулки, табакерки

Как рисовать перспективу

Как общаться и уважать друг друга

Чтобы много знать, надо учиться

Надо мечтать, как мечтали мальчики, и их желание исполнилось.


Учитель Еще один секрет: мальчик не смог наладить музыкальную шкатулку, но русский композитор Лядов написал такую пьесу. Она называется Музыкальная табакерка. Послушайте этот фрагмент.

Как вы думаете, подходит эта музыка к замечательной табакерке, шкатулке?


Дети говорят о том, как нежно звучит эта музыка. Она полностью подходит к этой сказке, к мультфильму.





Литература.


- В. А. Лазарева Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе-М.: Институт инноваций в образовании им.Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (глаз)

- Дуг Дебоск «Как рисовать перспективу» (перевод с английского) 2000г.

- О. Б. Корф. «Детям о писателях. XIX век» - М.:ООО «Издательство Стрелец», 2007.

- В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Сказка. Рисунки А. Кошкина, Новосибирск: «Детская литература», 1991.

Мультфильм Шкатулка с секретом http://mults.spb.ru/mults/?id=922

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

В. Ф. Одоевский  «Городок в табакерке» И зображение предметов в пространстве через восприятие художественного текста.  Перспектива .

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

И зображение предметов в пространстве через восприятие художественного текста. Перспектива .

«Науки полезны, необходимы для каждого гражданского общества… Они столь же беспредельны, как сама природа; они — ее искусственное начертание …»

«Науки полезны, необходимы для каждого гражданского общества… Они столь же беспредельны, как сама природа; они — ее искусственное начертание …»

смеются Говорила, как надо рисовать Что за городок? Глупый неразумный мальчик! Кто здесь ходит? Плохое наше житьё! Нам стучать велит Зачем вы бьёте колокольчиков? Весело живёте! Будешь учиться механике Зачем вы толкаетесь? Мне хотелось узнать.. Структурная схема сказки В.Ф. Одоевского

смеются

Говорила, как надо рисовать

Что за городок?

Глупый неразумный мальчик!

Кто здесь ходит?

Плохое наше житьё!

Нам стучать велит

Зачем вы бьёте колокольчиков?

Весело живёте!

Будешь учиться механике

Зачем вы толкаетесь?

Мне хотелось узнать..

Структурная схема сказки В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке "

Маменька

Папенька

Вдали всё кажется маленьким

Мальчик –

колокольчик

Миша

удивление

Пружинка –

царевна

Мальчики –

колокольчики

Дядька –

молоточки

Господин

Валик -

надзиратель

«Шкатулка с секретом» (по мотивам сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке») Сравните, как развиваются события в сказке и в мультфильме.

«Шкатулка с секретом» (по мотивам сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке») Сравните, как развиваются события в сказке и в мультфильме.

Действия героя авторской сказки «Городок в табакерке» (по сюжетной линии произведения) и героя современного мультфильма «Шкатулка с секретом»

  • Удивился, когда увидел табакерку;
  • спрашивал папеньку об устройстве табакерки;
  • прислушивался к музыке;
  • хотел войти в городок;
  • познакомился с мальчиком -колокольчиком;
  • удивился, не поверил, что сможет пройти под «низенькими сводами»;
  • с помощью колокольчика открыл секрет изображения папеньки и маменьки в комнате;
  • думал, что колокольчики весело живут;
  • узнал, что долгий праздник надоедает;
  • заступился за мальчиков;
  • разбирался в устройстве , разговаривал с жителями табакерки;
  • нечаянно сломал механизм (приснилось)

  • Удивился, когда увидел шкатулку;
  • спрашивал папу об устройстве шкатулки;
  • хотел узнать, почему не играет музыка;
  • хотел войти в шкатулку, хотел стать маленьким;
  • сумел это сделать;
  • разбирался в устройстве , ходил внутри шкатулки;
  • звенел колокольчиками, заставлял работать молоточки;
  • увидел, как расположены колокольчики и молоточки;
  • завёл механизм ключом, но музыка не заиграла;
  • думает, что много узнал, но нужна помощь папы.

Закончите следующие предложения

Закончите следующие предложения

  • Мальчик Миша очень хотел
  • Он почти понял, отчего
И. Левитан. Золотая осень. Масло, 1895 Н. Крылов. Зимний пейзаж. Масло, 1827 А. Остроумова – Лебедева Перспектива Царского села Гравюра на дереве, 1904. А. Грицай. Летний сад. Пастель, 1955

И. Левитан. Золотая осень. Масло, 1895

Н. Крылов. Зимний пейзаж. Масло, 1827

А. Остроумова – Лебедева

Перспектива Царского села Гравюра на дереве, 1904.

А. Грицай. Летний сад. Пастель, 1955

Наш глаз – сложная оптическая система, через которую проходят отраженные от предмета лучи света. Чем ближе предмет (А), тем больше угол между лучами. А значит, и изображение на сетчатке глаза. Чем дальше предмет (Б), тем меньше угол и тем меньше изображение на сетчатке глаза.

Наш глаз – сложная оптическая система, через которую проходят отраженные от предмета лучи света. Чем ближе предмет (А), тем больше угол между лучами. А значит, и изображение на сетчатке глаза. Чем дальше предмет (Б), тем меньше угол и тем меньше изображение на сетчатке глаза.

Посмотрите внимательно на школьный коридор. Видите ли вы то, что показал мальчик-колокольчик Мише в сказке В. Ф.Одоевского «Городок в табакерке»?

Посмотрите внимательно на школьный коридор. Видите ли вы то, что показал мальчик-колокольчик Мише в сказке В. Ф.Одоевского «Городок в табакерке»?

Перспектива в действии. Построение коридора.

Перспектива в действии. Построение коридора.

Перспектива в действии . Работы  учащихся 3 А класса

Перспектива в действии . Работы учащихся 3 А класса

Как рисовать перспективу Чтобы много знать, надо учиться Как устроен механизм Как общаться и уважать друг друга Музыкальная табакерка Пьеса Лядова Какие секреты открыли вам музыкальная табакерка и шкатулка?

Как рисовать перспективу

Чтобы много знать, надо учиться

Как устроен механизм

Как общаться и уважать друг друга

Музыкальная табакерка Пьеса Лядова

Какие секреты открыли вам музыкальная табакерка и шкатулка?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Найти в словарях или интернете значения слов пастель, гравюра
  • Нарисовать по законам перспективы
  • свою комнату
  • комнату, в которой вы хотели бы жить, которая вам нравится.